«Имени героического Сталинграда» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
29.01.2021 - 01.03.2021
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Имени героического Сталинграда»

Выставка «Имени героического Сталинграда» посвящена 78-й годовщине окончания Сталинградской битвы и развивает многолетнюю работу музея Машкова по осмыслению роли сражения в победе над фашизмом. Свидетельства сталинградской эпопеи, благодарная память о героической борьбе на берегах Волги представлены в многочисленных произведениях искусства. Непреходящую ценность представляет собой графика художников-современников Сталинградской битвы.

Художественная летопись Сталинграда чрезвычайно обширна. Это десятки имен авторов и сотни произведений, бережно сохранившиеся в фондах музеев, в семейных архивах, что позволяет открывать новые ракурсы большой темы памяти о войне, предлагать зрителям новые экспозиционные идеи.

На выставке представлены 30 рисунков и эстампов шести художников, жизнь которых была связана с нашим городом. Они были свидетелями ратного и затем трудового подвига защитников и жителей Сталинграда. Это К.И.Финогенов, Н.Е.Черникова, А.М.Николаев, Л.И.Гагарина, А.П.Быков, П.Ф.Гречкин. Выставка камерная, в формате «открытых фондов», который дает возможность в малом пространстве зала близко и вдумчиво общаться с зарисовками 1940-х годов, с авторской печатной графикой 1960-70-х, также созданной на основе послевоенных зарисовок.

Главный подарок зрителям – впервые экспонируемый рисунок К.И.Финогенова «Имени героического Сталинграда», созданный шестьдесят лет назад, во время пребывания художника в Чехословакии, в городе Карловы Вары. На рисунке запечатлена старинная улица, переименованная в честь нашего знаменитого города. От образа этой тихой, красивой европейской улицы, несомненно поразившей знаменитого советского художника-сталинградца, мы предлагаем зрителю перенестись в первые послевоенные годы, увидеть Сталинград после битвы, каким видели его К.И.Финогенов и другие художники.

Возможно такое странное соседство изысканного умиротворенного европейского пейзажа и руин Сталинграда позволит вам представить, какие воспоминания могли нахлынуть на художника, оказавшегося в январе 1961 года на той улице чешского города. В пейзаже – эпиграфе всё дышит покоем, гармонией с природой, архитектурной сказкой. Это один из образов сбывшейся мечты человечества, пережившего ужасы войны, о мирной жизни. С мечтой о мире и счастье возрождался и наш город.

Послевоенные зарисовки Сталинграда отличаются документализмом, беспощадной честностью. Они передают боль и гнев, сострадание к руинам и тем, кто погиб здесь, осиротел, лишился крова. Но другим, не менее сильным лейтмотивом сталинградской графической летописи является тема возрождения, сильного движения к жизни, к созиданию и красоте. Мы видим первые, сначала кажущиеся безнадежными, попытки поднять Сталинград из руин, а потом появляются всё более жизнеутверждающие, оптимистичные и радостные виды новых улиц, заводских цехов, парков, площадей. Преобладают пейзажные зарисовки. Но мы понимаем, что эти работы – о людях, их стойкости и мужестве, о труде, о повседневной жизни с её надеждами, большими и малыми победами.

Быков Алексей Петрович (1912-1995)

Окончил Саратовский государственный художественно-промышленный техникум (1933). Сотрудничал со сталинградскими и волгоградскими газетами как иллюстратор. Член Союза художников России с 1986 года. У этого графика сформировался свой стиль и тематические приоритеты в изображении послевоенного Сталинграда. Для художника, работавшего в периодической печати, характерны тренированность быстрого рисунка, умение даже в беглой зарисовке передать важную идею, мысль. В коллекции ВМИИ находится как изображения следов сражения («Землянка во дворе. Сталинград, Ельшанка». 1944; «Место встречи войск 62 Армии с войсками Донского фронта» 26/1-43». 1946), так и хроникальные изображения эпического восстановления сталинградских заводов («Последние руины. Восстанавливается завод «Красный Октябрь». 1949; «На территории завода. Восстановление продолжается».1949; «Прокат тонкой стали». 1949).

Гагарина Лидия Ивановна (1902-1984)

Родилась в Саратове. В 1920-1925 гг. училась в Царицине на городских художественных курсах, с 1930 года это Сталинградский техникум изобразительного искусства. В 1928-1929 гг. в Ленинграде занималась в художественно-педагогическом училище. В 1929 г. поступила на живописный факультет Ленинградского ВХУТЕИНа. С 1938 г. – член Ленинградского отделения Союза художников. Во время войны была среди защитников Ленинграда, участвовала в блокадных выставках ленинградских художников. Приезжала в Сталинград после войны. Создала серию рисунков, по которым в 1970-е годы были отпечатаны эстампы под общим названием «Сталинград 1948 года». Для художницы, глубоко переживающей за судьбу не чужого ей города, характерна наблюдательность и глубина понимания сталинградской трагедии. В работах «Восстановление Универмага», «Новосоветская улица», «У вокзала», «Самолёт» запечатлены руины и военная техника, спустя годы после войны сохраняющиеся даже в самом центре города. Поражает их будничность и пока еще привычность. Л.И. Гагарина создала пронзительные произведения про «долгое эхо» Сталинградской битвы.

