Лекция О.П.Малковой в рамках цикла «ХХ век. Художник и сложное настоящее» будет посвящена особенностям художественного языка советской архитектуры 1930-1950-х гг. В этой стилистике была заложена планировка послевоенного Сталинграда, который мыслился как идеальный советский город. Парадные ансамбли, вокзалы, мемориальные пространства и площади своими грандиозными масштабами, бодрым скульптурным декором утверждали мощь государства и близость построения светлого будущего. Однако сам художественный язык для создания завтрашних образов был ретроспективным.
Читая архитектурные послания, описывающие будущее языком прошлого, мы узнаем много поучительного (в том числе и о той среде, которая формирует материальный каркас нашей сегодняшней жизни). Мы поговорим о том, как произошел переход от авангардистской архитектурной утопии «машинного века» к утопии вечных ценностей и грядущего процветания, об образах Сталинграда и восприятии их художниками.