«Культ Кубы». К 500-летию со дня основания Гаваны. Живопись и графика из фондов ВМИИ. | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
«Культ Кубы». К 500-летию со дня основания Гаваны. Живопись и графика из фондов ВМИИ.
Оссовский П.П.
Фидель Кастро.
1961. Картон, масло. 71х104 см
Виртуальная выставка

«Культ Кубы». К 500-летию со дня основания Гаваны. Живопись и графика из фондов ВМИИ.

image001

Patria o muerte!

«Одинокая звезда» - так называют флаг Кубы, где белые полосы означают Независимость, синие – три разделённых части острова во времена испанского владычества, красный треугольник – Революция, а белая звезда на нем – Свобода. Созданный в 1848 году, официальным этот флаг стал только в 1902, но и после революции 1959 года он остался неизменным.

Куба – «жемчужина Антилл». Здесь смешалась кровь и традиции кубинских и панамериканских индейских племен, народов Африки, Испании, Италии, Британии, Германии, Франции. В ХХ веке после Первой и Второй мировых войн на острове появилась крупная еврейская диаспора.

Неповторимая архитектура Гаваны, основанной испанцами в XYI веке и названной в честь Христофора Колумба Сан-Кристобаль-де-Гавана (San Cristobal de La Habana) занесена ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества, как и некоторые природные зоны Кубы.

Но все же, какие ассоциации приходят в голову нашего российско-советского человека в связи со словами «Гавана» и «Куба»? Революция – Фидель – Че Гевара. Кубинская коллекция Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова ожидаемым образом визуализирует именно этот  ментальный набор. Во многих произведениях советских художников  ощутим этот неподдельный интерес к далеким братьям по духу, которые в другом полушарии, на противоположном конце света  победили «буржуинов» и удерживают завоевания социализма до сих пор.

Первыми советскими художниками, ступившими на землю Кубы были  классики «сурового стиля», Народные художники СССР Петр Павлович Оссовский (1925-2015) image002и Виктор Иванович Иванов (р.1924).  «Это была прекрасная и нелегкая поездка на «остров Свободы», позволившая мне image003многое почувствовать и осмыслить и в человеческом и в творческом смысле», - вспоминал Оссовский, - «мы попали в самую гущу событий, за  которыми с жадным вниманием следил весь мир, мы как бы слились с тем, что происходило вокруг нас, и работали с утра до позднего вечера». В 1961 году Куба переживала тревожную пору – над страной нависла угроза интервенции. Подъем и сосредоточенность владели людьми. Лозунг «Родина или смерть!» читался в мужественной  суровости лиц, в настороженном облике Гаваны. Люди новой Кубы – вот главное, что показали Оссовский и Иванов в своей обширной совместной работе – «Кубинской сюите». Под этим названием серия была показана по возвращении домой на выставке. Каждый их художников в 1963 голу получил по Серебряной медали Академии художеств СССР. Именно в тематической, идейной, художественной слитности заключен ее смысл. В пределах общей серии художники дополняют друг друга. Различия в манере исполнения, соединение живописи и графики, вещей завершенных и беглых набросков – все это придает серии в целом ту внутреннюю пульсацию, которая делает повествование художников широкой и органичной картиной жизни, увиденной как бы «стереоскопически», с двух разных творческих точек зрения: более сдержанного и строгого в своей лаконичной манере Виктора Иванова и более лиричного, предрасположенного к поэтической очерковости Петра Оссовского. Оба художника основным видом работы избрали этюд-картину. Нравилось рисовать лица  - соединение молодости, мужества, энтузиазма. Лица неизменно разные – и волевые и добродушные, и сурово-строгие, и веселые, разные своей человеческой характерностью, этническим своеобразием «Одно лицо выразительнее другого, глаз оторвать нельзя», - вспоминал В.Иванов. Его романтическому молодому герою Гиермо («15-летний повстанец Гиермо Кано»),  кажется, лучше гитару держать тонкими изысканными пальцами, а не пулемет.   А рядом цепляет  зрителя  на крючок дерзкий  мужской взгляд «Начальника революционной полиции Кубы Альмехейды».