Гречкин Петр Федорович (1907-1990)

Родился в г. Калач-на-Дону. В 1925-1930 гг. учился в Сталинградском художественном техникуме у Н.Н.Любимова, К.И.Финогенова. Художник индустриального и лирического пейзажа. С 1941 г. – член Союза советских художников. В 1941-1945 гг. – участник Великой Отечественной войны. После демобилизации П.Ф. Гречкин с огромным энтузиазмом и пониманием важности сохранения облика несломленного Сталинграда для потомков рисовал, рисов, рисов.  Серия «Возрождение Сталинграда» (1947 г.) выполнена простым графитным карандашом на листах примерно одного размера. Чувствуется стремление автора дать всеохватывающий репортаж жизни, показать, что осталось после битвы («Мамаев курган», «Руины на Московской улице», «Руины Советской улицы»). С нескрываемой радостью он фиксирует первые очаги восстановленной нормальной жизни («Центральная часть Сталинграда», «Улица Коммунистическая»). В серию рисунков попадают и первые мемориалы нашего города-памятника («У братской могилы»). В скромных карандашных рисунках художник увековечил тяжелый труд и гордость за первые результаты этого большого коллективного усилия.

Николаев Алексей Михайлович (1910-1994)

Родился в Саратове. В 1929 г. поступил в Саратовский художественный техникум на оформительское отделение. В 1932 г. по распределению приехал в Сталинград. Работал художником в клубе завода «Баррикады». В 1934 г. принят в члены Сталинградского товарищества «Художник». С 1939 г. член Сталинградского отделения Союза советских художников. В годы Великой Отечественной войны руководил творческой и производственной деятельностью местных художников, с 1941 по 1947 гг. являясь председателем правления этой творческой организации. Алексей Михайлович оставил замечательные воспоминания о художественной жизни нашего города, запечатлел уникальные места, связанные с фронтовой историей. В 1960-е годы по рисункам военного времени он подготовил серию линогравюр с никем не повторенными сюжетами. Это документальная фиксация интерьеров блиндажей легендарной 62 Армии («Кабинет Чуйкова»; «Комната дежурного по штабу»; «Интерьер штабной бани»), а также обратил внимание на первые памятники, посвященные  Сталинградской битве («Рубеж»).

Финогенов Константин Иванович (1902-1989)

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951), Лауреат Государственной премии (1949). Родился в Царицыне. В 1924 г. окончил местную художественную школу, затем – Сталинградское художественное училище, в 1932 г. – Московский полиграфический институт. В годы Великой Отечественной войны работал как фронтовой художник, в «Окнах ТАСС», газете «Правда». Находился в частях 64-й Армии во время завершающего этапа Сталинградской битвы, создал цикл документальных рисунков, которые вошли в знаменитый «Сталинградский дневник художника К.И. Финогенова». Его родители погибли в Сталинграде. Он много раз возвращался в родной город и видел в нем не только войну, но и символы мира. Послевоенный Сталинград он изображал на больших листах грунтованной бумаги, в сложной графической технике. Видел его белоснежным и прекрасным. Он показал начало. «Город строится». «Город возрождается». И сразу мы видим мощное движение вверх и в даль, вертикальные доминанты подъемных кранов, которые пришли на помощь ручному труду первых строителей. Графика К.И. Финогенова создавалась для вдохновляющего примера, несла надежду, выражала мощный духовный порыв.

Черникова Надежда Елисеевна (1916-2010)

Родилась в Новосибирске. В 1932-1937 гг. училась на живописно-педагогическом отделении Сталинградского художественного техникума. В 1939-1941 гг. училась в Харьковском художественном институте. Очевидец бомбардировки Сталинграда в августе 1942 г. После эвакуации вернулась в город, стала одним из первых его летописцев и всю жизнь сохраняла преданность этой теме. Активный участник восстановления художественной жизни города. С 1945 г. – член Союза художников РСФСР. В Музее Машкова хранится самая большая коллекция натурных рисунков Надежды Елисеевны. Для выставки отобраны произведения, убедительно показывающие трансформации города после битвы, от полных горьких интонаций видов некогда самых красивых зданий и мест довоенного Сталинграда («Дом Интуриста» 1945, «Набережная» 1945, «Здание ТЮЗа» 1947), до энергии новых жилых кварталов, например, в рисунке «Улица Советская».

Художники не считали себя сторонними наблюдателями, жили одной жизнью со своим городом, горячо переживали за него, работали для его процветания. Мемориальная сила представленных на выставке произведений в многообразной передаче точного облика Сталинграда, в способности вызывать искренний эмоциональный отклик поколений зрителей, родившихся после войны.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО