Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова
представляет выставку «Камни забвения» Скульптура Роберта Харитонова из фондов ВМИИ
22 февраля - 2 апреля
открытие 22 февраля в 16.00
Выставка отдает дань памяти яркому, талантливому волгоградскому скульптору Роберту Харитонову (1940-1997). Самые известные из его монументальных работ знакомы каждому волгоградцу, это исполненные героического пафоса памятник Михаилу Паникахе и памятник ополченцам- защитникам Тракторного завода. Творческое наследие Харитонова, созданное за его не очень долгий век, разнообразно и неоднородно, оно остается малоизвестным широкой аудитории. Двадцать лет прошло со времени его ухода. В 2009 г. в Волгоградский музей изобразительных искусств наследниками скульптора была передана в дар большая коллекция его работ, включающая более сотни произведений. Половина из них будет представлена на выставке «Камни забвения». В состав экспозиции вошли эскизы монументов, портреты, медали, композиции, выполненные в бронзе, камне, шамоте. Выставка дополняется фотографиями, воспоминаниями о мастере. Она свидетельствует о напряженном, драматическом характере дара скульптора, о пути, который он проделал от 1970-х к 1990-м, о трансформациях реальности, в которой он проживал.
Скульптура Харитонова узнаваема при несомненной включенности в контекст мирового искусства ХХ века. Минуя стереотипы и не стремясь к общепринятой «приятности для глаза», Харитонов добивается силы художественного высказывания. Его работы говорят о мучительных поисках- не только художественных, но и философских, касающихся отношений между людьми, сути жизни, движении времени. Потому родные для него образы- мятущиеся, противоборствующие, ищущие. Среди его излюбленных персонажей- Бетховен, Сократ, Достоевский.
В ранних работах Харитонова напряженная форма, кажется, взрывается динамичными ритмами. В его даже небольших произведениях клокочет жизнь, но это бытие не благостное, но драматическое, раздираемое противоречиями («Диоген», «Пегас»). Неслучайно еще один его любимый образ- поверженный кентавр- существо могучее, опасное и страдающее. Приемы, апеллирующие к кубизму и экспрессионизму, сменяются подвижной свободной лепкой портретов, поисками опоры в традиционной африканской и египетской пластике, исследованиями декоративных возможностей металла, глины. Сдержанные, минималистические, безошибочно выверенные однофигурные композиции выполнены в символическом ключе («Мыслитель», «Смирение»). Какую бы стилистику мастер не избирал, для него была важна энергетика формы, сила воздействия на зрителя. Его ориентирами в искусстве были скульпторы-«тяжеловесы»: Барлах и Королев, Бурдель и Неизвестный.
Роберт Харитонов- неординарное явление на волгоградской художественной арене 1970-1980-х гг. Артистичный, эффектный, интеллектуальный, независимый в каждом своем жесте, - он остался незабываемой и единственной в своем роде фигурой. Говоря о его творчестве, мы вспоминаем период насыщенной, разнообразной жизни нашего союза художников, украшением которого была скульптурная секция, признаваемая самой сильной в Поволжье. Его соратниками по скульптурному цеху были очень разные и талантливые мастера: Н. Павловская, М. Павловский, П. Малков, В. Фетисов, А. Голованов, О. Дедов, В. Рухлин, В. Понамарев, Ю. Юшин, А. Тамаров, А. Ковальчук, В. Безруков, А. Криволапов. Своя насыщенная, интересная жизнь была в то время у молодого поколения художников, тесно общавшихся с архитекторами, музыкантами, искусствоведами. Харитонов был дружен с такими же молодыми А.Шумилиным и П.Чаплыгиным, Г.Вяткиным и П.Зверховским, А.Бровко и И.Лепнуховым, А.Бровко и В.Тихоновым, А.Мамонтовым и Ю.Юшиным.
Художественные решения Роберта Харитонова часто воспринимались как неожиданные, порой коробящие, но всегда искренние. Харитонов- мастер, стоящий на романтической позиции, горячий, страстный. Все его пластические высказывания- от первого лица, они точно воспроизводят его интонацию, его боль, радость и горечь. В состав выставки войдет и композиция «Камни забвения», вызвавшая особый интерес партийных кураторов в момент своего первого показа на выставке молодых художников в 1977 г. Обкатанные камни с полустертыми человеческими лицами- сильная и емкая метафора жизни, времени, истории, которые перемалывают, обтесывают индивидуальность, избавляясь от всего выдающегося.
Последние 14 из своих 57 лет он прожил в Москве, но лучшие его работы были созданы в Волгограде. К несомненным удачам можно отнести композиции, посвященные памяти о Великой Отечественной: «Пьета», «Сталинград», «Встреча», «Прощание», «Ожидание». Младенцем со своей семьей Роберт приехал в предвоенный Сталинград и разделил трагедию мирного населения, остававшегося в городе во время битвы. Роберт начал рисовать и лепить в сталинградском Доме пионеров, в изостудии легендарного художника- педагога Григория Леонтьевича Руднева. Патриотизм Харитонова был глубоким, страстным. Потому после окончания Строгановского училища он вернулся в 1970 г. в Волгоград и искренне хотел посвятить свое творчество подвигу Сталинграда. Размах, драматизм композиционно-пластических решений, словно предназначенный для героических тем, грандиозных проектов, казалось, с трудом оказался втиснут в рамки станковых произведений. В судьбе монументалиста не все зависит от качеств самого художника. Случилось так, что единственный раз- в памятнике Паникахе- талант Харитонова получил возможность зазвучать в полный голос. Оттого при взгляде на его творческий путь остается впечатление недосказанности, неполной реализации, короткой судьбы.
Харитонов выполнял работы Художественном фонде, сотрудничал с керамическим заводом, заводом «Сувенир». В ожидании монументальных заказов, он искал поле для экспериментов в малой пластике, рельефе, искусстве медали. Здесь нашли отражение его пристрастия, увлечения литературой, музыкой, философией, спортом («Эдгар Алан По», «Марк Твен», «Хоккей»). Творческая и человеческая неординарность мастера запечатлены не только в произведениях, но и в его фотографиях, воспоминаниях, которыми его семья и друзья щедро поделились при организации выставки «Камни забвения».
Адрес: Волгоград, проспект Ленина, 21.
Время работы 10.00-18.00, в среду 10.00-20.00, выходной вторник. тел.(8442)38-24-44, (8442) 38-59-15