image004Петр Павлович  Оссовский представлен  в нашей коллекции  портретами лидеров кубинской революции 1959 года. Романтический борец Эрнесто Че Гевара (1928-1967), выдвинул новую теорию переворотов: «Не нужно ждать, пока общество созреет для революции, достаточно готовности самих революционеров». Оссовский: «Войдя в кабинет  мы застали Че Гевару сидящим в кресле, с ногами, обутыми в солдатские ботинки, скрещенными на столе и лежащим рядом огромным  револьвером. Писать его было чрезвычайно тяжело». Все, кто общался с Геварой, отмечали его ясный ум, аскетическую бледность, астматическое дыхание, выпуклый лоб, густую шевелюру,  энергичный подбородок, спокойные движения, чуткий проницательный взгляд, решительность суждений. Че думал и делал революции с позиций межконтинентального революционера в Латинской Америке, воевал в Африке. Он был  «универсальным солдатом» революции, не связанным догмой, территорией, классовым подходом. Но «участь революционера возвышенна и печальна» (его слова).  За месяц до казни  Эрнесто Че Гевара написал сам себе эпитафию: «Даже если смерть придет неожиданно, пусть она будет желанной, такой, чтоб наш боевой крик мог достичь умеющее слышать ухо, и другая рука протянулась бы, чтобы взять наше оружие». Говорят, кубинцы после смерти Че, начали  считать Гевару святым и обращались к нему в молитвах «San Ernesto de La Higuera», прося о милостях.

В память о товарище Че мы показываем «Сигарницу трёхместную» и «Курительную трубку», сделанные мастерами народных промыслов СССР. Табак, ром и кофе – знаменитая «черная триада» экспортных товаров Кубы.  «Где-нибудь в лесу, долгими ночами строили мы дерзкие планы. Мечтали о сражениях, крупных операциях, о победе. Вместе со всеми я наслаждался впервые в моей жизни сигарами, которые научился курить, чтобы отгонять назойливых комаров. С тех пор въелся в меня аромат кубинского табака. И кружилась голова, то ли от крепкой «гаваны», то ли от дерзости нашего плана – один отчаяннее другого» (Эрнесто Че Гевара.)

Порывистым, темпераментным  и вдохновенным представлен Фидель  Алехандро Кастро Рус (1926-2016) – революционер, государственный, политический и партийный деятель, руководивший Кубой с 1959 до 2008 года, на репортажном рисунке Оссовского. Художественная ненасытность мастера  бросается в глаза даже непросвещенному зрителю. В живописном портрете Фиделя  достигнут максимум поэтической выразительности. Широкие плоскости красного цвета заливают холст. Впервые цвет у Оссовского становится средством композиционного построения, организующим началом художественного образа. Легендарный вождь революции оценил портрет, успел заказать с него  копию и еще долго дарил дорогим гостям растиражированный образ, сделанный советским живописцем. «У него было огромное мужество. Говорили, кто пойдет за Фиделем, погибнет или победит». Сын крупного землевладельца, Кастро приобрел левые антиимпериалистические взгляды во время учебы на юридическом факультете Гаванского университета. Воевал в  Доминикане. Колумбии и Мексике. Вернувшись на Кубу, он возглавил партизанскую войну против режима Батисты, начавшуюся с высадки на побережье и перехода в горы Сьерра-Маэстра. Вождь кубинской революции 1959 года и его «бородачи» стали символическими фигурами, олицетворением мужества, сексуальности, отваги. Как пелось с известной советской песне «Куба – любовь моя»:  «Слышишь чеканный шаг – Это идут барбудо…Вновь говорит вдохновенно Фидель – Мужество знает цель!» Как известно, Фидель Кастро пережил за свою жизнь множество покушений (сегодня известно о 638-ми!). Уничтожение Кастро стало навязчивой идеей для США: в ход шли отравленные сигареты, акваланги с туберкулезной палочкой в баллонах, бомбы в бейсбольных мечах, ручки-шприцы… «Если бы способность выживать после покушений была олимпийской дисциплиной, я бы имел по ней золотую медаль» (из текстов Фиделя). В 1963 году  легендарный Фидель  Кастро посетил Волгоград. Встреча была горячей и торжественной.image005 Кубинскому гостю показывали грандиозную Волжскую гидроэлектростанцию, он выступал с пламенной речью на стадионе, в открытом лимузине проезжал по центральным улицам города-героя. Многочисленные фотографии запечатлели его на строительных объектах мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1958-1967). Скульптор-монументалист, Народный художник СССР Евгений Викторович Вучетич (1908-1974), сопровождавший гостя, как истинный художник, не мог не запечатлеть Кастро хотя бы в карандашном рисунке.  Созданные им образы нередко имели значение героического символа.

image006В 1962 году в Волгоград из Саратова приехал замечательный художник Алексей Иванович Бородин (1915-2004). Новый, только что отстроенный после войны, город с мировой славой по-настоящему заинтересовал художника, который  влюблено запечатлел улицы, скверы, площади и дома. Конечно, ему были интересны иностранцы, ведь Саратов вплоть до «перестроечных» времен был закрытым городом. «Я испытываю радость, общаясь с людьми – моими героями»,  - говорил мастер. И появляются рисунки, где запечатлена эффектная «Кубинка» (балерина Алисия Алонсо?; в начале 1960-х она приезжала в Волгоград), «Студент. Портрет негра» (1963), кубинская принадлежность которого подчеркивается флагом  Республики Куба  на  белой майке. Свободная поза молодого человека, присевшего на гранитный парапет волжской набережной, передает ощущение воли, свободы, спокойствия.

Солнечные краски Кубы, чистая и напряженная палитра цвета в натуре подсказали нашим художникам яркую чистоту живописи. Эта стройная четкость цвета, его почти графическая жесткость, дает возможность художникам использовать его как образ. В «Рубщиках тростника» Оссовского парни в широкополых шляпах уселись на груде срубленных стеблей; мы видим слитную цветовую наполненность, взгляд на натуру, как на цельный красочный мир. Тема каждого холста, его образный строй диктуют колористическую тему, цветовой накал. В полотне В.Иванова  «На пастбище. Куба»   слепящее солнце заливает землю, и  она словно сияет цветом, желто-коричневой охрой  полей,  пестрой листвой деревьев. Солнце ложится на спины коров, пасущихся в полуденной истоме.  Для постижения жизни людей художник часто обращался в своем творчестве к пейзажу, через который мир видится широко, многообразно и поэтично. Островная натура учила  как писать цвет  на солнце. Есть в этом живописном произведении Иванова загадка. Откуда здесь на кубинском пастбище взялась эта явно русская баба в короткой понёве, с  прялкой и веретеном в руках? Может, это фантазия художника, всю свою творческую жизнь посвятившего родной Рязанщине? Звучит сюрреалистически, но вдохновенно.

Для художника Пантелеева Александра Васильевича (1932-1990) знакомство с Кубой в 1986 году также стало источником живописных открытий. Атмосфера image007праздника природы навела художника на мысли о серии картин-импровизаций. Путешествие по Кубе продолжалось 20 дней, но результат оказался впечатляющим. В его кубинском цикле около 100 картин и 20 рисунков. Это не репортаж с места действия, не дневник путешественника, но концентрация впечатлений. Сам стиль его искусства, с особой ритмикой, игрой пространств, сочетанием объемности и плоскостности, строгости и экспрессии оказался близок характеру страны. «…это одна из граней экологической темы…Я хотел сделать то, о чем забыли, чего крайне не хватает. Противопоставить лжи, путанице красоту жизни, природы, любви. Куба – один из залов всемирного уникального живого музея, имя которому Земля», - формулировал свое кредо вологодский художник. Куба была воспринята автором как своеобразный живописно-пластический карнавал. Театральность мышления А.Пантелеева и тяготение к ансамблю привели к тому, что вся серия мыслилась и выполнялась  им как огромный холст-ансамбль со своими законами режиссуры, расстановкой акцентов, группировки и чередования произведений по сюжетам и стилистике. Здесь можно было увидеть и монументально-торжественные силуэты богов и духов древних народов, и светящийся разноцветный мир морских глубин и монохромные строгие пейзажи, и экзотические яркие растения. Например, королевские пальмы («Пальма». Из серии «Куба». 1986). Впечатление монументальности природы усиливается цветом, положенным широко с четкими границами касаний. Формы словно бы «свариваются» из могучих плоскостей, жестких, негнущихся, способных выдержать великое напряжение, несокрушимых. Пейзажная живопись, натюрморт – жанры социальные – утверждает своим творчеством Александр Пантелеев. Мечта не зачеркивает правду факта, но поднимает ее до высот идеала.

image008В напряженные политические времена, связанные с войнами и революциями, искусство говорит с народом «шершавым языком плаката». Художник из города Волжский Виктор Дмитриевич Фенин (р.1950 г.) выразительно представил образ Соединенных Штатов Америки, развернув  полотнище «беременного» бомбой американского флага на все  пространство планшета. «Они не могут нам простить того, что мы совершили социалистическую революцию под носом у Соединенных Штатов!» - дерзко смеялся Фидель. В 1961 году в США был введен режим эмбарго в отношении Кубы. Любые связи с Кубой были запрещены. Эту блокаду регулярно и безуспешно осуждает генеральная Ассамблея ООН.

image009Вечную идею противопоставления неправедного богатства и праведной рабочей силы воплощает выдающийся мастер советского плаката, Народный художник РСФСР Михаил Михайлович Черемных (1890-1962). Агитационные плакаты он делал уже в годы Гражданской войны, исполнял первые «Окна РОСТА», был в числе основателей журнала «Крокодил», для которого, собственно, и был создан плакат «Капиталист и рабочий» (1962).

image010 В дар от  датского художника-карикатуриста, коммуниста Херлуфа Бидструпа (1912-1988)  музей получил несколько сатирических политических карикатур: «Дядя Сэм в погоне за гаванскими сигарами», «Долой колониализм» и «Голубь мира» (все 1961 года). Карикатура была его оружием. Сюжетом политических карикатур становились конкретные события в мире и обществе. Художник неоднократно бывал в Советском Союзе и в Волгограде. В 1964 году ему была присуждена Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

image011Тема борьбы за мир транслируется в произведении участника Великой Отечественной войны, Заслуженного художника РСФСР  Евгения Давидовича Симкина (1915-2001). Тема войны занимает главное место в творчестве этого художника. Он был наводчиком противотанковой пушки 226-й дивизии, воевавшей под Сталинградом. Многие его работы отражают ужасы человеческой бойни, смерть, страх. Его произведение «Факельное шествие. Миру – мир» говорит о страшной памяти сердца.  Эти восставшие из небытия фигуры в колышащемся факельном мареве кричат и предупреждают о том, что не должно повториться.

О мире и радости жизни говорят современные итальянские художники: Ф.Сьюско, в абстрактной форме произведения которого  «Возвращение к миру» угадывается диковинная рыба  в бирюзовой глубине океанических вод, Т.Айме, чей «Кукурузный початок»  связан с любимым изречением  Хосе Марти, которое всегда было в нагрудном кармане Фиделя Кастро: «Вся слава мира помещается в зерне кукурузы». А  «Кактус опунция» Л.Деллеани – любимый плод многих латиноамериканских художников. У опунции  «листья широкие и крупные, в них много сока, и они липкие, есть шипы на самих листьях. Плод, растущий на этих деревьях называется фига, они хороши для еды. У растения есть волокна, крепкие жилы, очень крепкие жилы, он наполнен жилами, полон множеством жил. Плод круглый, он как шар, узкий у основания, полон мелких шипов, усыпан шипами; у него есть кожица; у него есть семена; его мякоть мясистая, водянистая; его семена как галька. Я отрезаю фиги. Я ем фиги. Я разламываю внутренность. Я делю их внутреннюю часть. Я чищу их» – в этой цитате, почерпнутой из сведений древних ацтеков о свойствах растений, чудится  аллегорическое описание стойкого революционного характера людей Кубы.  Другой важной целью выращивания опунции является получение красителя кармина, того самого что заливает ярко-красным фон портрета Фиделя у Оссовского.

«Cuba libre» или Остров Свободы. Белый песок солнечных пляжей, бескрайние океанские просторы, экзотическая флора и фауна. Красивые женщины, мужественные мачо, карнавал жизни с танцем «хабанера», названным в честь Гаваны - когда-то главного форпоста Испании на Антильских островах и перевалочной базы для  награбленного в Америке золота. Гавана - одна из самых красивых  столиц мира в символическом виде неприступной островной крепости,  замком в поднебесье видится нам в  старинной гравюре неизвестного художника «Шторм на море».  Увидим ли мы с вами когда-нибудь это воочию? Святой Христофор и Фидель – в помощь!

