«Фарфоровая Россия» скульптора Павла Каменского | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
07.03.2025 - 01.06.2025
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

«Фарфоровая Россия» скульптора Павла Каменского

7 марта 2025 года в Волгоградском музее изобразительных искусств им.И.И.Машкова начнёт работу выставка «"Фарфоровая Россия" скульптора Павла Каменского». Она станет важной частью Дней Эрмитажа, которые пройдут в Волгограде впервые.

На экспозиции представлено 25 фарфоровых скульптур из собрания Эрмитажа, изображающих различные народности Российской империи начала XX века. Среди них можно увидеть фигуры алеутов, башкиров, грузин, киргизов, монголов, якутов и многих других.

Идея популяризации многонационального уклада России нашла особенное отражение в отечественной культуре начала XX столетия. Заказ на исполнение самого масштабного проекта в истории отечественного производства фарфора – серии фигур «Народности России» – был инициирован в 1907 году лично Николаем II.

Для создания серии Императорский фарфоровый завод обратился к талантливому скульптору Павлу Павловичу Каменскому (1858 – 1922). На тот момент Каменский был уже сложившимся мастером, профессионалом своего дела в области театральных декораций, бутафории и создания костюмных комплексов. При подготовке фигур скульптор пользовался актуальными историческими, этнографическими и антропологическими знаниями – такой подход не имеет аналогов в фарфоровом производстве ни в России, ни в Европе. Передавая в фарфоре специфические черты облика каждого народа, Каменский с помощью этнографов «говорил языком фарфора» о традиционных занятиях и особенностях быта народностей, проживавших на территории Российской империи.

Фигуры исполнялись в фарфоре, с надглазурной и подглазурной полихромной росписями. Их средняя высота составляла 40 см. Все скульптуры предназначались для членов императорской семьи.

Помимо фарфоровой серии «Народности России» на выставке демонстрируется скульптурный портрет императора Николая II, выполненный по модели французского мастера Л. А. Бернштама. Экспозицию дополняют репродукции рисунков и литографий с архитектурными и пейзажными видами, портретами представителей народов России и фотографический портрет Павла Павловича Каменского.

Куратор выставки — Екатерина Хмельницкая, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX–XXI веков.

К выставке подготовлен научный каталог (издательство «ПринТерра-Дизайн», 2025 год), автор статей – Е. С. Хмельницкая.

Выставка продлится до 1 июня 2025 года. Посетить её можно самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Приобрести входные билеты можно в кассах музея и на официальном сайте.

Подробнее о выставке

Значительная часть серии посвящена народам Поволжья и Приуралья. Решение создать целую группу фигур, демонстрирующих этнографическое разнообразие этого региона, было принято после паломничества императорской семьи в 1903 году в Саровскую пустынь, расположенную рядом с Темниковским районом Мордовии. На выставке можно увидеть скульптурумокшанки (народность Мордовии). Наряд девушки представляет собой сборный комплекс, составленный из элементов разных костюмов, бытовавших в Поволжье.

Обращает на себя внимание скульптура юной тувинской девушки в национальном наряде западной тувинской группы – «тон». Каменский изобразил тувинку сидящей на правой ноге, с выставленным вперед левым коленом. В традиционной культуре тувинцев важное значение в повседневной и праздничной жизни имела поза, а именно – способы сидения в юрте. Наиболее распространенная мужская и женская поза – «сидеть, согнув ноги».

Парные скульптуры айна и айнки были включены в список первой очереди по инициативе Василия Васильевича Радлова, главного консультанта серии, директора музея Антропологии и этнографии, известного учёного-востоковеда. Он знал, что этот народ, живущий в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, на Сахалине и Курильских островах, находится на грани полного исчезновения.

Значительную группу населения Дальнего Востока составляли китайцы, корейцы, монголы, маньчжуры и представители других национальностей. По этой причине парные скульптуры китайца и китаянки были включены в серию «Народности России». На выставке можно увидеть скульптуру китаянки: женщина одета в праздничный костюм. Запахивающаяся направо кофта «чанъао» украшена вышивкой в виде бабочек «де» (благопожелательный знак красоты), летучих мышей «фу» (благопожелательный знак счастья) и цветов, на отворотах рукавов видны красная подкладка и несколько нашитых узких черных лент. В руках у китаянки – складной веер «чжэдешань».

Фигуры, созданные Каменским, представляют собой оригинальное сочетание искусства и исторической документации, которое позволяет глубже понять этнокультурное разнообразие России начала XX века. В настоящее время известно о существовании 74 моделей скульптора, большая часть из которых находится в собрании Государственного Эрмитажа.

Выставка «"Фарфоровая Россия" скульптора Павла Каменского» (0+) будет представлена с 7 марта по 1 июня 2025 года в Выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машковапо адресу ул. им. Маршала Чуйкова, 37.

Телефон кассы:24-16-79, запись на экскурсии, занятия: 23-81-76.

Часы работы выставки:

Понедельник – среда, суббота – воскресенье: с 11:00 до 19:00 (касса до 18:30);
Четверг: с 12:00 до 20:00; Пятница: с 11:00 до 20:00 (касса до 19:30).

Стоимость билетов: 600 руб. – полный билет, 350 руб. – льготный билет (студенты, школьники, инвалиды III гр.)

 

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО