Художественное объединение «Бубновый валет» было одной из первых модернистских группировок в России. Оно просуществовало относительно недолго, с 1911 по 1917 г. Однако, мастера, входившие в его основное ядро, продолжали сохранять творческое родство и дружбу. Произведения П.Кончаловского, А.Куприна, Р.Фалька, А. Осмеркина, А.Лентулова, И.Машкова из собрания ВМИИ дают возможность увидеть, что происходило с художниками- участниками авангардного процесса, за пределами авангарда.
Их искусство отразило драму поколения, сформировавшегося в одной культуре и живущего в другой, принципиально иначе ориентированной. В 1920-1930-е гг. в поисках компромисса с изменившейся средой, они словно проделывают «дорогу вспять», обратный путь, классицизируя язык и обращаясь к повествовательности. При этом взаимоотношения цвета с формой и пространством остаются для них столь же важными, как и прежде. Утверждение самоценности живописи, автономии ее как особого рода деятельности является одним из объединяющих принципов для «валетов», и резко выделяет их как в среде авангарда, так и в культурной ситуации тоталитарного искусства. Лекцию читает кандидат искусствоведения О.П.Малкова.