Фёдор Суханов. к 100-летию Мастера | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
10.08.2023 - 10.09.2023
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Фёдор Суханов. к 100-летию Мастера

У волгоградского художника Фёдора Суханова (1924 – 2000) было более 30 персональных выставок, о нём много писали современники – искусствоведы, журналисты и поэты. Это художник, работавший в одно время с видными волгоградскими мастерами. Яркий, живой, темпераментный, искренний, иногда по-детски наивный, иногда серьёзный и вдумчивый – он смог создать свой уникальный почерк. Фёдор Суханов не получил академического образования, но природный талант, работа над собой и постоянные поиски способствовали тому, что он стал одним из самых известных волгоградских художников своего времени.

Выставка, приуроченная к 100-летию художника, позволяет проследить путь мастера, этапы развития и поисков в разные периоды жизни. В экспозицию вошло более 60 произведений, начиная с самых ранних, созданных в 1940-е в послевоенном Сталинграде, до работ 1990-х годов. Проект, объединяющий произведения из музейной коллекции и частных собраний – попытка по-новому взглянуть на творческое наследие мастера, понять, почему сейчас для нас так важен этот художник. Как изменились мы и мир в целом? Что его работы значат для нас сегодня?

Фёдор Иванович Суханов родился в 1923 году в городе Красный Сулин Ростовской области. С юности он мечтал стать художником, в 17 лет хотел пойти в Ростовское художественное училище, но все планы изменил война. С началом эвакуации в 1941 году Суханов перебрался к родственникам в Сталинград и поступил в артиллерийское училище, в котором работал художником-оформителем – писал агитационные плакаты. В 1943 году, прибавив себе один год, ушёл на фронт, участвовал в боях на Брянском, Калининском и 2-м Прибалтийском фронтах. Окончание войны Суханов встретил в Прибалтике. В 1947 году Фёдор Суханов был демобилизован, приехал в Сталинград, где жил его дядя – единственный оставшийся в живых родственник.

В Сталинграде в конце 1940 – начале 1950-х годов и начался путь Суханова-художника. Он знакомится с местными мастерами, зарабатывает на жизнь он тем, что работает оформителем в цирке и летних кинотеатрах. Не желая всю жизнь оставаться «художником-производственником», он учится, экспериментирует, постоянно находится в поиске. Много работает в Речпорту, пишет Волгу, корабли, пишет руины Сталинграда и новые здания, вокзал. Фёдор Суханов постепенно входит в художественную жизнь города. 

Уже в 1950-е годы о нём заговорили как об интересном и самобытном художнике, признавая талант молодого живописца. В 1954 году он принял участие во всесоюзной выставке в Москве, а в 1956 году стал членом Союза художников. В конце 1950-х принимал участие в работе созданной творческой бригады во время строительства Волжской ГЭС. Параллельно с этим Суханов создаёт целую серию работ, посвящённых Сталинграду военного времени. Они созданы по памяти, на основе выполненных ранее рисунков, этюдов и набросков. Его волнует сам масштаб трагических событий в жизни города. Опуская детальность и документальность, он акцентирует внимание на эмоциональном переживании, оставляя лишь главное, существенное.

Суханов много работает на натуре, ставшей впоследствии основой всего его творчества. Молодой художник общается с природой, учится у неё, восхищается её красотой. Он пробует разные мотивы, ищет, экспериментирует. Появляются небольшие, но очень выразительные этюды, в которых уже видно его умение тонко чувствовать природу, улавливать разные её состояния. Индустриальное строительство и переосмысление военного опыта вскоре уступило место небольшим, но выразительным пейзажам. Фёдор Суханов – художник, тонко чувствующий природу. Именно она стала для него главным источником вдохновения, «большой мастерской», которая учила видеть красоту. Не просто копировать, но понимать, улавливать любые изменения, чувствовать её внутреннюю жизнь. Вполне возможно, что такое трепетное отношение и доверие к природе было продиктовано прошлым художника – военным опытом, той трагедией, которую ему пришлось пережить. Природа для Суханова становится источником красоты и гармонии, чем-то надчеловеческим, вечным. Часто в его работах фигурирует весна – как мотив пробуждения, возрождения и торжества жизни.

Природа оставалась его главным увлечением на протяжении всей жизни. Фёдор Суханов не ограничивался тем, что видел дома, он был в постоянном поиске, много путешествовал, его интересовала натура как таковая. Работал много, работал страстно, по несколько месяцев путешествуя в разные уголки страны. Любил работать Академической даче, был в Воронежской, Ивановской, Ростовской, Брянской, Саратовской, Московской и Вологодских областях, на Кольском полуострове, на Байкале и Соловецких островах, на Кавказе и в Калмыкии. Его пейзажи искренни и поэтичны. Этюды, привезённые из поездок, написаны быстро и точно, они самостоятельны и самоценны, часто носят характер законченных произведений. Суханов пишет легко, увлечённо: динамичный, слегка небрежный, даже немного диковатый, фактурный мазок сочетается с восторгом от увиденного.

В 1970 – 1980-е годы Суханов активно работает, его произведения экспонируются на республиканских и зональных выставках, а также за рубежом – в Чехословакии, Японии, Венесуэле и Финляндии. В это время появляются его работы с видами современного ему Волгограда. Работы «Мамаев курган», Площадь павших борцов», «Сталинград», «Память» – это уже более осмысленные вещи, соединяющие живопись и философскую глубину. Не просто фиксация событий повседневности, но размышления о жизни города здесь и сейчас, его внутренней жизни, гармоничном сочетании прошлого и настоящего.

Со временем живописный язык мастера становится более камерным. Не отказываясь от своего главного увлечения, пейзажа, художник всё чаще обращается к жанру натюрморта. Суханова интересуют вопросы цвета, формы и фактуры. Он создаёт свои собственные, не лишённые экспрессии и живописной энергии «миры вещей», где всё сбалансировано и гармонично. В его натюрмортах, с одной стороны присутствует та лёгкость и лиризм, присущие пейзажам, с другой – они часто решены в декоративном ключе. В пейзаже этого времени Суханов остаётся верным себе. Наполненные светом работы «Май ликует», «Солнечное наводнение», «Зелёный омут» – это радость жизни, ликование природы. Автор наслаждается контактом с природой, тонко чувствует и схватывает её состояние.

За что мы так ценим Фёдора Суханова? В чём его феномен? Фёдор Суханов важен для нас, он – другой, он меняет наше представление об окружающей нас реальности, выявляет красоту в тех обыденных мотивах, в которых мы не привыкли или не ожидаем её увидеть. Он постоянно менялся, искал, пробовал. То он восхищённый импрессионист, лирик, то вдумчивый, где-то работает экспрессивно, нанося толстыми слоями краску, работая с фактурой, или уходит в декоративность. Мы ценим его за темперамент, восторг, иногда граничащий с дикостью, искренность и в то же время какую-то детскую наивность, честность, преданную любовь к натуре и окружающему миру.

Сегодня имя Фёдора Суханова хорошо известно в нашей стране и мире. Его работы стали частью культурной жизни города, они до сих пор украшают не только музеи и частные коллекции, но и университеты, библиотеки, гостиницы и дома культуры. Произведения художника хранятся в частных и музейных коллекциях России, Австрии, Франции, Германии, Финляндии, Великобритании, Венгрии, Канады и Кубы.

Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова благодарит Волгоградскую областную универсальную научную библиотеку им. М.Горького и частных коллекционеров за помощь в организации выставки.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО