Вся творческая жизнь Константина Ивановича Горбатова представляет собой целостное явление, образованное самодостаточностью его видения, романтическим отношением к искусству с оттенком импрессионизма и убежденностью, что «только люди, любящие искусство ценят жизнь, только им доступна тайна бытия».
В собрание Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова входит подлинный шедевр Константина Горбатова «Струги. Великий Новгород». Масштабное полотно (148х204 см) было написано в 1912 году, оно практически не покидает музейной экспозиции. Московский коллекционер К.Ф.Арнинг приобрел его с выставки еще в начале ХХ век. В 1980 г. пейзаж был передан в наш музей в составе коллекции наследницей К.Арнинга, уроженкой Царицына Н.А.Арнинг-Зайцевой. Благодаря этому счастливому случаю сегодня у нас есть удивительная возможность увидеть романтически преображенный средневековый вольный Великий Новгород.
К.И.Горбатов родился в уездном городе центральной России Ставрополе Самарской губернии в 1876 году. В его памяти на всю жизнь запечатлелись старинные храмы, заросшие травой деревянные дорожки, покосившиеся постройки, провинциальная тишина и Волга.
О «речном» сердце художника И.Э.Грабарь писал: «Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов. Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».
К.Горбатов не вписывался в модные течения и кружки, он стал членом Общества им. А.И.Куинджи, поздних выставок передвижников. Добротность и живописная красота работ обеспечивали им успех у публики, но после революции круг почитателей резко сужается.
В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России, в этот период на полотнах Горбатова возникают виды солнечных уголков Капри, Венеции, сюжеты, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, художник входит в группу русских живописцев вместе с Л.Пастернаком, И.Мясоедовым, С.Колесниковым. И.Грабарь, организовавший выставку русской живописи в Кельне в 1929, году писал о Горбатове: «Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», - исключительно с церквами, пропастью церквей... Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать». Однако, с начала 1930-х годов в Германии по идеологическим причинам тема русской провинции в искусстве становится неуместной и дальше судьба супругов Горбатовых складывается трагически. С началом войны они становятся «неблагонадежными», дважды в неделю отмечаются в полиции, их временные паспорта, полученные вместо советских, продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.
И в этих условиях художник себе не изменяет, пишет натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри, виды старых русских городов. Одна из поздних работ с изображением Ростова Великого написана в 1943 году в Берлине. Всего на две недели К.Горбатов пережил окончание Второй мировой войны, он умер в Берлине 24 мая 1945 года. В письме-завещании К.Горбатова читаем следующие строки: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины... отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт нужным». Имя художника Горбатова было заново открыто в 1960-е годы, когда часть его произведений и архив вернулись на родину.
Произведения Константина Горбатова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Серпуховском художественно-историческом музее и др. Самая крупная коллекция его работ принадлежит Историко-архитектурному и художественному музею «Новый Иерусалим».
Горбатова называют «солнечным художником», это был мастер редкого колористического дарования. Он не стремился к исторической точности, художник преображает виды улиц и рек, современных зданий и памятников старины, создавая образ прошлого и будущего в настоящем ради «глубокого спокойствия мягко проникающей в сердце городской тишины, когда жизнь кажется милой и легкой».