Экспозиция «Цветы и плоды» представляет творчество волгоградского художника Лидии Ангеловой. Это первая масштабная выставка мастера в залах Волгоградского музея изобразительных им. И.И.Машкова. Её творчество не так широко известно зрителю, многие из работ находятся в частных коллекциях и будут представлены на выставке впервые. Такой состав позволяет полноценно показать всю уникальность творческого пути мастера и его знаковые произведения – от ранних до созданных незадолго до выставки. Среди них: живопись, печатная графика, рисунки карандашом и пастелью. Некоторые графические листы были отпечатаны специально для предстоящей выставки.
Творчество Ангеловой – уникальное явление в волгоградском искусстве. Это художник с удивительным декоративным даром. Её произведения обладают особой красочностью, орнаментальностью, а подход к картине близок декоративно-прикладному искусству. Жизнь художника связана с двумя странами: Таджикистаном и Россией, в своём искусстве она смогла органично соединить две разные культуры – Восток и Запад. Это сочетание рождает её собственный узнаваемый стиль.
Лидия Ивановна Ангелова родилась в 1943 году в селе Фёдоровка Ново-Васильевского района в Украине. Ещё в детстве, в 1949 году, она вместе с семьёй переехала в город Сталинабад (Душанбе), с которым надолго свяжет свою жизнь и творчество. Как личность и художник Ангелова сформировалась в Душанбе. Природа, люди, культура и обычаи – всё это вошло в художественный язык мастера. В 1958 году, окончив 7 классов, Лидия Ангелова поступила в Душанбинское художественное училище на специальность «учитель черчения и рисования». Большое влияние на неё произвели работы Винсента Ван Гога, репродукции которых она видела в студенческие годы. Познакомившись с его произведениями, она поняла, что такое живопись. Ещё во время обучения был отмечен талант Ангеловой как живописца и как графика. С середины 1960-х годов она участвовала республиканских и всесоюзных выставках, а в 1976 году была принята в Союз художников СССР.
Созданные в период 1960 – 1980-х годов произведения «таджикского» периода – это гимн величию и красоте природы Средней Азии. Поездки в экспедиции геоботаниками, путешествия по стране, пленэры в окрестностях Душанбе – Ангелова очень хорошо знает природу Таджикистана. В живописных и графических работах художник много экспериментирует, исследует декоративные возможности точки и линии. Она пробует разные техники: живопись, печатная графика, рисунки карандашом и пастелью. Стилизует натуру, концентрирует природные ритмы и орнаментальность, выявляя их декоративное начало. Природная стихия в ее вселенной величественна и богата. В это же время художник пишет много портретов людей, которых она встречала во время своих путешествий. Её привлекает их внешность, особенности костюма, быт, культура. Она создаёт жанровые работы, посвященные полевым работам, в которых человек неразрывно связан с природой.
Ангелова так и не стала частью соцреализма. После выполнения серии портретов деятелей ЦК она полностью дистанцировалась от государственного заказа, чтобы сохранить свою живопись. С головой погрузилась в воспитание молодого поколения художников. Преподавание занимало особо важную роль в жизни мастера. Она всегда стремилась развить способности учеников, давала им полную свободу, вместе с ними составляла композиции для рисования, проводила беседы об искусстве.
В 1990-е годы художник вместе с семьёй переезжает в Россию, в посёлок Рудня. На смену среднеазиатским пейзажам приходит русская природа. Ангелова сосредотачивается в большей степени на живописи. Работы, созданные в этот период – это диалог художника и ещё незнакомой местности, её «вживание» в новую среду. Она часто пишет окружающие её растения и цветы, сама их выращивает, наблюдает за их жизнью. Соединяя натурное восприятие с цветовым и композиционными приёмами, развитыми ещё в Таджикистане, Ангелова даёт новое прочтение волгоградской природе. Но её художественный язык меняется: на смену монументальным образам природы Таджикистана приходят более камерные сюжеты. Художник выстраивает свою самоценную и целостную вселенную с уже сложившейся иконографией: это фрагменты сада, тыквы, цветы, окрестности посёлка Рудня, прочитанные в том же декоративном ключе.
Творчество Ангеловой – это яркий творческий феномен. Её работы, прежде всего, про красоту природы, каждый фрагмент видится мастером как чудо. Она – блестящий колорист, каждая работа – это феерия цвета: оттенки переплетаются, усиливая и дополняя друг друга, живописная поверхность будто вибрирует. Ангелова постоянно меняется, но всегда остаётся верной себе, натуре, собственным ощущениям и «звучанию» цвета.
Произведения Ангеловой отличаются подчеркнутой орнаментальностью, но декоративность не является самоцелью, это скорее способ воплощения – передать впечатление художника от натуры. Её искусство – доброе, оно создано без оглядки на тренды и веяния времени. Это пронизанный божественным светом гармоничный мир. Она ведёт свой собственный диалог с миром и мастерами прошлого. Восточные орнаменты, вибрация живописи Ван Гога, декоративность Поля Гогена, радость жизни Анри Матисса и изящество мастеров модерна – всё это становится частью художественного языка, рождая самостоятельный, уникальный почерк. Для неё искусство не просто работа, но способ существования, выстраивания отношений с окружающей действительностью. Это стремление преодолеть всё несовершенство мира через искусство. Возможно, это и есть то главное, что дарит нам Лидия Ангелова – прекрасный и светлый мир, полный красоты и гармонии.
Выставка объединяет 80 работ, созданных более чем за 50 лет творческого пути мастера. Среди них как зрелые живописные произведения, так и ранние, не экспонировавшиеся прежде – рисунки и печатная графика, созданные в самом начале творческого пути, а также первые живописные работы – пространство экспериментов и поисков молодого художника.
Предыдущая крупная выставка работ Лидии Ангеловой проходила почти 20 лет назад, поэтому особенно интересно, что большую часть составляют произведения, созданные после 2000-х годов. У нас есть возможность увидеть работы, созданные мастером в Таджикистане и в России. Это позволяет в равной степени представить две важные части жизни художника, найти общие черты, выявить для себя особенности и проследить путь мастера в целом. Понять, что нам ближе, и увидеть привычную для нас природу с новой стороны.
Лидия Ангелова продолжает работать и в настоящее время. Она принимает участие в международных (Италия, Болгария, ФРГ), региональных и областных выставках, её работы находятся в собраниях Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова и Национального музея Таджикистана (Душанбе), частных собраниях России, Таджикистана и стран Европы.