Смирнова Татьяна | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A

Смирнова Татьяна

Смирнова Татьяна Владимировна родилась в 1955 г. в Воронеже. Окончила театрально-декоративное отделение Астраханского художественного училища имени Власова по специальности «художник-декоратор». Затем училась в Московском технологическом институте по специальности «художественное оформление и моделирование изделий художественной и легкой промышленности», получив квалификацию «художник-технолог».

С 1991 г. - член Союза художников России и член международной Ассоциации изобразительных искусств при ЮНЕСКО. Мастер декоративно-прикладного искусства, живописец и театральный художник.

Лауреат международных, всероссийских и региональных выставок. В 1992 году состоялась персональная выставка Т.Смирновой в Федеративной Республике Германии. Постоянный член жюри всероссийских и областных конкурсов моды и декоративно-прикладного искусства.

Татьяна Владимировна − автор декоративного оформления ряда общественных интерьеров в Волгограде и волгоградской  области(триптих «Волгоград» для гостиницы «Волгоград», гобелен для Дворца Бракосочетания, занавес для Музыкального театра, занавес для Театра юного зрителя, занавес для детско-юношеского центра Красноармейского района Волгограда, занавес для Дома культуры поселка Привольный Светлоярского района Волгоградской области). Работы Татьяны Владимировны находятся в частных коллекциях России и за рубежом.

С 2000 г. Т. Смирнова занимается преподавательской деятельностью. С 2004 г. она преподает в Институте художественного образования Волгоградского государственного социально-педагогического  университета. Является автором методического пособия «Эскиз и картон для мини-гобелена (курс «Основы декоративно-прикладного искусства и ткачество»)». Ученики Т.Смирновой  являются дипломантами творческих конкурсов и фестивалей различного уровня.


Любое многообразие всегда можно свести к единству, которое одновременно является и источником, дарующим смысл множеству объединяемых явлений, и путеводной нитью, ведущей в пространство их познания. Слова Марины Цветаевой, ставшие названием статьи, способны, на наш взгляд, стать путеводной нитью в процессе познания художественного мира Татьяны Смирновой, пространство которого охватывает живопись и книжную графику, декоративно-прикладное и теат-рально-декорационное искусство.

Множество образов, оформленных разными языками искусства, сплавляются в единство создаваемого Т.В. Смирновой художественного мира не столько внешними, легко вербализуемыми характеристиками, сколько ритмом движения её внутренней жизни. В силу своей невещественности, ритм – самое неуловимое, но одновременно самое реальное проявление жизни. И являет он себя не в равномерности повтора, а как творческий импульс, преобразующий реальность. В художественном мире Т.В. Смирновой каждый образ, воплощённый средствами живописи, гобелена или батика, выступает как носитель личных эмоционально-жизненных переживаний. Она стремится трансформировать натурный прототип так, чтобы воспроизвести ритм собственного настроения и ощущения жизни, потому в творчестве Татьяны Смирновой мир предстаёт живущим с ней в одном ритме.

Стремление к выражению своих эмоционально-жизненных переживаний, как специфическая особенность художественного мира Т.В. Смирновой, обнаруживает себя и на уровне образотворчества, и на уровне формообразования. Содержание созданных ей образов не выразимо посредством каких-либо идей или сюжетно оформленных смыслов, потому что их смыслом становится сгущённая эмоциональная среда, сила которой лишает натуру самостоятельной значимости, превращая её в носителя чувственно-смыслового состояния художницы.

Красноречивым примером этой особенности художественного мира Татьяны Смирновой может стать «Пейзаж», написанный в 1990 году. Центральным в нём является мотив дороги, который организует все элементы пейзажного образа так, что перед зрителем возникает не естественный ландшафт, а сгущенное до природных форм эмоциональное состояние автора. Движение дороги разорвано глубокой впадиной, размещённой в центральной части картины, на втором плане. В ней скрывается от взгляда зрителя часть дороги, отчего возникает впечатление, что она движется к впадине в двух противоположных направлениях: от зрителя и от горизонта. Разрыв пути переживается как потеря целостности ощущения жизни, когда кажется, что все дороги ведут к этой непонятно что таящей впадине.

