Практика интервенций произведений театрального искусства в традиционные музеи стала мейнстримом. Волгоградский музей изобразительных искусств с начала 2000-х обращался к этой теме. Напомним некоторые выставки: «Из театрального прошлого Волгограда» (2003), «Художники Волгоградского театра кукол за 70 лет: 1937-2007)», к 80-летию Театра музыкальной комедии (2012), Выставка театрального плаката Театра юного зрителя под названием «Бумажный солдат . Прошли также Персональные выставки художников театра Н.Гапоновой, Ф.Красина, Е.Гельперн. Волгоградские художники, не работающие в театрах, посвятили теме театра выставку «Театральные реминисценции» (2010). Настал момент перейти от дерзких вторжений к мирному сосуществованию, принять театральных художников в музейное сообщество.
Настоящая выставка приурочена к Международному дню театра. Здесь в одном выставочном пространстве представлены фондовые произведения музея и самые живые, буквально только что с театральных подмостков, вещи Волгоградских театров. Это, собственно, и определило композицию выставки: музейная, проверенная временем, линия находится в пространстве диалога с противоположной линией сиюминутного современного театра.
Мы постарались максимально подробно извлечь вещи из наших запасников. И ответить на вопрос, а что же сохраняется в музее? Как музейные собрания отражают город, в котором они живут, насколько театральная жизнь столиц и провинций, конкретно Сталинграда-Волгограда волнует художников, подвигая их на создание станковых произведений? Насколько интересным оказывается понятие «театральности» - специфического художественного достоинства с его особой эстетической природой, характерными только для него выразительными средствами,– для художников-станковистов.
Главной задачей экспозиции было соединить времена и нравы. Из подсознания возникает образ океана времени, который выбрасывает на берег некие «камни забвения» - в виде отдельных личностей, среди которых – выдающие артисты (Г.Уланова, Н.Черкасов, Ф.Шаляпин) и неизвестная девушка из 1950-х «студентка ГИТИСа Руфа Яковлева», драматурги и писатели, чьи произведения переводятся на язык театра: В.Маяковский и Ж.Б.Мольер, У.Сароян и Ф.Достоевский, Н.Гоголь, А.Грибоедов, А.Пушкин, режиссеры Е.Симонов (Вахтанговский театр) и Н.Симонович (революционный театр кукол). Их запечатлели художники XYII-XX веков в скульптуре, живописи, графике: П.Трубецкой, А.Голубкина, С.Коненков, В.Губко, С.Гальберг.
Объединяет столь разных Художников (Artists) одно, это – люди Театра, это общая «точка схода».
Чтобы нашим образованным и внимательным зрителям было возможно сориентироваться в пространстве, обозначим главные блоки музейной части экспозиции. «Кабинет редкостей» с французской бронзой и изумительно тонкой графикой – поклон великому европейскому театру, где появились классические театральные жанры. «Золотой век» русской драмы первой половины XIX запечатлен С.Гальбергом (тем, кто снимал посмертную маску Пушкина) в портрете И.А.Крылова. Без басен Ивана Андреевича не обходится ни одно поступление в театральный вуз. Удивительно тонок нервный гений Гоголя. Изыскана книжная графика В.Фаворского. Далее рядом устроилась группа людей эпохи модерн: артист и художник С.Судьбинин, который в Нижнем Новгороде познакомился с величайшим оперным басом Ф.Шаляпиным, сам Федор Иванович (эту скульптуру П.Трубецкого называли «голым гладиатором»), чей портрет создал великий художник В.А.Серов, двоюродная сестра которого Надежда Симонович, в трепетной импрессионистической манере изваяна А.Голубкиной. Их всех объединяет время, названное «чеховским». И картина под названием «Дорога к домику Чехова в Ялте» тоже приобретает значение символа. 1950- годы в советском театре – время величавого спокойствия, мощных личностей, могучей государственности. Выразительнее всего эту тему воплощает Большой театр Союза ССР.
Очень важной для музея является краеведческая тема. Мы отдаем дань уважения Музыкальному театру, который с 1932 по 1991 год существовал в нашем городе как Театр Музыкальной комедии. И на сцене этого театра в 1955 году появился уникальный спектакль: «Поют сталинградцы». С ним театр побывал на первых столичных гастролях. Драматический театр им. М.Горького (годы жизни 1918-1988) отмечен также важнейшим послевоенным патриотическим спектаклем «Сталинградцы» (1944) драматурга Ю.П.Чепурина, единственного сценического произведения Сталинграда, отмеченного Сталинской премией. Совершенным открытием явился для нас бюст театрального критика (!), журналиста М.Аметистова скульптора А.Криволапова. Довоенный ТЮЗ, разрушенный войной открывает яркую страницу жизни современного ТЮЗа, Областного театра кукол, Театр кукол «Колобок», Театра «Царицынская опера», Молодежного театра.
Итак, почему бы Вам не…
…Влюбиться в театр? Искусство это живое, человеческое, эмоциональное и вечное. «В театр» играет все человечество…
…Услышать голоса ушедших эпох. Мы «озвучили» людей, представленных на выставке: вслушайтесь в «плей-лист»
…Поработать на наших мастер-классах, лекциях, посвященных театральным художникам разных эпох
…Просто повеселиться.
Да здравствует Театр!