Выставка в выставке «БЫТИЕ ОСТАЁТСЯ» к 175-летию Василия Дмитриевича Поленова | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
05.06.2019 - 30.09.2019
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

Выставка в выставке «БЫТИЕ ОСТАЁТСЯ» к 175-летию Василия Дмитриевича Поленова

Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова с 5 июня по 5 июля 2019 представляет экспозицию «Бытие остается» к 175-летию Василия Дмитриевича Поленова (в формате выставка в выставке «Два века русского искусства»).

В выставку вошли работы В.Д.Поленова из фондов музея: «Артиллерия в горах», «Болгарское селение» и «Козья засека», поступившие на безвозмездной основе в начале 1960-х из Павловского музея заповедника (две работы) и Дирекции фондов и проектирования памятников. Работы «Артиллерия в горах» и «Болгарское селение» были выполнены на основе натурных впечатлений фронтового художника Поленова во время русско-турецкой войны 1877 - весны 1878. В сентябре 1876 года в составе русской добровольческой армии художник отправился добровольцем на сербско-турецкий фронт. За участие в боевых действиях Поленов был награжден черногорской медалью «За храбрость» и орденом «Таковский крест». Военные впечатления были отражены им в рисунках, опубликованных в журнале «Пчела». Это в основном сцены из бивуачной жизни, этнографические типы, архитектурные зарисовки. «Сюжеты человеческого изуродования и смерти», где все «так ужасно и просто», были чужды Поленову. Он избегал их и позже, когда в качестве фронтового художника участвовал в русско-турецкой войне (1877 - весна 1878).

Его интересовали те проявления жизни, которые, безусловно, подчеркивают ценность органической связи природного и человеческого. Такое мироощущение объединяло писателя И.Тургенева и художника В.Поленова в стремлении проявить «поэзию ежедневной жизни», в их внимании к «малейшей струе в море души».

На VI выставке Передвижников Поленов показывает картину «Московский дворик», которая стала символом рождения нового жанра в живописи – «интимного пейзажа», органически соединяющего в себе пейзаж и жанровую картину. Художник любуется красотой мира, очарован природой и верит, если наполнить красотой свой ум и сердце, то и ужасов в жизни станет меньше. Про некрасивое и мещанское, критически отраженное искусством, Поленов писал: «Для чего это нужно? Не довольно ли этой обывательщины, этих мещан, бредущих по задворках к своим жалким берлогам? Куда тянут они зрителя? Чем насыщают его сердце и думы? Завязли мы довольно в нашем российском болоте, копошимся в своих затхлых конурах и боимся солнца и свежего воздуха».

Поленов возглавлял пейзажный и натюрмортный классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников – И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухова и его «любимчик» К. Коровин.

Выставкой «Жизнь Христа» Василий Дмитриевич подвел итог своей выставочной деятельности, но работать продолжал. Он постоянно ставил себе границы, определял срок для деятельности художника. Сначала до сорока лет, потом до пятидесяти, шестидесяти и, наконец, убедился - невозможно отказаться от любимого дела, которое заполнило всю твою жизнь.

В усадьбе на Оке Поленов устраивает художественный музей, чем вызывает восторг у местных жителей. Люди его здесь очень любили и уважали и после революции хлопотали, чтобы усадьба осталась пожизненно за семьей, что и произошло.

Выставка «Бытие остается» проходит по адресу: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова, пр. Ленина,21
тел: 38-59-15, 38-24-44

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО