Макаров Валерий Васильевич
Лауреат Государственной премии Волгоградской области.
Родился 22 февраля 1956 года в Сталинграде.
Занимался в изобразительной студии известного художника – педагога Г.Л.Руднева (1968-1974гг).
Закончил живописное отделение Пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого (1976-1980гг).
С 1990 года участник Всероссийских, региональных выставок, Биенале.
В 1996 году был принят в Союз художников России.
Провел двадцать пять персональных выставок в Минске, Москве, Сергиевом - Посаде, Волгограде, Волжском и других городах.
Работы находятся в музеях страны и зарубежья, в частных коллекциях.
Валерий Макаров – прирожденный живописец природы, умеющей говорить о сущности бытия, не выходя за рамки пейзажного жанра. Непосредственность и свежесть взгляда на природу, не умаляют в его творчестве глубины и значительности постижения окружающего мира. Взыскательно относясь к своему творчеству, Валерий Макаров бесконечно варьирует живописные приемы и методы, удивляя и радуя своего зрителя неожиданными открытиями или возвращением к уже найденному, но одухотворенному «свежим видением». Чрезвычайно интересно следить за «сменой вех» в творчестве живописца, не изменяющего себе в главном – в любовно-трепетном отношении к природе.
Одиннадцатилетним ребенком Валерий Макаров пришел к известному педагогу Г.Л. Рудневу. Многие волгоградские художники с благодарностью вспоминают уроки Григория Леонтьевича, заложившего фундамент их мастерства. В летние месяцы, как и все студийцы, Валера писал на пленэре акварельные пейзажные этюды, но уже тогда он начал осваивать масляную живопись, хотя это было лишь знакомство с техникой, в которой работают настоящие профессионалы. Несмотря на юный возраст, он понимал, что нужно много работать и многое знать, чтобы соответствовать высокому званию – Художник. Валерий посещал не только «родную» студию, но и мастерские живописцев и графиков, штудировал специальную литературу, часами просиживая в читальных залах библиотек (книги «по искусству» домой брать не разрешали). Идеалами мастерства и служения искусству для мальчика стали М. Врубель, В.Серов, А.Куинджи. На протяжение все жизни Валерий приоритетов не менял. С возрастом к «личному списку» великих имен добавились постимпрессионисты П.Сезанн и В. Ван Гог, титан Возрождения Микеланджело Буонаротти.
После службы в армии Валерий Макаров поступил в Пензенское художественное училище имени К.Савицкого - старейшее учебное заведение страны, с устойчивыми традициями, крепкой школой рисунка и невиданной для академического учебного заведения свободой самовыражения. По признанию Валерия, после окончания училища вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути уже не стоял. Видеть и передавать красоту окружающей жизни, не изменять своим представлениям о роли художника в обществе, быть честным в искусстве – под этими целями, поставленными в молодости, он подписался бы и сейчас.
Валерий Макаров вошел в художественную жизнь Волгограда в сложный период. Страна стояла на пороге революционных перемен – живопись была мало востребована, перспективы на будущее вырисовывались смутно.
Но Валерий всегда много работал. Он «воспитал в себе художника», выезжая на многочисленные пленэры. Постоянной спутницей Валерия была жена Марина, художник и единомышленник. Вместе писали этюды, стараясь передать изменчивую жизнь света, его влияние на цветовые модуляции.
В восьмидесятые годы он выполнил ряд внушительных по размеру росписей, мозаик, витражей. Писал портреты. Но художником монументально-декоративной живописи и портретистом Валерий Макаров все-таки не стал, отдав предпочтение станковому пейзажу. Его первой и искренней любовью стала Волга, окутанная влажным маревом, широкая и бесконечная, сливающаяся с горизонтом, у линии которого едва различался силуэт города. Он писал легкими лиловыми, голубовато-серыми, охристыми тонами, не скрывая фактуру холста, растворяя контуры в воздушной среде. Позже он будет многократно писать волжские просторы и берега, но эмоциональный «задел» этих ранних работ будет важен для всего его дальнейшего творчества.
С начала 1990 – х годов регулярно проводились выставки разного уровня. Валерий Макаров участвовал в республиканских, зональных выставках, которым всегда предшествовал строгий отбор.
Со вступлением в 1996 году в Союз художников России он не реже одного раза в два года организовывал персональные выставки в Волгоградском музее изобразительного искусства, в Доме художников, в краеведческом музее города Камышина, считая своим долгом регулярно отчитываться перед зрителем.
В 1990 – е годы В. Макаров кардинально изменил манеру письма. Не последнюю роль в этом сыграли пленэрные поездки по Центральной России и Беларуси. На основе этюдов он писал картины, срежиссированные по композиции и декоративные по колористическому строю. Работа кистью была заменена на работу с мастихином. Эта техника позволила ему эффектно и смело передавать контрасты света и тени, обобщенные плоскости цвета и графику деталей. С помощью мастихина он передавал живое ощущение солнечных бликов, скользящих по листве и коре деревьев, по подернутой рябью водной глади лесных озер. Художник выступал в этих работах одновременно как аналитик и лирик .
В те же годы он пишет пейзажи с архитектурой, пытаясь соотнести рукотворные образы с природными и передать их глубокую взаимосвязь. В 2002 году на персональной выставке он покажет пейзажи с изображением величественного Троицкого собора Моршанска. Долгую «реставрационную» биографию храма можно проследить по картинам и этюдам художник. В одной работе он импрессионистически тонко воплощает мотив скрытой лесами колокольни, в другой создает образ могучего белокаменного собора. Чудо шатрового зодчества – церковь Вознесения в Коломенском – является через открывающийся занавес зеленой листвы, подобно тому, как «открывал» зрителю собор в Солсбери романтик Констебл. Для Макарова храм в пейзаже не просто композиционная доминанта, но нечто большее – символ неиссякаемой веры и исторической памяти народа.
Он возвращается в Заволжье, где пишет уже не речные просторы и дали, а камерные летние пейзажи с заросшими травами балками, осеннюю принарядившуюся природу. Он фиксирует дыхание жизни природы, ощущение длящегося времени. В этюдах насыщает движением каждый сантиметр холста: налетевший ветер колышет листву, густые тени ложатся на шершавую поверхность деревянных мостиков, солнце выбеливает поверхность земли, затяжные дожди окрашивают природные мотивы в серо-перламутровые «влажные» тона.
Валерий виртуозно отточит различные приемы работы мастихином. В этой технике он максимально ясно выразил свое творческое кредо. Но останавливаться на достигнутом, повторяться он не хочет – создание произведений, не одухотворенных мыслью и чувством, художник считает для себя неприемлемым.
Конец 1990 – х годов – начало 2000 – х годов были одним из самых плодотворных периодов в творчестве Валерия Макарова. Многочисленные творческие поездки сформировали пейзажное мышление художника, основанное на особом внимании к свету и тщательном анализе цвета. Его этюды и картины покупают коллекционеры, появляются почитатели, идущие на вернисажи и выставки с целью «посмотреть новые работы Макарова», а пухлая «Книга отзывов» изобилует восторженными отзывами.
Успеху в творчестве способствовало полное взаимопонимание в семье. Подрастающие дочери Валерия и Марины Макаровых вместе с отцом и матерью писали этюды с натуры. Уже в четырехлетнем возрасте у девочек были свои этюдники и краски. Жизнь семьи была расписана по минутам. Дочери учились в музыкальной школе, участвовали в концертах и фестивалях. После окончания школы старшая, Валерия, поступила в медицинский университет, младшая, Ольга, пошла по стопам родителей, поступив на отделение монументально - декоративной живописи Волгоградского архитектурно-строительного университета. В прошлом году Оля и ее муж, художник Евгений Павлюченко, выполнили масштабную роспись храма Преподобного Серафима Саровского в Екатеринбурге.
В первое десятилетие нового века Валерий Макаров возвращается к «традиционной манере», признавая, что кисть «орудие труда художника, позволяющее достигнуть в работе с красками большего сопереживания, остроты откровения, тонкой цветовой нюансировки».
Однако этот период в его творчестве был не долгим и, в конце концов, он вернется к работе мастихином. Начало второго десятилетия века в его творческой биографии будет отмечено многочисленными выставками, на которых зритель познакомится с этюдами и картинами совершенно разных «природных зон». Макаров – маринист не пишет море, а создает поэмы о залитых солнцем прибрежных скалах и синеве морских просторов; он не фиксирует «горные ландшафты», а пишет одухотворенную, живущую особой жизнью среду. Он вдохновляется эмоциональной смелостью своих ранних работ, обогащая ее многолетними поисками формы и цветовых гармоний.
В группе волгоградских художников он ездит на пленэры в районные центры Волгоградской области. Он пишет Хопер, Бузулук, Дон, проецируя на природу свое восторженное отношение к ее самобытной красоте. Валерий варьирует изобразительные приемы, смело «лепит» форму мастихином, пишет на оргалите, рельеф которого проступает на живописной поверхности, заставляя ее пульсировать и дышать.
Переславль Залесский, Подмосковье, Урюпинский край – такие разные российские земли - открываются художнику во всем своеобразии и неповторимом очаровании. Он создает лирические пейзажи настроения, пронизанные ощущением оптимизма, окрашенные щемящим чувством сопричастности «божьему миру».
В последние годы художник все чаще пишет этюды на улицах родного города. Его привлекают не традиционные для волгоградских ведутистов образы – парадные площади, исторические памятники, а городские окраины, тихие улочки. И в этом прослеживается романтическая направленность творчества В.Макарова, стремящегося передать своеобразие простых и даже обыденных, но одухотворенных особым видением мотивов.
В 2012 году в Доме художника с успехом экспонировалась выставка работ Валерия Макарова, носившая философское название - «Между небом и землей». Она показала, что художник находится в самом расцвете своих творческих сил, что он мастерски владеет разнообразными живописными приемами, чувством стиля и безупречным вкусом.
За цикл пейзажей, посвященных природе «малой родины», в 2012 году В.Макарову была присуждена государственная премия Волгоградской области.
Лидия Ишкова, искусствовед