«Именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий. Для того же, чтобы хранить, нужно знать это сокровище, а для знания нужно изучать»
Н.К. Рерих. Листы дневника. 1935
К 150-летнему юбилею художника, философа, общественного деятеля, археолога Николая Константиновича Рериха (1874-1947) в пространство постоянной экспозиции «Сокровища русского искусство» возвращается пейзаж мастера «Закат».
Последние двадцать лет жизни Николай Рерих провел в Индии. До этого он прожил несколько лет в США, совершая длительные экспедиции в страны Центральной Азии. Но большая часть жизни художника прошла в России.
У Рериха рано пробудился интерес к истории и археологии. Художественный критик Иван Лазаревский писал: «Рериха всегда... манила к себе старина славянская, старина севера, старина древней России... Он смотрит дальше, взор его глубже. Рериха влечёт к скрытому за далями веков, за туманностью невыясненного, что мерещится в сказаниях и преданиях старины; и в этом черпает Рерих сюжеты для своих работ». Действительно, одни из первых произведений Николая Рериха написаны на темы из древнерусской истории: «Плач Ярославны» (1893), «Гонец. “Восста род на род”» (1897), «Поход» (1899), «Заморские гости» (1901, 1902), «Город строят» (1902) и др.
В детстве Рерих наблюдал за работой археологов недалеко от родительского имения Извара под Петербургом, а в студенческие годы сам принимал участие в экспедициях. Археолог и искусствовед Александр Формозов отмечал, что «раскопки не были случайным увлечением молодого живописца. Рерих мечтал отыскать изначальную красоту – истоки искусства».
В 1903-1904 гг. Николай Рерих вместе с супругой Еленой Ивановной совершил «паломничество» по старинным русским городам, посетив Великий Новгород, Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Кидекшу, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москву, Смоленск, Талашкино, Изборск, Печоры, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород и др. «Какое сокровище!» – вспоминал впоследствии Рерих. Результатом этого масштабного путешествия стало более 100 художественных произведений. Вероятно, к ним относится и этюд «Закат» из фондов ВМИИ.
На холсте изображена Онуфриева пустынь в Изборско-Мальской долине Псковской губернии, где находился Христорождественский Онуфриево-Мальский мужской монастырь. Об истории обители известно немного. Она была основана преподобным Онуфрием Мальским около 1480 года и действовала вплоть до упразднения в 1764 году. Тогда собор Рождества Христова стал приходским храмом. В 2000 году на этом месте был основан Спасо-Онуфриев скит Псково-Печерского монастыря. В настоящее время он является недействующим.
В отличие от серии подробных архитектурных этюдов того же периода, здесь Рерих отказывается от проработки мелких деталей. Широкими горизонтальными мазками краски землистых оттенков заданы склоны холма, вертикальными – гряда леса. Между ними – сведенные к минимуму объемы монастырских построек. Онуфриева пустынь находится в низине, поэтому белокаменное сооружение с синей главой может быть верхушкой звонницы. Предзакатное солнце золотит крыши сквозь рваные сизые облака. Этот золотой свет затем усилит свое звучание на культовых полотнах мастера: «Бой» (1906), «Илья-пророк» (1907), «Половецкий стан» (1909), «Крик Змия» (1914), «Зороастр» (1931), «Голос Монголии» (1937) и др.
Благодаря высокой степени обобщения скромный по размерам этюд приобретает монументальный характер, становится частью более широкого контекста. Это не столько изображение конкретного исторического места, сколько высказывание об истории, культуре и искусстве, чей свет, по мысли Николая Рериха, «озарит бесчисленные сердца новою любовью».