Государственный гимн Кубы

Бидструп Х.<br>Дядя Сэм в погоне за гаванскими сигарами.<br>1961. Бумага, уголь. 60х84,5 см
Бидструп Х.
Дядя Сэм в погоне за гаванскими сигарами.
1961. Бумага, уголь. 60х84,5 см
Фенин В.Д.<br>Внешняя политика США.<br>1982. Картон, гуашь. 100х70 см
Фенин В.Д.
Внешняя политика США.
1982. Картон, гуашь. 100х70 см
Бидструп Х.<br>Долой колониализм.<br>1961. Бумага, уголь. 60х81 см
Бидструп Х.
Долой колониализм.
1961. Бумага, уголь. 60х81 см
Иванов В.И.<br>15-летний повстанец Гильермо Кано. Куба.<br>1961. Картон, темпера. 87,5х93 см
Иванов В.И.
15-летний повстанец Гильермо Кано. Куба.
1961. Картон, темпера. 87,5х93 см
Иванов В.И.<br>Начальник революционной полиции Кубы Альмехейда.<br>1961. Бумага, уголь прессованный. 39,5х26,5 см
Иванов В.И.
Начальник революционной полиции Кубы Альмехейда.
1961. Бумага, уголь прессованный. 39,5х26,5 см
Иванов В.И.<br>Солдат. Куба.<br>1961. Бумага, карандаши цветные. 27х22,5 см
Иванов В.И.
Солдат. Куба.
1961. Бумага, карандаши цветные. 27х22,5 см
Оссовский П.П.<br>Фидель Кастро.<br>1961. Бумага, карандаш графитный. 32х25 см
Оссовский П.П.
Фидель Кастро.
1961. Бумага, карандаш графитный. 32х25 см
Деллеани Л.<br>Кактус опунция (Fichi d”India)<br>1986. Холст, масло. 50х70 см
Деллеани Л.
Кактус опунция (Fichi d”India)
1986. Холст, масло. 50х70 см
Вучетич Е.В.<br>Фидель Кастро.<br>1963. Бумага, тушь, перо. 36х26 см
Вучетич Е.В.
Фидель Кастро.
1963. Бумага, тушь, перо. 36х26 см
Оссовский П.П.<br>Эрнесто Че Гевара.<br>1961. Бумага, карандаш графитный.
Оссовский П.П.
Эрнесто Че Гевара.
1961. Бумага, карандаш графитный.
Оссовский П.П.<br>Рубщики тростника.<br>1961. Холст, масло. 100х160 см
Оссовский П.П.
Рубщики тростника.
1961. Холст, масло. 100х160 см
Вардзигулянц Р.И.<br>Лист 1. Из серии «Куба».<br>1968-1970. Бумага, литография. 45х52,5 см
Вардзигулянц Р.И.
Лист 1. Из серии «Куба».
1968-1970. Бумага, литография. 45х52,5 см
Сьюско Ф.<br>Возвращение к миру (The return to peace).<br>2000. Бумага, монотипия. 32х52 см
Сьюско Ф.
Возвращение к миру (The return to peace).
2000. Бумага, монотипия. 32х52 см
Вардзигулянц Р.И.<br>Лист 2. Из серии «Куба».<br>1968-1970. Бумага, литография. 41х54,5см
Вардзигулянц Р.И.
Лист 2. Из серии «Куба».
1968-1970. Бумага, литография. 41х54,5см
Иванов В.И.<br>На пастбище. Куба.<br>1960. Картон, бумага, темпера. 52х94 см
Иванов В.И.
На пастбище. Куба.
1960. Картон, бумага, темпера. 52х94 см
Пантелеев А.В.<br>Пальмы. Из серии «Куба».<br>1986. Картон, масло. 48х35 см
Пантелеев А.В.
Пальмы. Из серии «Куба».
1986. Картон, масло. 48х35 см
Айме Т.<br>Кукурузный початок (Pannocchia di maris).<br>1984. Холст, масло. 70х50 см
Айме Т.
Кукурузный початок (Pannocchia di maris).
1984. Холст, масло. 70х50 см
Бородин А.И.<br>Студент. Портрет негра.<br>1963. Картон, масло. 71х104 см
Бородин А.И.
Студент. Портрет негра.
1963. Картон, масло. 71х104 см
Бородин А.И.<br>Студент Хосе.<br>1986. Бумага, пастель, карандаш. 74,5х50 см
Бородин А.И.
Студент Хосе.
1986. Бумага, пастель, карандаш. 74,5х50 см
Бородин А.И.<br>Кубинка.<br>1901-2000. Бумага, карандаш. 28,5х20 см
Бородин А.И.
Кубинка.
1901-2000. Бумага, карандаш. 28,5х20 см
Бидструп Х.<br>Голубь мира.<br>1961. Бумага, уголь. 60х80 см
Бидструп Х.
Голубь мира.
1961. Бумага, уголь. 60х80 см
Симкин Е.Д.<br>Факельное шествие. Миру мир.<br>1981. Холст, масло. 94х73 см
Симкин Е.Д.
Факельное шествие. Миру мир.
1981. Холст, масло. 94х73 см
Черемных М.М.<br>Капиталист и рабочий.  Рисунок для журнала «Крокодил».<br>1962. Бумага, гуашь, карандаш графитный, тушь. 19х36 см
Черемных М.М.
Капиталист и рабочий. Рисунок для журнала «Крокодил».
1962. Бумага, гуашь, карандаш графитный, тушь. 19х36 см
Народный мастер.<br>Сигарница трехместная.<br>1940-1959. Капокорень, лак, резьба. 2х8х12,5 см<br>Артель «Идеал», Кировская область. СССР
Народный мастер.
Сигарница трехместная.
1940-1959. Капокорень, лак, резьба. 2х8х12,5 см
Артель «Идеал», Кировская область. СССР
Народный мастер.<br>Курительная трубка.<br>1930-1959. Кость мамонтовая, дерево, резьба. 4,5х3,5 см<br>Тобольск, Тюменская область. СССР
Народный мастер.
Курительная трубка.
1930-1959. Кость мамонтовая, дерево, резьба. 4,5х3,5 см
Тобольск, Тюменская область. СССР
Неизвестный гравер.<br>Шторм на море.<br>1801-1900. Бумага, офорт. 35х57 см
Неизвестный гравер.
Шторм на море.
1801-1900. Бумага, офорт. 35х57 см

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО