Выставка представляет зрителю работы трех авторов из собрания ВМИИ:
Алексей Пахомов;
Василий Сигорский;
Клара Калинычева.
Детство для современного человека кажется настолько обыденным явлением, что часто мы даже не придаем внимания тому, как меняется его значение от одной исторической эпохи к другой. В своей книге «ребенок и семейная жизнь при старом порядке» Филипп Арьес опровергает существование «детства» как отдельной стадии жизни до позднего Средневековья, утверждая, что оно является относительно недавним социальным конструктом. До этого дети быстро интегрировались во взрослую жизнь, не имея специфического статуса или опыта, ребенок воспринимался как маленький взрослый, которому необходимо выполнять те же социальные роли. Постепенное формирование концепции детства с XIV века Арьес связывает с ростом буржуазии, изменением семейных отношений, развитием педагогики и гуманистических идей, что привело к созданию более интимной семейной среды и образовательных учреждений, а в Новое время – к восприятию детства как священной, нуждающейся в защите сферы.
В Советском Союзе также формируется особое отношение к ребенку и детству. Пока была жива сталинская культура, ребёнка, как во всем мире, рассматривали как заготовку взрослого человека и потому большинство предназначенных для детей текстов того времени популярно разъясняли малышу мир, в котором тому предстояло работать и «сражаться». Ребенок в это время активно превалирует в агитационных плакатах, где выступает важной шестеренкой в общественном развитии. Ребёнок становится центральной фигурой советской жизни, его воспитание и защита — приоритетными задачами государства.
Алексей Федорович Пахомов – удивительный рисовальщик и мастер литографии. Родился в 1900 г., большое влияние на становление художника оказали детские годы, яркими воспоминаниями стали лубочные картинки, развешенные в родном доме в Вологодской губернии.
С 1925 года начинается постоянная работа Пахомова в детской книге. В середине 1920-х годов художник совершил несколько поездок в пионерские лагеря, в том числе в «Артек». Специфика детской книги, ее понятность для ума и доступность для глаза ребенка предъявила свои требования к художнику. Воспитание нового человека сообразно появившимся понятиям и идеям обусловило новый подход к созданию книги и образу ребенка в ней.
Война оказала влияние на все сферы жизни и на пересмотр огромного количества ценностей. Постепенно образ детства в послевоенный период начинает трансформироваться и из понимания детства как подготовки ребенка к становлению себя как части коммунистического общества, появляется «детство» как самоценность. Дети из советских книг для детей почти никогда не взрослели. В советской детской культуре 60-70-х звучал призыв к прекрасному мгновению: «детство мое, постой, не спеши, погоди!» Ребёнок оставался ребёнком.
В живописном и графическом искусстве этот поворот также становится заметен. В творчестве Пахомова распространяется больше лирических бытовых образов, например, деревенской работы, но не как обязанности, долженствования, а как неподдельного детского интереса, взгляда ребенка на мир взрослого.
Василий Николаевич Сигорский родился в Чите, а с начала 1910-х годов жил в Вологде. Работал акварелью, гуашью, углем и карандашом. Занимался цветной литографией. Входил в творческую группу «Автобус». В большей степени внимание автора привлекает городской пейзаж и в именно в нем он находит возможность отражения духа своего времени. Фигуры детей в этом городском пейзаже будут встречаться достаточно часто, ведь наконец-то после всех страшных событий 40-х мир вокруг снова начинает жить, и ребенок здесь становится неким символом надежды, когда детство наполнено не ужасами войны и голода, а играми, прогулками и ребячеством.
Самым показательным, конечно, будет выступать отражение темы детства в работах художников, занимающихся книжной иллюстрацией. Такие авторы создают диалог не столько со взрослым зрителем, сколько непосредственно с самим ребенком.
В работах художницы Клары Калинычевой детство является одной из ключевых тем именно по причине её многолетней работы с детской книгой. Поэтому даже станковые произведения наполнены темами из мира детского быта. Клара Ивановна Калинычева родилась 30 августа 1933 г. Жила в Москве. Училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова на графическом факультете у известного художника-иллюстратора Е.А. Кибрика.
В собрании Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова представленны несколько работ из серии цветных литографий «Зоопарк». Данная серия родилась у художницы в рамках дипломного проекта, завершившего ее обучение в МГХИ им. В.И.Сурикова. В ней объединены более десяти листов со сценами из жизни обитателей и гостей знаменитого Московского зоопарка.
Детские игры, частый образ в работах художников 60-х годов. Футбол, казаки-разбойник, лапта и многие другие привлекают внимание авторов детской энергией и непосредственностью. Во взрослом возрасте многие с ностальгией вспоминают те игры, в которые уже практически не играют современные дети.