Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова получил в дар произведение успешного российского скульптора Ксении Ануфриевой-Мирлас. Терракотовая скульптура «Беззаботная», запечатлевшая образ ребенка, является для автора принципиально значимым произведением. Художник давно работает с темами травматичного воздействия истории на человеческие судьбы и несокрушимости воли к жизни.
Вглядываясь в судьбы своих предков, Ксения Ануфриева-Мирлас видит непосредственное врастание в их пути исторических драм. Знаменательно, что ее бабушка Евдокия Михайловна Ануфриева, художник по тканям, в юности обучалась во ВХУТЕМАСе у И.И.Машкова. Именно в нашем городе, где шаги истории часто не щадили человеческих чувств, по мысли автора, наиболее полно будет понят и раскрыт смысл ее произведения. Наделяя свою работу биографической составляющей (т.к. прототипом послужил образ ее матери), она усиливает символическое звучание и трактует ее как знак памяти о жертвах века и счастья жизни, наполненной любовью и надеждой.
Специально для нашего города Ксения Ануфриева-Мирлас подготовила обращение, в котором рассказала историю своей семьи в контексте создания своей работы, переданной в дар ВМИИ, снабдив текст фотографиями.
Музей Машкова благодарит автора — Ксению Ануфриеву-Мирлас — за щедрый дар!
«Весь мир знает Родину-Мать, горельеф на доме Павлова, знают, как выдающаяся плеяда скульпторов формировала художественное «лицо» города. В годовщину великой исторической памяти, мне хочется внести свой небольшой вклад в ее преумножение и не забвение.
Однако, я вынуждена предварить рассказ об одной скульптуре рассказом о другой, попутно внедрив в повествование частицы воспоминаний о своей семье и окружении, поскольку одно прямо следует из другого.
Ксения Ануфриева-Мирлас
"Спасибо Товарищу Сталину за наше счастливое детство"
(Фрагмент). 2014. Шамот, акрил, дерево.
Создав в 2014 году скульптурную инсталляцию «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», посвященную всем детям, чьи родители стали жертвами политических репрессий, я посвятила ее прежде всего своему отцу и репрессированному в 1938 году дедушке: художнику-монументалисту, педагогу, Давиду Викторовичу Мирлас. Однако, после такой работы возникла жгучая потребность создать что-то диаметрально противоположное, символизирующее счастье детства и радость жизни. Параллельно изучая семейные архивы, просматривая фотографии, читая воспоминания отца и одной из его подруг детства, Маргариты Анастасьевой, я особенно прониклась отрывком одного из писем, посланных ее отцом, расстрелянным в 1937 году.
«Я так хотел бы, чтобы у тебя действительно ничего не болело, чтобы ты была веселая и радостная, чтобы ты бегала и смеялась, чтобы совсем не плакала, чтобы у тебя внутри, в душе всегда было все ясно и хорошо, чтобы ты росла здоровой и крепкой».
Захотелось, чтобы новая работа стала воплощением этого простого и пронзительного пожелания, актуального в любой период исторического времени и человеческой жизни.
Параллельно читая воспоминания отца, родившегося в 1925 году, перед глазами проходили жизни того поколения, судьбы шестнадцатилеток, навсегда ушедших на фронт. В 1941 году, лучшего друга моего отца, Володю Татлина-младшего забирают на фронт, с которого тот никогда не вернется. В 1942 году призывают отца. Перед уходом Володя с отцом ползут под обстрелами к фотоателье на Маяковке, и, если бы не миг, запечатлевший их дружбу на карточке, не осталось бы никакой «вещественности» воспоминаний.
Вацлав Мирлас и Владимир Татлин.
1941. Фото
Примечательно, что в 1940 году, Екатерина Павловна Перельман (дочь царицынского губернатора, ученица Михаила Чехова, жена художника Виктора Перельмана), в клубе Городка Художников на Масловке, ставила с ребятами пьесу по мотивам «Сказок Дядюшки Римуса». В числе «актеров» был и мой отец со своими друзьями детства. После войны она повторяет постановку с ребятами, в память о тех, кто навсегда остался там, «где корни слепые ищут корма во тьме».
Таким образом из отдельных судеб и некоторых частных исторических фрагментов сформировался единый сюжет: образ памяти родителей, погибших за то, (и с пожеланиями того), чтобы их дети были счастливы- образ вполне состоявшихся людей, состоявшихся хотя бы в категории продолжения рода; и рядом с ними память о подростках, почти детях, навсегда лишивших себя счастья видеть и создавать свой род, ради нового поколения, которое они никогда не увидят.
Однако для воплощения мысли требовалась одна, казалось бы, небольшая, но важнейшая деталь- требовалась некая конкретная визуализация образа. Прототип- модель неожиданно нашлась на фотографии 1947 года - дочь сержанта Сергея Ивановича Любимова,
Сержант Сергей Любимов
1942. Фото
контуженного подо Ржевом в 1941 году, полуторагодовалая девочка Таня, запечатленная в трофейном платье и ботиночках - моя мать,
Татьяна Любимова- прототип «Беззаботной».
1947. Фото
Татьяна Сергеевна Ануфриева-Мирлас: коллекционер, куратор многочисленных выставок в Москве и на Севере Подмосковья, исследователь русской репрессированной духовной интеллигенции первой половины двадцатого века, чья книга «Молю о тех, кого Ты дал мне», была, в силу своей новизны и актуальности отмечена пополнением среди многочисленного фондового специалитета Библиотеки Конгресса США.
Так создалась «Беззаботная».
Ксения Ануфриева-Мирлас
Беззаботная
2014. Терракота, металл
Ее лаконичный образ насыщен достаточно большим количеством символов и знаков. Так, например, ворот платьица со штрипками, застегнутый на пуговичку, один из характерных фасонов детской одежды того периода. Эта девочка – тщательно продуманный образ и сложенный из событий исторических не только для моей семьи и моего окружения, но и для множества людей. Наверное поэтому это универсалия близкая и понятная каждому на генетическом уровне.
Цветы являются мощнейщим символическим «оружием»: с помощью определенных сортов, колористики, флористических композиций можно передать особый, скрытый смысл. К приему флористического повествования веками прибегали поэты и художники. Символом мира, победы жизни над смертью после Второй Мировой войны, несомненно, стал букет полевых цветов. Василёк, мак, ромашка: в каждом цветка был скрыт особый смысл- любви и ожидания, памяти и крови, радости и надежды.
Цветы Победы стали памятью для живых близких от тех, кто находился под их покровом, они стали приветом для победителей и радостью для детей победы. Именно поэтому в волосах девочки цветок, причем с двумя «лицами»: в нем можно усмотреть медовую, цвета солнца газанию- южноафриканский цветок, со стремительно скоротечной жизнью. В нем можно увидеть и близкую сердцу русского человека ромашку- символ детства. Таким образом, беззаботная, всем своим солнечным видом символизирует и проецирует в людях радость жизни, и насущную необходимость детства для каждого человека.
Очень часто слово «беззаботность» ошибочно ставят синонимом беспечности, пустоты, несерьезности, неглубокости и поверхностности человека, в то время как беззаботность- это особо благоприятное психологическое, телесное и душевное состояние человека, в котором ощущается радость жизни, созерцание и анализ ее проявлений в полном объеме.
Моя бабушка, Евдокия Михайловна Ануфриева: выдающийся художник по тканям, декоративист, первая заведующая художественной мастерской Щелковской хлопчато-бумажной фабрики после войны; училась у И.И.Машкова во ВХУТЕМАСе. Илья Иванович щедро делился своими знаниями и наработками, передавая своим ученикам традиции, и те их благодарно принимали. Считая себя последователем той классической школы декоративизма, тех традиций и новшеств, что внесла в декоративно-прикладное искусство Евдокия Михайловна, я вижу особую связь в том, что моя скульптура пополнит коллекцию Волгоградского музея изобразительных искусств имени Ильи Ивановича Машкова. В этом есть некоторая символическая определенность, традиции Машкова вышли в Москву из Волгограда, и теперь, через два поколения, в новом, трансформированном виде вернулись.
2020 год стал для жителей России и людей всего мира не только юбилейным годом памяти Великой победы, в силу эпидемиологически нестабильной обстановки, он стал годом социального и психологического страха, чувства неуверенности в завтрашнем дне, продолжении жизни. «Беззаботная», по достоинству оцененная не только специалистами, но и в первую очередь жителями Москвы, Подмосковья, Пекина, Шитзячжуаня, подошла к своему геолокационному итогу. Поэтому мне особенно хочется, чтобы собрание художественного музея великого, героического города Волгограда- точки одного из важнейших генеральных сражений Великой Отечественной войны,- пополнил символ исторически-генетической связи поколений, символ сокрушительного потока времени и одновременно НЕ-забвения памяти детей о своих ушедших родителях и предках. Мне хочется, чтобы тут появился один из тех победных символов стабильности жизни и предопределенной безусловности счастья, которые в силу своей мощности перерастают из символа в энергетический источник, так необходимый каждому человеку».
Ксения Ануфриева-Мирлас
Ксения Ануфриева-Мирлас родилась в Дмитрове в 1976 году. С ранних лет занималась рисованием под руководством отца – искусствоведа Вячеслава Ануфриева-Мирлас.
В 1999 году Ксения берет уроки у заслуженного скульптора России Вадима Шелова. В 2000 году поступает на отделение скульптуры в Российскую Академию живописи ваяния и зодчества (РАЖВиЗ).
С 2001 года участвует в выставках живописных и скульптурных работ в г. Москве, Санкт-Петербурге, Дмитрове, пос. Деденево.
В 2002 году становится победителем конкурса проекта памятника жертвам сталинских репрессий на Соловках, на который представила проект скульптуры «Отвергнутый».
В 2006 году закончила отделение скульптуры в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, в стенах которой во ВХУТЕМАСе учились дед Давид Мирлас и бабушка Евдокия Ануфриева. С отличием защитила диплом, с темой «Зинаида Серебрякова».
2006 год – лауреат выставки «Православная Русь» в Гостином Дворе г. Москва. В 2006 г. по проекту Ксении установлен бюст почетному гражданину г. Ногинска Л.Н. Мишину.
Является основоположником жанра декоративизм в современной скульптуре и жанра демократического реализма.
Член Союза Художников с 2006 года, член AIESM ( Associazione Internazionale Eventi di Scultura Monumentale) с 2015 года.
К.В.Ануфриева – Мирлас является автором следующих монументальных произведений:
Памятник Герою Советского Союза Герасиму Королеву. Установлен в поселке Ново-Гришино Дмитровского района Московской области.
Памятник Заслуженному энергетику РСФСР, почетному жителю города Ногинска Льву Мишину. Установлен на территории МОЭСК в городе Ногинск Московской области.
На сегодняшний день работы К. Ануфриевой-Мирлас представлены более чем двумя десятками персональных выставок в России и за рубежом. Ее работы ценят российские и зарубежные коллекционеры и искусствоведы.
Ее работы (живопись и графика) находятся в галереях и частных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона, Нью-Йорка и др.:
- Museum of Russian Art — MoRA, Нью-Джерси. США
- Музей А.С. Пушкина. Бродзаны, Словакия. ЕС
- Музей-заповедник Дмитровский Кремль, Россия
- Национальный художественный музей Республики Саха(Якутия),Россия
- ГАУК РБ Национальный музей Республики Бурятия,Россия
- ГАУК РК Ливадийский дворец-музей. Республика Крым
- МБУК Сарапульский музей - заповедник. Республика Удмуртия, Россия
- ГМИИ Республики Татарстан, Казань
- Национальная галерея Республики Коми,Сыктывкар.Республика Коми.
- Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина. Горно-Алтайск. Республика Алтай.
- ГМИИ Республики Ингушетия, Карабулак
- МРОКМ им.И.Д.Воронина,Саранск, Республика Мордовия
Полная информация о скульпторе на официальном сайте: www.kseniya-mir.com