Музей Машкова принял участие в масштабном общероссийском выставочном проекте — «Сопряжение форм. Русская скульптура XX века». Экспозиция проходит в крупнейшем экспозиционном пространстве в центре Петербурга — в Центральном выставочном зале «Манеж» — с 12 октября по 3 декабря 2023 года. Выставка в «Манеже» создана совместно с Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем.
Выставка «Сопряжение форм» исследует историю развития скульптуры как самостоятельного вида изобразительного искусства. Выставочный проект фокусирует внимание посетителя исключительно на ХХ веке, как наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде в контексте развития русской скульптуры. По информации пресс-службы ЦВЗ «Манеж»: «Концепция выставочного проекта объединяет два культурных пласта ХХ столетия: скульптуру и кино/видеосъемку — в историческом и кинетическом контексте. Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике — основной лейтмотив проекта».
В пространстве экспозиции «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» демонстрируется более 300 уникальных произведений скульптуры из фондов 48-и ведущих организаций культуры и науки Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, а также из частных собраний.
Из коллекции единственного художественного музея в Волгоградской области - Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова на выставке в «Манеже» представлены четыре скульптурных произведения выдающихся советских мастеров. Это «Трудовые резервы» (1947) — автор Лев Кербель (1917-2003), «Портрет Эйнштейна» (1956 г.) — Зиновий Виленский (1899-1984), «Портрет В.В.Маяковского» (1956 г.) — Александр Кибальников (1912-1987) и «Модель памятника Хользунову» (1939-1940) — Михаил Белашов (1903-1941).
География музеев-участниц выставочного проекта «Сопряжение форм. Русская скульптура XX века» обширна и впечатляюща. Наряду с волгоградским музеем Машкова в выставке принимают участие такие крупнейшие и известные российские музеи, как Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Липецкий областной краеведческий музей, Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный художественный музей Ханты-Мансийска, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Тюменское музейно-просветительское объединение и другие учреждения и организации.
На выставке, помимо сотен скульптурных работ, команда «Манежа» представляет обширную просветительскую программу, включающую в себя экскурсионные туры, арт-медиации, лекции и открытые дискуссии, а также дополнительные мероприятия для разных аудиторий, в том числе для детской, подростковой и инклюзивной.
Участие в подобных грандиозных выставочных проектах, организуемых самыми крупными музеями нашей страны, говорит о признании в музейном сообществе высокого качества коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова и многих других столичных и региональных музеев.
Напомним, произведения из коллекции музея Машкова постоянно участвуют в общероссийских выставочных проектах. Так, в этом году картина из коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств — живописное произведение Александра Савинова «Балкон, увитый цветами. Рим», созданное в 1910 году, экспонировалось в рамках выставок «Александр Савинов. Миражи» и «Отличники» в Музее русского импрессионизма (г. Москва). А в настоящее время, с 5 сентября по 11 декабря 2023 года в московском Государственном историческом музее в выставочном проекте «Новороссия» представлено одно из выдающихся произведений Ильи Машкова «Ливадийский крестьянский курорт» (1925 г.) из коллекции музея Машкова.