Эскиз к портрету.<br>Виктор Губко (1948-2005) | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
11.09.2018 - 11.11.2018
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Эскиз к портрету.
Виктор Губко (1948-2005)

Если вы зайдете в интернет и попытаетесь воссоздать список знаменитых людей нашего края, то найдете там имена героев, полководцев, актеров, модных певцов и спортсменов, но вряд ли встретите имя Виктора Федосеевича Губко. Замечательный скульптор, живописец, график, кандидат искусствоведения, профессор Строгановки, заслуженный художник России, скульптор, участвовавший в воссоздании Храма Христа Спасителя. Произведения Виктора Губко находятся во всех крупнейших музеях страны и в частных собраниях по всему миру. Он участник множества престижных выставок в Греции, Италии, Франции, Египте и. т. д. А родился Виктор Федосеевич в поселке Майском в Сталинграде в 1948 году. Учился в средней школе N59 в Кировском районе Волгограда. Его школьная учительница Зоя Михайловна Игнатова в своих воспоминаниях пишет: «Жизнь В.Ф.Губко является примером того, чего может достичь русский человек, опираясь только на свои силы». Давайте познакомимся поближе. В школу N59 Виктор пришел после серафимовичского детского дома. Он занимался в изостудии и мечтал стать художником. В семье никто не имел никакого отношения к искусству. Отец и мать всю жизнь были привязаны к земле, домашнему хозяйству. О чем-то возвышенном думать было некогда. А вот дед очень любил рисовать лошадей, особенно, когда они играют, трутся шеями, встают на дыбы или валяются на траве. Пройдет много лет и Виктор Федосеевич создаст композицию «Танец», которую вы увидите на нашей выставке. Вздыбленные кони, словно юные одухотворенные существа, кружатся в фантастическом танце и радостном и тревожном. Словно память о деде- его душа живет в искусстве внука. В одном из интервью Виктор Губко рассказывал: «Я не могу сказать, как относились мои родственники к творчеству моего деда, но вот мои детские рисунки мать не одобряла. Она всегда говорила, что, дескать мужик должен иметь настоящую профессию- быть механизатором, слесарем-авторемонтником, электросварщиком. Я был послушным и все эти профессии освоил. И все же в свободное время рисовал. После службы в армии четырежды поступал в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Мне говорили, что у меня есть талант, интересные неординарные решения. Но не принимали. Было время, когда в престижные вузы принимали в первую очередь детей престижных родителей». Понимая, что помощи ждать неоткуда, Виктор учился и работал не покладая рук. В Строгановку он все же поступил. Окончил с отличием, защитил диссертацию, преподавал и был любим студентами. Но была и другая сторона творческой жизни- напряженные поиски собственного языка, круга тем, приемов, переосмысление наследия прошлого.

В. Губко пришел в искусство в сложную пору. Уже канул в Лету ленинский план монументальной пропаганды, рухнула социалистическая система госзаказов, хотя по-прежнему патриотизм был последним прибежищем скульптуры. Правда, по большому счету, как заметил еще Поль Валери «Живопись и Скульптура - брошенные дети. У них умерла мать -Архитектура. Пока она жила, она указывала им место назначения и пределы»... 80-е начало 90-х в России - время активного отстаивания искусством своей независимости, переставая поучать, искусство не желало больше быть ничем иным, кроме как самим собой. Решительно обогащается палитра скульптурных жанров, в скульптуре появляются новые аспекты выразительности, новые темы и явления жизни, новые взаимоотношения с классикой и традицией. И в этом смысле В. Губко был «героем своего времени», времени преобладания личного стиля над коллективным, предельной индивидуализации творческого материала. «Когда вступал в Союз художников, принес именно то, чем нас пичкали все эти годы- вспоминает Виктор Федосеевич- а мне сказали: да, это хорошо, профессионально, но покажи что у тебя для души?» А для души уже были и «Ожидание» и «Танец» и «Продавец птиц». Работы, в которых главным становиться проекция его эмоциональных состояний, чувств переживаний, воплощенных в живой и теплой фактуре, сотканной чередованием сглаженной формы с мелкими подвижными мазкам. Скульптура, как самодавлеющее целое, как замкнутый в себе мир души. Но при этом он отстранен от сиюминутности. При всей жанровости сюжетов, ему чуждо бытописательство- это, скорее, раздумья над вечными темами добра и зла, духа и плоти, чувства и рассудка. Отсюда неоднозначность звучания - светлое лирическое начало включает драматические интонации и в «Танце» и в «Ожидании» и в «Продавце птиц». Его тяга к многомерности образа находит продолжение в обращении к мифологическим сюжетам, которые он трактует по- своему. Его « Пегас» с опаленными, разорванными крыльями драматичен. Этот спутник поэтического вдохновения всегда несет сквозь обжигающее пламя творчества. Без этого пламени нет творчества. Мифологические модуляции В.Губко внеисторичны. Авторская концепция превалирует над традиционным прочтением его. Поэтому «Пентесилея»- это не символ любви, которая сильнее смерти, как для греков и поздних римлян. Это символ торжества и непобедимости сильного духом. Диалог с мифом необходим ему для утверждения собственной философской и пластической идеи. Художник уходит от сложившихся штампов. Так образ Н. В. Гоголя далек от традиционных для отечественного искусства воплощений писателя. Непривычная некоторая гротесковость трактовки, позволила автору создать образ, вобравший, кажется, и черты героев произведений писателя и особую интонацию его прозы. И вместе с тем это трагичная фигурка, шагающего по российскому бездорожью человека в поисках ответов на вечные вопросы «Русь! Чего же ты хочешь от меня… И зачем все, что ни есть в тебе обратило на меня полные ожидания очи..?» Позиция, приближающая его к «Ревизской сказке» Ю. Любимова и «Гоголь-сюиты» А. Шнитке. Гротеск, как особый взгляд на мир, позволяющий охватить всю многомерность бытия.

В 1998-1999 г. Виктор Федосеевич принял участие в воссоздании Храма Христа Спасителя, где вместе с другими скульпторами выполнял горельефные группы на фасаде собора. «Дебора»- по модели А.Логановского на южном фасаде, «Воскресение Христова»- на восточном фасаде храма, «Встреча Авраама с Мельхиседеком» на южном фасаде, «Св. Георгий» по модели П.Клодта на северном фасаде. Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов, работа над скульптурой собора позволили уже зрелому мастеру по-новому взглянуть на традиции русской монументальной пластики. И кто знает, во что бы вылился этот опыт, но... судьбою ему было отпущено совсем немного времени. В 2005 году в расцвете творческих сил и постижений он ушел из жизни. 11 сентября ему бы исполнилось 70 лет. Эта небольшая экспозиция дань памяти и признательности талантливому художнику, простому парню с берегов Волги, покорившему Олимп. В экспозицию включены работы из коллекции Волгоградского музея, которые созданы в 80-е годы ХХ века и относятся к раннему периоду творчества художника. В пронизанных воздухом силуэтах, в интерпретации натуры, в мягкой живописной фактуре, в импрессионистических приемах трактовки поверхности- его взволнованность, его эмоциональность, его духовное напряжение, его своеобразный мир, волнующий нас и сегодня.

«Творец уйдет природой побежденный, но образ, им запечатленный, веками будет согревать сердца». (Микеланджело Буонарроти)/

Открытие выставки состоится 11 сентября в 17:00.

Выставка будет работать с 11 сентября по 11 ноября 2018 г. в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова по адресу: Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, 37.

Время работы выставочного зала 11:00-19:00, в четверг 12:00-20:00, выходной понедельник. тел. 24-16-79

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО