Алексей Шилов. В рамках кадра. Графика, живопись, арт-объекты | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
20.04.2023 - 28.05.2023
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Алексей Шилов. В рамках кадра. Графика, живопись, арт-объекты

Проект известного волгоградского художника Алексея Шилова «В рамках кадра» объединяет более 100 произведений, созданных за 30 лет творческой работы. Снабженные заметками и схемами рисунки и арт-объекты, офорты и монотипии, живописные работы и коллажи, произведения, выполненные из проволоки, написанные на рентгеновских снимках и выгравированные на мебельных дверцах объединены в ряд сцен, которые являются частями некоего фильма. Зритель волен самостоятельно выбирать маршрут движения по экспозиции, тем самым составляя тот или иной сценарий.

«Все мы живем в сложном, постоянно меняющемся мире,- говорит Алексей Шилов.- Порой обычная, повседневная жизнь подбрасывает нам сюжеты, до каких не додумался бы ни один, даже самый отчаянный, сценарист. И тогда мы, разводя руками, ахаем - «вот ведь кино!» Да, это может быть им. Не тем кино, что мы смотрим в кинозалах, а тем, которое мы частенько прокручиваем у себя в голове, тем кино, которое снимает в своем сознании автор. В это недоснятое кино попадает всё, что оказалось «в рамках кадра», в поле зрения «режиссера».Вынося на афишу своей выставки привычное для кинематографистов движение руками, мы предлагаем посмотреть вокруг, обозначив пальцами эти самые «рамки кадра» и самим определить, что запечатлеть на пленке памяти. И чтобы зрителю, не знакомому с деталями кинопроизводства было проще это сделать, есть подсказки. Вот пометки для оператора, чтобы камера укрупнила план, а вот заметки на полях о том, на что обратить внимание при раскадровке сцены».

Выбор выставочной концепции для Алексея Шилова органичен. Ведь в его багаже не только признание, полученное на крупных международных и российских форумах графиков, но и разработка визуальных решений для нескольких кинопроектов, представленных на медиа-рынках в Каннах и Берлине, участие в работе над анимационным полнометражным проектом, а также 10- летний опыт в разработке компьютерных игр.

Вместо предъявления посетителю традиционного «отчета о работе», которым часто становится юбилейная выставка художника, Алексей предлагает ему стать участником «закрытого показа»и отправиться в путешествие по его фантастической вселенной.Каждая картина или гравюра здесь является частью какой-то из сцен, а каждая сцена вплетена в единый сценарий придуманного мира, проработанного от первого до последнего кадра, полного ярких и парадоксальных образов, неожиданных поворотов сюжета.

Шилов – рассказчик историй и мифотворец. Не смотря на великое разнообразие приемов, масштабов, его работы – от самых ранних до самых поздних- составляют узнаваемое густонаселенное мифологическое пространство. Здесь действуют на равных как вполне антропоморфные персонажи, так и гибридные существа, обладающие признаками насекомых и птиц, морских обитателей и грибов. В его художественном языке присутствуют отсылки к модерну, сюрреализму и дадаизму, эстетике комиксов и аниме. Здесь нет грани между живым и неодушевленным. Анатомическая схема или скрупулезно прорисованный предмет бытовой техники могут обрести вполне человеческую физиономию. Хитрые технические приспособления оказываются здесь продолжением органов тела, что дает возможность героям перемещаться под землей, под водой и по воздуху. Города могут парить в воздухе, подобно планктону в толще воды. Каждая деталь при «наезде камеры» оказывается самостоятельной вселенной, в свою очередь также состоящей из микромиров, обладающими убедительными пространственно-временными характеристиками. В каждом из фракталов уютно существуют по собственным правилам его причудливые жители: шустрые люди-кузнечики, меланхоличные люди-улитки и их собратья.

Это работы, где каждый сантиметр пространства с любовью осмыслен и обжит. Его можно было бы назвать благоустроенным, столь детально описаны приспособления, сопутствующие жизни персонажа в неизменно странной среде. Предметный мир важен для Шилова, вещи вмещают человеческие истории. С сочувствием он размышляет над судьбой ключа или над воспоминаниями старого стула, за которыми стоит понимание хрупкости, бренности нашей материальной природы. Думается, в этой бережности к миру корениться и тот культ детали, стремление к ювелирной отточенности штриха, что ярче всего проявились в его офортах.

Алексей Шилов говорит: «Выставка «В рамках кадра» - образ фильма - пока ещё не снятого, работа над которым ведется все эти годы.  В эту киноленту входят произведения, ранее представленные на персональных выставках, а также работы из совместных проектов, созданных в соавторстве с другими художниками. Многие из вошедших в эту киноленту работ зрители могли видеть на выставках, как в Волгограде, так и в ЦДХ, Манеже, ММОМА и частных галереях Москвы, Милана и Берлина. Несколько «кадров» хранится в запасниках отдела графики Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В экспозицию также включены арт-объекты, созданные специально для этого проекта. На основе частной коллекции фото- и кинооборудования мы с товарищами создали объекты, относящиеся к процессу съемки, монтажа и проецирования полученного киноматериала. Ведь необычный фильм требует необычного оборудования!»

Неотъемлемой частью произведений Шилова являются тексты: псевдонаучные, технические, иногда поэтические. Происходит постмодернистский процесс стирания грани между словом и сутью, текстом и образом, душой и телом.Порой фигуры преображаются в буквы, а буквы становятся орнаментом и распадаются, теряя читабельность.

При общении с работами Шилова сначала возникает иллюзия возможности дешифровки. Мы видим «кочующие» из работы в работу образы, кажется, уже распознаем их характеры, читаем подсказки, однако паззл на складывается, сохраняя ощущение тщетности попыток внятного толкования.

Не взирая на всю фантасмагоричность, реальность Шилова описана в объективном ключе, изображения снабжены документами, справками, вырезками из газет. Авторскую позицию можно назвать сугубо отстраненной, интонацию- иронически-объективной, овеянной исследовательским пафосом, порой его работы отсылают к научной иллюстрации.В то же время это миры, непосредственно обусловленные личностью автора и событиями его жизни (например, больничный ковидный опыт), справки о чем также предъявляются.

Однако увлеченность бытописательством, идеями технического прогресса в духе стимпанка соседствуют с приметами постапокалипсиса.Мир у Шилова предстает в противоположно направленных временных потоках. Он созидается, разрастается по собственным законам, громоздится на наших глазах, при этом ветшает и рассыпается в прах. Идея проживания персонажа или предмета в толще времени важна для Алексея. Не случайно он часто прибегает к эффекту палимпсеста: сквозь основной слой изображений проступают едва видимые полустертыеобразы.

Персонажам А.Шилова присущи черты изящества и гротеска, они порой нелепы или угрожающи, соблазнительны или болезненны. Шилов удивляется причудливости мира, его работы свидетельствуют о масштабных процессах становления и демонтажа мира,внеположных человеку.

Динамичность, всеобщее взаимопревращение, дематериализация- признаки миров Шилова, обладающих логикой виртуальных пространств.Алексей Шилов- выпускник графического отделения факультета «изобразительное искусства» Волгоградского педагогического института (2000). Условность художественного языка, понимание ценности плоскости листа, декоративность трактовки линии и пятна, которые были свойственны его первым работам, нарисованным пером, нашли продолжение при переходе ко все новым материалам и техникам- от классического офорта и живописи до выжигания и фрезеровки, обрели богатое поле приложения в компьютерной графике.

Виртуальная реальность в свою очередь определяет характеристики его произведений, созданных в классических медиа. Алексей Шилов- художник информационной эпохи, характеризующейся взаимопроникновением медийных потоков и материальной реальности.

Привычный для него взгляд на мир- сквозь объектив фотокамеры- направлен на поиск тех незаменимых ядер кристаллизации, вокруг которых будут нарастать его собственные пространства.Негативы и фото, включенные в ряд сцен проекта, дают представление о том, как облик реального города, пропущенный через объектив, многократно художественно переосмысленный, становится частью сконструированной вселенной.

Концепция Алексея Шилова моделирует постмодернистскую картину мира, в которой мы не можем точно поручиться за то, что есть реальность, а что есть мнимость. Моделируемая художником действительность- лишь одна из возможных версий, ведь до правды все равно не добраться. Мир есть текст, совокупность знаков. Детали, образы, целые сцены мы можем располагать в произвольном порядке, всякий раз получая новуюкартину. В этой композиции нет фиксированной точки входа, нет главного и второстепенного, проблемный подход не исключает занимательности.

Проект Алексея Шилова в какой-то степени «разоблачает магию»кино, показывая, что даже самые обычные предметы, окружающие нас в жизни, попадая в кадр, тут же становятся настоящими «кинозвёздами». Взгляд автора вырывает бытовые предметы из повседневности и, смело смешивая образы между собой, создает уже совершенно иные, новые, вкладывая в них другие и смыслы, и сюжеты. Рентгеновские снимки, пылящиеся на шкафу, становятся холстом, пленкой, на которой проявляются истории, сюжеты и образы. Старые дверцы шкафа и части стульев приобретают вторую жизнь и, став полотном для графических новелл, вплетены в эту киноленту.  Фотографии, сделанные в многочисленных поездках, как зарисовки к будущим кадрам, встроены в единый контекст и уже не живут в отрыве от общей истории. То же происходит и с обычными, ничего не подозревающими прохожими, горожанами, на которых задержал взгляд художник; помещая в пространство своего «кино», он меняет их, наделяя яркими характерами. То, что ещё мгновение назад было просто уличной сценкой или строчкой новостей, становится частью сценария, с проработанным визуальным стилем, продуманными техническими решениями.

По словам автора, «каждый понимает ленту так, как ему кажется правильным, логичным. Мы лишь подсказываем вектор развития сюжета и трактовку некоторых элементов в кадре. Намечая сюжетные линии и характеры, мы оставляем достаточно пространства и для интерпретаций предложенных образов, и для создания в голове зрителя своих собственных ответвлений сюжета. Нет ничего окончательного или постоянного в этой истории. Ведь предрелизный монтаж этой киноленты ещё только впереди».

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО