13 ноября 2020 года в Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова открывается выставка работ мастеров народной куклы «Крупеничка» «Казачьему роду нет переводу», посвященная 450- летию служения Донского казачества государству Российскому.
В первую очередь выставка ставит просветительские задачи и рассказывает языком народной куклы о жизни донских казаков с XVI века до наших дней. Казачья культура - неотъемлемая часть культурного богатства нашего региона.
Первая община русских вольных казаков появилась на Дону. Огромное значение в жизни казаков играла война, они находились в условиях постоянного противоборства с враждебными кочевыми племенами. Важнейшим источником существования для них являлась военная добыча, получаемая в походах «за зипунами» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ.
Подобные условия формирования и последующей нелегкой жизни казачества привели к созданию в повседневном станичном и семейном быту своеобразных черт, отличавших его от основной массы русского крестьянства. На первых этапах освоения новых территорий казачьи сообщества состояли преимущественно из бессемейных одиночек. Тяжелая жизнь на засеках и в городках, отсутствие нормальных стационарных жилищ, защищенных от нападений, невозможность завести собственное хозяйство, заниматься земледелием и скотоводством и иметь гарантированные запасы пропитания в течение длительного времени не способствовали появлению у казаков устойчивых семейных образований.
Только в XVII веке у казаков появился обряд - заключение брака и развода в Кругу, на майдане. После церковного освящения брака развод стал фактически невозможен. Брачные обряды соблюдались очень строго. Сожительство без заключения брака считалось у казаков прелюбодейным грехом.
Создание устойчивых браков в казачьих общинах способствовало формированию особой культуры, связанной с обычаями, обрядами, ритуалами присущими только донским казакам. В обществе складывается представление типичных образов казака и казачки. Казак - вольнолюбивый, мужественный, выносливый, с твердым характером, щеголь. Казачка - белолицая, чернобровая, с густыми длинными волосами, гордая, трудолюбивая, весь дом на ней держится, мужу ни в чем не уступает.
Эти яркие образы привлекли к себе внимание мастеров клуба народной куклы «Крупеничка», и они под руководством Сюсиной Татьяны Анатольевны, члена Творческого Союза художников России, стали создавать кукольные композиции, посвященные казачьим обрядам, праздникам, костюмам.
На выставке представлены композиции «Казачья свадьба», «Христославы», «Мы - потомки донцов», «Встреча казака», «Казачья семья» и другие.
В экспозиции представлены также гравюры, фотографии, живописные работы, информационный материал, знакомящие с разными периодами жизни донских казаков.
Гравюра А.Орловского «Линейные казаки верхом» из фондов ВМИИ дает представление о форме казаков начала XIX века. Казаки ценили эту форму и отдельные элементы ее любили носить и в обыденной жизни.
Во все времена казачество являлось универсальным родом вооруженных сил. Казаки владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий. Как в конном строю, так и пешие, на суше и на море. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. После заграничных походов русской армии 1813-1815 годов, по выражению знаменитого генерала А.П.Ермолова, казаки стали удивлением Европы. Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVIII-XIX веков, ни 50-летняя эпопея покорения Кавказа. За безграничную храбрость казаки награждались Георгиевскими крестами и другими высокими знаками отличия. В экспозиции представлена фотография Георгиевских кавалеров станицы Зотовской Хоперского округа и фотографии казаков дореволюционной России.
Трагический этап в жизни казачества - Гражданская война, которая расколола казаков на два лагеря. Семьи, сочувствующие белогвардейцам, отправлялись в ссылку фактически без средств к сосуществованию. Только глубокая вера в Бога и сила духа помогли выжить в годы лихолетия. На выставке представлен уникальный экспонат любезно предоставленный Нехаевским районным краеведческим музеем. Это Евангелие погибшего в гражданскую войну казака и бережно хранимое его женой в ссылках в годы гонений. В 2018 году праправнук того казака передал эту бесценную реликвию в краеведческий музей.
В конце 1980-х годов во многих городах и станицах Дона начинается возрождение донского казачества, восстановление утраченных черт казачества, некоторых составных частей его самосознания, культуры традиций и быта. В ноябре 1990 г. в Ростове-на-Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона. Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского. Были восстановлены традиционные символы Войска Донского: донской флаг (сине-желто-красный), донской герб (олень, пронзенный стрелой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон»).
Пережившие трагические события XX века потомки казаков сохранили свои традиции. На рубеже XX-XXI веков казачество вновь возродило многие из них. В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.
Завершают экспозицию яркие, жизнеутверждающие живописные полотна волгоградской художницы Ирины Тур. Ее работа «Казачьему роду нет переводу» определила название всей выставки.
Выставка проходит по адресу: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова, пр. Ленина,21 тел: 38-59-15, 38-24-44