Выставка продолжает серию монографических экспозиций в рамках проекта «Первая улица Мира», ставшего победителем грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Они знакомят с искусством художников, для которых наш город стал главным в творческой жизни.
Выставка посвящена знаменитым волгоградским художникам, супругам Надежде Елисеевне Черниковой (1916-2010) и Александру Никифоровичу Червоненко (1912-1993). Их творческое наследие имеет значительную не только художественную, но и культурно-историческую ценность. С ними оказалось связано самое начало художественной жизни Сталинграда еще в довоенный период. Оба были выпускниками Сталинградского художественного училища.
Их произведения были в числе первых поступлений в музейную коллекцию, неоднократно в музее проходили их выставки. Многие работы были подарены художниками. Совсем недавно их дочь Наталья Александровна передала в дар музею большую коллекцию произведений, насчитывающую 79 их живописных работ. Музей выражает искреннюю благодарность дарителям. Эти недавние поступления также вошли в состав выставки.
В собрании музея есть ставшая знаковой работа «Салют» (1970), написанная супругами в соавторстве. Это был необычный творческий союз; их художественные дарования, как и темпераменты, были очень различны. У А.Червоненко был очень выдержанный, спокойный характер, тогда как у Н.Черниковой- неугомонный и взрывной. Подход Червоненко к задачам холста можно определить как монументальный, тогда как сильная сторона искусства Черниковой- внимание к деталям. Искусство обоих свидетельствует о сегодня трудновообразимой степени врастания, взаимопроникновения судьбы города и человеческих историй.
Александр Червоненко родился 29 августа 1912 г. в селе Петропавловка Астраханской губернии. Там он окончил школу- семилетку. В 1928 г. пошел работать на Сталинградский завод бурового оборудования «Баррикады», где был мастером железнодорожного пути, затем фрезеровщиком, а в свободное время рисовал декорации для клубного театра. В 1932 г. Александр был направлен в Саратовское художественное училище. Время было голодное и Александр Червоненко был вынужден возвратиться домой и продолжить учебу в Сталинградском художественном техникуме.
В 1937 году он окончил художественный техникум и сразу же был захвачен бурной художественной жизнью. В 1937-1939 гг. он уже был председателем Сталинградского отделения Союза. Тогда он начал работать над историческими крупными полотнами, ни одно из которых, к сожалению, не сохранилось. В 1938 году он женился на своей однокурснице Надежде Черниковой.
В 1939 г. они вместе поступили на живописный факультет Харьковского художественного института. Но началась война, в 1941 г. Александр ушел добровольцем на фронт, защищал наш город. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». В 1945 г. он возвратился в Сталинград. Вместе с небольшой группой художников: С.Ищенко, В.Петиновым, А.Николаевым, Н.Черниковой- начал возрождать в Сталинграде творческую жизнь. Художники разбирали завалы, участвовали в восстановлении города и в то же время запечатлевали его облик. Не было мастерских, красок, кистей; художники работали там, где жили, в наспех вырытых землянках, наскоро восстановленных зданиях. Они даже устраивали экспозиции в городском саду, в первых кинотеатрах, клубах, библиотеках. Эти выставки воодушевляли сталинградцев, говоря о том, что жизнь налаживается. С 1946 г. Червоненко стал членом Союза художников, неоднократно он возглавлял Волгоградское отделение Союза.
Александр Червоненко нам известен прежде всего, как мастер пейзажа. В этом жанре он смог дать почувствовать большие события, переживаемые страной («Раннее утро. У Волжской ГЭС», 1977). Критика характеризовала его как «подлинно сталинградского художника». Город, его судьба и природа были частью его жизни. Его пейзажи, посвященные Волгограду отличаются благородством и конструктивной крепостью, мужественной сдержанностью и красотой рисунка. Он видит и ценит устойчивую, надежную красоту его торжественных архитектурных ансамблей («Планетарий» 1963; «Дом профсоюзов», 1966), стремится передать насыщенность городской жизни, людской суеты. Видимо, у него с городом были свои личные отношения, неслучайно он запечатлевает и его непарадные уголки. Пейзажи «Старый Царицын», «Спартановка», «Царицынский дворик» глубоко оригинальны и точны по воспроизведению духа города.
С любовью он пишет нагретые солнцем берега, просторы полей. При точности рисунка его лаконичные ландшафты сохраняют значительность, передают мощь стихийных сил, дыхание самой стихии земли («Осенний пейзаж», 1970-е; «Окраина. Песчаный карьер», 1968). Кроме пейзажей А.Н.Червоненко оставил серии натюрмортов, обращался к жанру портрета, увлекался линогравюрой. Современники вспоминают о нем как о человеке полностью погруженном в искусство. Безусловно, он оказал сильное влияние на Надежду Черникову. Художники ценили друг друга. В поздней автобиографии Надежда Елисеевна написала: «Хочу сказать, что моя жизнь сложилась не так уж плохо. Я осталась жива после всех ужасов… У меня был замечательный, талантливый муж…».
Рассказ О.П.Малковой о выставке «Союз. Надежда Черникова и Александр Червоненко».