Ориентация на эмоционально-жизненные переживания побуждает Т.В. Смирнову к активному использованию возможностей цветовой композиции, которая позволяет создать на плоскости ритмическую организацию цветовых пятен, соответствующую эмоциональному состоянию, ставшему со-держанием картины. При этом художница отказывается от предметности цвета, в пользу его условного значения. Например, в вышеупомянутом произведении реальный природный цвет пейзажа Татьяна превращает в сочетание красочных пятен, интенсивность и соотношение которых выражают динамику её чувств. Формы деревьев она обобщает до экспрессивных цветовых пятен, сочетающих глубокий красный и тревожный чёрный. Небо, написанное в той же цветовой гамме, буквально сливается с деревьями в общий цветовой поток, визуализируя эмоциональное состояние автора. Свободный, плавно закручивающийся вокруг центральной впадины ритм цветовых пятен, образующих пространство неба и холмистой поверхности земли, разрушается стремительным, направленным к этой же впадине ритмом пятен, которыми написаны деревья. Два ритмических движения, организующих цветовую композицию пейзажного образа, определяют последовательность зрительного восприятия, фокусом которого становится впадина, скрывающая часть пути. Возникает сгущённая эмоциональная среда, пронизанная чувством смятения и стремящаяся своей активностью растворить в себе зрителя.

Обращение к цветовой композиции как фактору создания образа указывает на присущую Т.В. Смирновой живописность восприятия мира, дающую возможность деформировать визуальное восприятие, чтобы выразить незримое – мир собственных ощущений, состояний, чувств. Этому видению мира соответствует и скорописная манера письма, благодаря которой на глазах у зрителя происходит обнажение живописного процесса. Он видит движение кисти, которая не прописывает формы, а набрасывает, схватывая их важнейшие направления.

Живописный почерк, обнажающий процесс работы кисти, в творчестве Татьяны Смирновой появляется не сразу. Произведениям, написанным в 1980-е годы, ещё была свойственна детальная выписанность форм. Показа-телен в этом отношении «Портрет девочки» (1983). Она изображена на фоне окна, стоящей на стуле. За окном – голубь, летящий над верхушкой дерева, естественный ритм тонких веточек которого созвучен свободному ритму линий, образующих форму окна, стула, подрамников. Сюжет как событийное действие отсутствует, т.е. художник не объясняет зрителю, почему девочка стоит на стуле, спиной к окну. Не делается попытка раскрыть её характер. Контраст статичности фигуры девочки, выражение лица которой отличается чувственно-смысловой неопределённостью, и раз-вевающихся на ветру волос и платья, создаёт впечатление, что девочка замерла, чтобы пропустить через себя поток жизненных ощущений. А ритм линий, образующих формы элементов интерьера и природы, необходим художнику, чтобы визуализировать для зрителя эти ощущения, которые и являются основным содержанием картины.

В «Портрете девочки» живописность восприятия художницы только наме-тилась. Т.В. Смирнова использует общую цветовую гамму для интерьера и пейзажа за окном, благодаря чему исчезает ощущение глубины изобрази-тельного пространства, построенного в соответствии с законами перспек-тивного сокращения. Возникает ощущение плоскостности пространства, в котором объёмные формы выглядят как цветовые пятна, имеющие чёткие очертания. Теми же характеристиками отличаются живописные работы Татьяны Смирновой этого десятилетия, например, «Дождь», «Осень», «Осенний туман».

Беспространственность, в которой объёмная форма уплощается до цветового пятна с чёткими очертаниями, является признаком живописного декоративизма, который получит развитие в творчестве Т. Смирновой в следующее десятилетие, в 1990-е годы. Именно в это время её живописный почерк претерпит изменения. Появится скорописная манера, которая уподобит живопись маслом торопливому подмалёвку, а также большая звучность красок. В эти годы она пишет ряд натюрмортов, пейзажей, в том числе и тот пейзаж, анализ которого уже давался выше.

Появившаяся в 1990-е годы в творчестве Т. Смирновой скорописная манера, приведёт её к живописному обобщению натуры. В живописи появится ощущение вещественности, которого она достигает плотностью и цветностью изображённых предметов. При этом благодаря скорописной манере, сама натура станет восприниматься бесплотной. Чувственно-смысловое содержание образа художница разворачивает для зрителя не через детали сюжета, носителями которых являются те или иные элементы композиции, а движением кисти, наполненном эмоциональной энергией. Скорописная манера позволит Т.В. Смирновой как бы визуализировать сгустки эмоциональной энергии, управляющей движением её руки, вооружённой кистью. Это хорошо видно и в пейзажах 1990 года, и в натюрмортах 1998 года.

Таким образом, в 1990-е гг. в живописи Татьяны Смирновой благодаря развитию декоративизма и особой скорописной манере наложения красок процесс создания образа, фактически, станет тождественен процессу фор-мообразования. Произойдёт смыкание этих всегда взаимосвязанных, но всё-таки автономных процессов. Это оказалось возможным благодаря общности, инициирующих их возникновение, факторов, к которым можно отнести интуитивность и логичность − два качества, являющиеся отправными точками формообразования и создания образа в творчестве Т.В. Смирновой и выражающие специфику её художественного мышления.

В творчестве Татьяны Смирновой замысел рождается не как идея. Стимулом его возникновения становится ощущение сути того момента жизни, который привлёк внимание художницы. Это ощущение раскрывается интуитивно, а в процессе создания образа и его художественной формы, оно служит той мерой, которая определяет, насколько должна быть деформирована натура в изобразительном пространстве, чтобы она могла выразить состояние, настроение, увлекшее автора. Обращаясь к возвышенно-поэтическим сравнениям, можно сказать, что для Т.В. Смирновой рождение образа подобно процессу расколдовывания сути, когда в состоянии творчества опознаётся её ритм, прислушиваясь к которому деталь за деталью возникает форма. Но стихийность и спонтанность, сопровождающие интуитивное творчество, упорядочиваются логикой, необходимой в поиске конструктивной ясности элементов композиции и гармонического равновесия их соотношения.

Интуитивность и логичность, а также живописность восприятия, включающая в себя внимание к материалу, к обработке поверхности, фактуре, а также стремление показать красоту краски − формируются под влиянием активной работы Татьяны Смирновой в области декоративно-прикладного искусства. Параллельно с живописью 1980-1990-е гг. она занимается батиком, гобеленом, например, триптих «Волгоград» для гостиницы «Волгоград», гобелен «Торжественный» для дворца бракосоче-таний Красноармейского района Волгограда и др. В эти же годы ею будут созданы ряд занавесов, украшающих театры и дворцы города и области, например, для театра музыкальной комедии, для детско-юношеского центра Красноармейского района Волгограда, для Дома культуры посёлка при-вольный Светлоярского района Волгоградской области.

Мышление художника, работающего в области декоративного искусства, имеет свою специфику. Ему необходима способность вчувствоваться, войти в отображаемый мир предметов, потому что для декоративного образа их внешние иллюзорные характеристики не нужны. Для него важна сущность предмета, которая раскрывается интуитивно, минуя детали и подробности, т.е. необходимо обнаружить то единство, к которому можно свести многое. Но особенность декоративного образа в том и заключается, что это единство необходимо представить зрителю в простой и чувственно-наглядной форме, для создания которой необходима логика. Таким образом, интуитивность и логичность характеризуют специфику мышления художника, работающего в области декоративно-прикладного ис-кусства. Присущи они, конечно, и Татьяне Смирновой, активно занимающейся этим видом художественного творчества. Но её стремление к выражению в искусстве собственных эмоционально-жизненных переживаний приводит к станковизму в этой области. И в этом отношении она не одинока. Тенденция станковизации декоративного творчества является характерной особенностью современного искусства. Многие художники, работающие в этой области, подобно Т.В. Смирновой, активно используют средства художественного выражения, свойственные живописи, графике. Это проявляется, в первую очередь, в изменении языка художественной образности, когда выразительные возможности орнамента практически не используются. Не обращается к ним и Т.В. Смирнова в своих произведениях декоративного творчества. В них она, также как и в живописи, претворяет образ реального мира, воспринятый через призму собственных эмоционально-жизненных переживаний.
Например, «Городской пейзаж», выполненный в технике батика.

Роспись монохромна. Татьяна Смирнова обращается к синему – цвету ночи и двух океанов: воздушного и водного. Глубокий и холодный синий цвет, который обычно считается символом уныния или печали, в пейзаже произ-водит противоположное впечатление своей праздничной чистотой, создавая ощущение искреннего любования городом. Пейзаж динамичен, потому что наполнен стихией света. Городская архитектура, словно преломлённая движением светового потока, теряет правильность очертаний и выглядит живой. Это впечатление усиливает изображение деревьев, естественный ритм линий их ветвей созвучен ритму линий архитектурных сооружений.

Таким же эмоционально насыщенным предстаёт перед зрителем образ мира в мини-гобеленах Т.Смирновой «Утро», «Весна» и др. Для них характерна камерность пространства, художница обязательно подчёркивает линию горизонта, ограничивая простор рамками освоенного, создавая тем самым ощущение чего-то домашнего, уютного.

