«Мной не преследуется поиск эстетического или художественного смысла, но, напротив, смыслом становится стихийный импровизационный поиск сущностного начала человеческого бытия. Отсюда мой интерес к древнебашкирскому эпическому слову, с которым графика становится менее экспрессивной, но более монументальной. Она напоминает текучесть народного орнамента, а образность как бы очеловечивается на фоне антропоморфных чудовищ»
Айрат Терегулов
Айрат Терегулов – один из ведущих мастеров изобразительного искусства Башкортостана, который за тридцать лет творческой деятельности стал участником более ста представительных выставок в стране и за рубежом. Произведения художника находятся в собраниях десятков российских музеев, в картинных галереях и коллекциях многих стран мира. В фонды Музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова 4 гравюры мастера поступили в качестве дара 2013 года после Первого Международного открытого фестиваля графики «VITA-ART-TIME». Не останавливаясь на однажды достигнутом, Терегулов сумел совершить настоящие творческие открытия в различных видах искусства – живописи, графике, художественной фотографии, графическом дизайне. Его произведения отличает абсолютная свобода замысла и решения. В композициях, портретах, натюрмортах художник прежде всего отталкивается от своего внутреннего состояния, чувства. В поиске наибольшей эмоциональной выразительности он свободно «плавает» в фантастических мирах, где опознается художественное наследие мира.
Перед нами портреты. Он «онаучены», конечно, по Филонову, который задавался целью ввести в искусство анатомическое знание о предмете, изображал не внешнюю оболочку, но внутренние процессы, стремясь прикоснуться к реальным основам жизни во Вселенной. Образы фантастичны, они как бы воплощают некие сущности, служат метафорами.
Особая ценность графического изображения скрыта в некоторой недосказанности, беременной глубоким обобщением, емкостью образов, в условном изображении предмета или лишь намека на него. Каждый вид графики имеет свои особенности, которые зависят от материала и используемых инструментов. Эта зависимость диктует художнику способ трансляции его воображения, мысли на плоскость листа. Кажется, что самый «дружелюбный» и послушный для художника инструмент перевода нематериального в формат печатного произведения - линогравюра. Он (лист линолеума, материала, который появился в арсенале художников в конце XIX века) легко поддается, не спорит, послушен резцу мастера. Художник режет линолеум отдельными мелкими штрихами, где-то взрыхляя поверхность и создавая шероховатую фактуру человеческой кожи, формируя складки губ, где-то подчеркивая объем, тяжелую монументальность профиля. Лица парят в условном абстрактном пространстве, обозначенном контрастными белыми и черными формами. Все оно прочерчено силовыми линиями и сложно построено с заглублениями внутрь листа, с темными провалами в глубину. Они уподобляются буквам на письме. Графемы не поддаются расшифровке и существуют как таинственные знаки, часто выполняя орнаментальные функции, но, как еще не прочитанные иероглифы, содержат скрытый смысл. Разные глаза, то «рыбьи», то смотрящие в разные стороны «арлекины», то напоминающие моллюски-жемчужины в устричной раковине, сами по себе чрезвычайно важны. Еще Филонов высказал идею о «знающем глазе» в противовес «видящему глазу», который не проникает за поверхность вещей. Глаза, как и все лицо, собираются из отдельных элементов как тело из клеток, создают скрытую жизнь материи. Эти хтонические образы, полные иррациональной силы, обращают нас к древним архетипам, богам земли и неба. Голова человека воспринимается как модель мироздания. Чей-то профиль выдвигается из-за кулис на освещенное пространство сцены («Мое имя-10»), меланхолично, готово заплакать «гобеленовое полотно» «Имени-11», катастрофично, со смещением пластов после пережитого ужаса, – «Имя -12», почти комично зооморфное «Имя-13» на козьих ножках.«Полное определение моего искусства – это триллер…то есть необычное построение композиции и напряженный загадочный сюжет. Вы подумаете, что это фэнтези или фантастика, но это не так», продолжает нас запутывать Айрат Рауфович.
Творчество этого художника, как правило, относят к экспрессионизму, который характеризуется трагическим мировоззрением, многозначительными мотивами, символами и мифами. Видимый мир виден каждому, считали эти художники, и нет смысла его изображать Важно лишь эмоциональное состояние автора – и его способность при помощи формы, цвета, штриха передать это состояние зрителю. Экспрессионистам по душе мистические ожидания и культ чувств, они любят мрачную патетику и напряженность линий. Там, где дикая, неуправляемая энергия вырывается в человеке наружу, обнаруживая не только невинность и природную грацию, но и звериное, голодное, аморальное, воинственное. «Я надеюсь, - говорит Терегулов, - на то, что нашел свой почерк. Привлекать в моих работах могут энергетике, экспрессия. Они не делались для того, чтобы услаждать зрение и душу».
Наш автор увлекался абстракционизмом, а одна из важных характеристик этого стиля -субъективность реальности. Вместо объектов окружающей действительности здесь объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отношения между этими элементами. Современным графическим «рассказом» художник затягивает зрителя в особый, созданный им мир, который полон эмоций, ассоциаций, гротеска. Глубокие и насыщенные драматическим началом его графические произведения говорят о его пребывании в лабиринтах абстракции, которая ощущается им как музыка: «Абстракция – это не только чувства. Вам никто не объяснит смысл того или иного музыкального фрагмента, вы сами представляете, что должно за ним скрываться…Я заполняю любым пачкающим материалом пространство полотна, буквально терзая его, пока не почувствую, что вогнал туда всю свою энергетику, что работа зазвучала в унисон с душой», - делился своими откровениями мастер.
После увлечения абстракцией Терегулов возвращался к реализму, при этом « после абстрактного фигуративное стало уже несколько другим, не таким нравоучительным, без излишней прямолинейности. Абстрактное стало источником более формального отношения, переместив акценты со «что» на «как». Дидактики в работах стало меньше» (как хорошо, что художники иногда поясняют свои работы!)
Голова - благодатный материал для «размышлений» кистью. В представлении художника голова человека – это некая модель мироздания, В обнаженной структуре человеческого лица пластически анализируются разные типажи. Что же означают эти цифры в нумерологии имперсональных существ?
«10» символизирует завершение в разных аспектах. Это числовое представление целого и совершенного объекта. Стремление достичь высочайшего уровня мастерства.
«11» - это мастер-число, одно из самых сильных и редких в нумерологии. Это не просто сумма единиц, а две свечи, горящие рядом, два канала, открытых к высшему миру. Число «Одиннадцать» - духовное предназначение, интуиция, просветление и служение через свет. Можно ставить невозможные задачи, оптимизм и идеализм не заставят себя ждать.
«12» - божественное число, которое представляет силу и власть Бога над его творением. Ассоциируется с полнотой и совершенством поскольку обеспечивает постоянную защиту и безопасность, для тех, кто находится под его покровительством.
«13» с эзотерической точки зрения число символизирует собой смерть, за которой начинается преображение и воскресение. В христианстве и скандинавской мифологии - дисгармония, катастрофа, смерть, измена. В индуизме «13» - священное число, ведущее к просветлению, в исламе, что важно для нашего автора, «13» считается положительным числом, символом завершения и совершенства.
О названии.
Имярек – происходит от выражения «назвавши имя». Употребляется вместо имени неизвестного или нарочито неназываемого лица. Зачастую имя (рекло) являлось тайным сакральным, не называемым всуе.
Экземплификант – обозначение сугубо канцелярское. Это пробелы в тексте (на белой бумаге), которые требуют авторского заполнения, идентификации.
Заполняйте своими сокровенными «данными» черно-бело-пестрое пространство этих гравюр, используя свое личное «черное», «белое» и «пёстрое»!
Творчество Терегулова свободно от ограничений традиционных форм искусства и художественного пространства, оно брутально, с визуальными нагромождениями, намекающими на прозрения. В его работах парадоксально сочетаются реализм, экспрессионизм, абстракционизм и трэш. Из «неиссякаемой сокровищницы вселенских аналогий» (Бодлер) художник черпает свои метафоры и образы, стремясь уловить в настоящем непреходящее, уловить само настроение современной жизни во всей ее противоречивости, неоднозначности. «Треш на плоскости», доведенный до абсурда и вывернутый наизнанку, часто не абстрактная анархия против культурных догм, но сознательная диверсия, разрушающая нормы.
