Выставка приурочена к 140-летию со дня рождения Алексея Николаевича Толстого – знаменитого русского и советского писателя, «красного графа» из рода Толстых, лауреата трех Сталинских премий первой степени. В его литературном багаже множество произведений, знакомых многим со школьной скамьи: фантастические и исторические романы, повести, стихи, пьесы. Однако обычно знакомство с писателем начинается еще раньше, в детстве, – со сказочной повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Книга по сей день считается классикой детской литературы, она выдержала множество переизданий. Основу выставки составил комплект из 51 рисунка к «Золотому ключику» в технике акварель, тушь, перо, созданных волгоградским графиком и живописцем Нинель Дмитриевной Пироговой для Нижне-Волжского книжного издательства в 1972 году. В 1970-1980-е гг. Нинель Пирогова много работала в иллюстрации детских книг, издававшихся в Волгограде. Ее графические листы занимают значительное место в фонде музея, посвященном волгоградской графике. Этим, в первую очередь, объясняется численное превосходство ее произведений на выставке.
Однако не менее важно, что история веселого деревянного человечка сошла со страниц книги и нашла отклик в кино, мультфильмах, музыкальных и театральных постановках. Театральную тему на выставке поддержали плакат Владислава Эдуардовича Коваля к спектаклю «Золотой ключик» (Театр юного зрителя, г. Волгоград, 1982) и эскиз декораций Нины Ивановны Гапоновой к одноименному балету (театр «Русский балет», г. Москва, 1997).
Вместе с работами Нинель Дмитриевны Пироговой в пространстве одной экспозиции они формируют сказочный мир, где есть место говорящим куклам и волшебным заклинаниям: «Крекс. Фекс. Пекс!»
Алексей Толстой и его книга
Алексей Николаевич Толстой стоял у истоков советской научной фантастики. Его роман «Аэлита» (1923) о путешествии землян на Марс лег в основу одноименной экранизации 1924 года, снятой выдающимся кинорежиссером Яковом Протазановым. В работе над эскизами костюмов для фильма принимала участие «амазонка русского авангарда» Александра Экстер. В 1927 году увидел свет «Гиперболоид инженера Гарина», на создание которого писателя вдохновило строительство Шуховской башни в Москве – необычной для того времени конструкции из сетчатых металлических оболочек. В своих научно-фантастических романах Толстой опередил время, описав космический полет, лазер, деление атомного ядра.
Повернувшись от будущего к прошлому, писатель создал двухтомный роман «Пер Первый» (1929-1945), заслужив не только высокие оценки современников, но и свою первую Сталинскую премию. Параллельно автор работает над знаковой трилогией «Хождение по мукам» (1920-1941), в которой подвергает осмыслению коренные изменения в русском обществе, произошедшие в начале двадцатого столетия.
По мотивам произведений писателя снято множество художественных фильмов: «Формула любви» (реж. Марк Захаров, 1984), «Похождения графа Невзорова» (реж. Александр Панкратов-Чёрный, 1982), «Юность Петра» (реж. Сергей Герасимов, 1980) и др.
Однако многим поколениям советских и российских школьников он знаком в первую очередь по сказочной повести «Золотой ключик или Приключения Буратино». Этот год стал юбилейным не только для писателя, но и для его произведения. В 1923 году Толстой подверг литературной обработке русский перевод сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы», а спустя 10 лет, в 1933, он подписал договор с издательством «Детгиз» на написание своего собственного пересказа «Пиноккио».
Но одного перевода А.Н. Толстому показалось мало: «Выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему». Так, «Золотой ключик» впервые появился в конце 1935 года на страницах «Пионерской правды», а затем был издан отдельной книгой.
Произведение приобрело большую популярность сразу после публикации. Еще во время работы над сказкой Толстой создал пьесу «Золотой ключик» для Центрального детского театра, а в 1939 году написал сценарий для художественного фильма режиссера Александра Птушко. Впоследствии история «веселого плутишки» Буратино нашла огромный отклик в советском кинематографе, мультипликации, музыке, театре: детская опера «Золотой ключик» (1973), мультфильм «Приключения Буратино» (студия «Союзмультфильм», 1959), одноименный телевизионный фильм (реж. Леонид Нечаев, 1975), телеспектакль в постановке Театра кукол им. С.В. Образцова (1985) …
Произведение не только завоевало любовь маленьких читателей, но и пользовалось успехом среди взрослых. По сей день литературоведы ведут дискуссии об аллюзиях на крупные фигуры российской художественной жизни эпохи Серебряного века – времен литературной молодости автора, о характере Буратино, бойкого активиста с развитым чувством товарищества среди «декадентских» Пьеро и Мальвин, и даже о библейских отсылках в книге.
В свое время работа над «Золотым ключиком» стала для Алексея Николаевича Толстого отдушиной в непростые для Советского Союза 1930-е годы. Надеемся, что и для нашей «почтеннейшей публики» выставка станет проводником в волшебный мир детской сказки с, как говорил Буратино, «ччччудными картинками».