В содержании декоративных образов монументального плана эмоционально-жизненные переживания Т.В. Смирнова претворяет иначе. В них отсутствует ощущение домашней камерности. Декоративные образы этого масштаба отличаются активностью в стремлении сфокусировать внимание зрителя на себе, чтобы создать в окружающем пространстве ощущение эмоционально наполненной среды и тем самым стать как бы «лицом» этого пространства. Например, триптих «Волгоград» для одноимённой гостиницы.

Обращение к созданию обобщенного образа города как теме триптиха было предопределёно изначально названием гостиницы. Тема Волгограда широко представлена в культуре города, в том числе и художественной, и уже традиционной стала её героическая трактовка. Однако Т.В. Смирнова интерпретирует содержание образа в соответствии с общей ориентацией своего творчества, основанного на личных эмоционально-жизненных переживаниях. Тему города она раскрывает через ощущение свободного полёта, потому мотив летящих над Волгой птиц является основным. Он повторяется в двух частях триптиха, превращаясь в его третьей части в мотив парусника. Ритм линий летящих птиц созвучен линейному ритму речных волн. Архитектура города дана обобщённо, как и в «Городском пейзаже», написанном тремя годами ранее в технике батика, она не имеет правильных очертаний. Т.В. Смирнова вновь использует эффект преломления архитектурных форм световым потоком. Мотив потока солнечных лучей, падающих по диагонали, является смысловым акцентом композиции. Ритм его движения объединяет линейные ритмы речных волн, летящих птиц, городской архитектуры в оптическое и смысловое единство.

Четыре мотива включает в себя композиция триптиха: мотив светового потока, летящих птиц, речных волн и городской архитектуры. Для каждого из них Татьяна находит свой ритм движения, тем самым, определяя по-следовательность зрительного восприятия и переживания. Образ рождается на ощущении единства ритмов этих мотивов, совокупность которых переживается как свобода движения, ассоциативно связывающаяся с предчувствием будущего. Романтическое восприятие образа города блистательно воспроизведено ритмической организацией форм и их соотношений.

Почувствовать себя, ритм своей внутренней жизни в каждом явлении или событии окружающего мира – задача не столько художественная, сколько человеческая. В мире, где доминирует всё массовое – массовые вкусы, инстинкты, жизненные цели, услышать неповторимость своего «я» – насущная цель, достижение которой осуществимо творческим путём. В движении к этой цели возникает художественный мир Татьяны Смирновой, насыщенный ритмами её внутренних состояний и переживаний. Однако их индивидуальность не предполагает замкнутости созданного в искусстве мира, а наоборот, предполагает общение со зрителем через сопереживание. Т.В. Смирнова находит средства выразительности, инициирующие эмоциональную активность зрителя. К ним можно отнести цветовую композицию со всей сопутствующей ей системой приёмов и смысловых значений, особый живописный почерк, станковизацию декоративного творчества через разработку соответствующих средств выразительности. Всё это позволяет говорить о творчестве Т.В. Смирновой как самобытном явлении в современной художественной жизни, значение которого оп-ределяется совпадением с общим тонусом времени.

Пейзаж. Темпера. 51х35. 1990
Пейзаж. Темпера. 51х35. 1990
Портрет девочки. Гуашь, бумага,60х80. 1983 г.
Портрет девочки. Гуашь, бумага,60х80. 1983 г.
Осень. Акварель, 50х50. 1985
Осень. Акварель, 50х50. 1985
Осенний туман. 50х60.1985
Осенний туман. 50х60.1985
Натюрморт, гуашь, 80х102.1998
Натюрморт, гуашь, 80х102.1998
Триптих «Волгоград», центр ч., гостиница «Волгоград», руч. ткач.,10м2, смеш. тех.
Триптих «Волгоград», центр ч., гостиница «Волгоград», руч. ткач.,10м2, смеш. тех.
Гобелен «Торжественный», фрагмент. 25м2, смеш. тех, шерсть, синтетика 1992-1995
Гобелен «Торжественный», фрагмент. 25м2, смеш. тех, шерсть, синтетика 1992-1995
Занавес для театра муз. комедии. Волгоград.350 м2. 1995
Занавес для театра муз. комедии. Волгоград.350 м2. 1995
Занавес для ТЮЗа. Малый зал. Волгоград, 130м2. 2001
Занавес для ТЮЗа. Малый зал. Волгоград, 130м2. 2001
Городской пейзаж. Батик, ручная роспись, 80х60. 1987
Городской пейзаж. Батик, ручная роспись, 80х60. 1987
Утро. Мини-гобелен, ручное ткачество.70х70. 1992
Утро. Мини-гобелен, ручное ткачество.70х70. 1992
Триптих «Волгоград», 1990
Триптих «Волгоград», 1990

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО