Открытие 26 января в 17:30.
По многочисленным просьбам зрителей музей демонстрирует произведения великого труженика, художника- передвижника, первооткрывателя красоты русского леса, Ивана Ивановича Шишкина (1832—1898). В собрании музея находятся четырнадцать его произведений, тринадцать из них образуют небольшую экспозицию в рамках проекта «Русская коллекция». Зритель сможет увидеть четыре живописных этюда и девять графических работ. Часть этой небольшой коллекции поступила в музей в начале 1960-х годов при его формировании из Эрмитажа, Русского музея; часть же произведений пришла в собрание от частных коллекционеров в более позднее время; один из живописных пейзажей был передан в составе коллекции Н.А.Арнинг-Зайцевой, пополнившей фонды ВМИИ в 1980 г. Неслучайно любовь к Шишкину не ослабевает. В его ясном взгляде, очень здоровой философии чувствуется наличие прочного, надежного основания. Любовь художника к природе бесхитростная, народная. Шишкин искренне предпочитал русские пейзажи европейским, тосковал по родине в, казалось бы, увлекательных и необходимых художнику заграничных поездках. Примечательная надпись на одном из его этюдов: «раздолье, простор, угодья, рожь, божья благодать, русское богатство»- свидетельствует о том, что для него природные объекты приобретают характер нравственных ценностей. В интервью для “Петербургской газеты” 1893 г. Шишкин отвечал: «Мой девиз? Быть русским». Он чувствовал мощь, богатырство русской природы, для него русское- это сильное, великое. Да и сам он был богатырем. «Телесные силы были довольно достаточны, — писал о себе Шишкин, — я поднимал без всякой тягости одной рукой гирь на веревке десять пуд + характеру был тихого и миролюбивого». Его произведения сочетают в себе аналитический подход с масштабностью и эпическим размахом видения. При этом многие из работ Шишкина сосредоточены не на масштабе, просторе, мощи природы, а, напротив, на чем-то небольшом, на отдельных ее составляющих – травах, папоротнике, верхушках сосен и т.д.
Мастер Шишкин возродил в обществе интерес к сложной и богатой возможностями печатной графической технике офорта. Он не просто сам изготавливал доски, но и сам печатал офорты. Эти гравюры составляли обширные серии, «папки». В его печатных работах соседствуют различные приемы: мягкий лак, акватинта, сухая игла. В мае 1873 г. И.И.Шишкин подготовил и сам напечатал первый альбом офортов, включавший 11 листов, выпущенный в качестве премии «Общества поощрения художников». Следующие две папки выходят в свет в 1878 и в 1886 годах. К этому периоду относятся офорты «Девушка с коровами на опушке леса» (1873), « Охотник на болоте» (1873), «Лес» (1876). Графические пейзажи «Берег реки» (1886), «Три дерева» (1887), «Деревня на склоне горы» (1898), выполненные в технике офорта- редкие по силе и виртуозности рисунка. Материалом для граверных произведений служили его многочисленные натурные рисунки, один из которых представлен на выставке. Утонченный, острый и при этом эмоциональный рисунок отличает Шишкина от товарищей по жанру. Он не расставался с карандашом, и повсюду делал наброски всего, что ему казалось интересным, будь то изломанная ветка дерева, облака или засохший лист. «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище», - так Шишкин определил задачи художника, пишущего природу. Знаменательно, что эта небольшая выставка шедевров великого мастера открывает программу музея, приуроченную к Году Экологии.
Экспозиция работает с 26 января по 27 марта 2017г. в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова по адресу Волгоград, проспект Ленина, 21. тел.: (8442) 38-24-44, 38-59-15.