Памяти Петра Зверховского (1942-2020). К 80-и летию со дня рождения | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Виртуальная выставка

Памяти Петра Зверховского (1942-2020). К 80-и летию со дня рождения

Полотна Петра Зверховского магическим образом втягивают все наше существо в иной режим бытия. Известный московский искусствовед Н. И. Давыдова писала о нем: «его картины-это его впечатления, его сны, его фантазии. Он жил где-то в другом не нашем мире. Он ничего не рассказывал об этом мире, о нем рассказывали его картины» «Произведение искусства,- записал художник в своем дневнике,-  во всякую эпоху является функцией труда и мифа». И его жизнь была наполнена беспрерывным трудом, который и был смыслом его существования, его судьбой, его воздухом, которым дышал, его спасением от всех невзгод, его способом жить- миф, который он создавал и был реальной его жизнью.

Петр Зверховский начал свой творческий путь в начале 70-х годов прошлого века, пройдя долгий путь ученичества в поисках своего наставника и среды обитания- художественно-графический факультет КГПИ(Краснодар), Киевский Государственный институт, Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (ныне Академия Штиглица. Санкт-Петербург)

Он не был обласкан судьбой. Он не получал правительственных наград и званий. Он не был «Заслуженным» и «Народным», почти 40 лет его жильем была мастерская. Он никогда ничего не просил, не жаловался, не выбивал для себя. Часто повторяя фразу из булгаковского «Мастера» «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего. В особенности у тех, кто сильнее вас…», - «музы дань свою вам принесут». И музы дань свою отмерили полной мерой. Он был «Народным» по праву Любви. Любви зрителей, коллекционеров в нашем городе и далеко за его пределами. Его работы находятся во многих частных собраниях в Москве, Германии, Испании, Голландии, США, Италии. Он участник множества выставок в нашей стране и за рубежом.   Его работы находятся в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства в Москве, в фонде Сурикова в Мадриде, в Саратовском Государственном музее им. А. Н. Радищева, в Кишиневском музее, Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова. Но, сегодня мы представляем вам выставку, состоящую из работ, находящихся в частных собраниях волгоградцев. В нее вошли произведения, принадлежащие людям разного социального статуса, разных профессий, разного достатка, которые в меру своих возможностей покупали, любовно собирали работы художника. И это, наверное, самая главная его награда.

Выставка, безусловно не могла вместить всех волгоградских коллекций. Мы отбирали работы, которые могли бы показать разные этапы его колористических, пластических, тематических исканий.  Она включает работы начала 70-х-  второй половины 2000-х годов, давая возможность проследить эволюцию творчества художника на протяжении полувека.

Многие из представленных в экспозиции работ зрители увидят впервые.   Он жил, он менялся, всегда выбирая свой особый путь. И тем не менее его работы являют некую внутреннюю цельность, не признающую стилевых преград.  Стилистика его работ, идущая на первый взгляд от наивного искусства, оснащена художественными достижениями ХХ века, и вмещает творческую проблематику близких ему линий мировой живописи.  Он не стремился никого удивлять, эпатировать, требуя к себе внимания.   Самое необычное-это удивительный мир его работ, где усталая душа отдыхала от абсурда реальности. лязга лозунгов и стука ходуль.  Его ранние работы на революционную тему, так и не понятые в Волгограде, в силу того, что не укладывались в прокрустово ложе социалистического реализма, сегодня находятся в Музее современного искусства в Москве. Но две из них представлены на нашей выставке- « Ликбез « и « Лампочка Ильича». После неудачи с революционной тематикой, художник перестает обращаться к «большой» теме. Он не заигрывает с публикой, упорно творя свой приватный мир, вне времени и реального пространства. Пишет камерные небольшие работы, в которых шло обретение своего языка, своей поэтики.

Круг жанровых предпочтений Зверховского традиционен- портрет, пейзаж, натюрморт, но в каждом из этих жанров- пластическое воплощение внутренних идей. К его натюрмортам хочется применить не французское-nature morte, а немецкое- Stilleben, ибо это поистине не мертвая природа, а безмолвная жизнь -если хотите духовная жизнь вещей, лишенных бытового измерения. Он не утруждает себя разнообразием предметов в натюрмортах, разве что блистательными и тонкими живописными аранжировками , бесконечно изобретательными и каждый раз неожиданно новыми. Натюрморт, пожалуй, самая значимая и неизменная тема творчества Зверховского. Обиходные предметы живут в полотнах художника своей тайной жизнью, являясь поэтическими элементами его сложного метафоричного мира.   Портреты, даже реальных персонажей, как правило имперсональны, и погружены в состояние глубокой внутренней сосредоточенности. Взглядом художника они возведены к какой-то высшей жизни.

 На выставке вы встретите сюжеты известные вам по поздним репликам. Такие как «Прогулка», «Смерч на набережной». В экспозиции же представлены самые первые воплощения этой темы. Петр часто повторяет однажды найденные образы и мотивы, но не копирует их, а вносит новые интонации, меняет трактовки деталей, эмоциональное звучание. Камерный мир Зверховского требует замкнутых пространств. Поэтому его любимые пейзажные темы- тихие уютные дворики, старинные пустынные улочки. Иногда их населяют одинокие фигурки людей. Эта пустынность, придает инфернальные интонации его пейзажным композициям.

 Особое место в его творчестве занимает Библейская тема, которая не так часто встречалась в советском искусстве 70-х-80-х и даже 90-х годов. Само наше советское бытие, уводило веру в глубины подсознания. Его вера-через художественные произведения, убеждающие величием подлинного искусства. Он далек от канонических «текстов», хотя импульсом обращения к этой тематике был величайший материал эпохи Возрождения. В его библейских сюжетах, как и во всем его творчестве привлекает прежде всего нежность, душевность, теплота, искренность, и изысканное ремесло.

 Каких бы тем, сюжетов не касался художник, главным героем его работ оставалась сама живопись. Сезанн считал живопись способом непосредственного соприкосновения с истиной не укладывающимся в рамки мыслей и слов. Живопись, говорящая только собственным языком, понятая как искусство цветопластических проблем, через решения которых реализуются взаимодействия художника и мира.  Работы Зверховского нельзя смотреть набегу. В эти монологи, произнесенные негромко, без эффектных модуляций, нужно погрузиться. Вглядеться в его полотна, где любой фрагмент самодостаточен, выразителен, информативен. Полное впечатление от картины, можно получить погрузившись в увлекательные живописные интриги, где несколько пятен силой гармонии способны произвести неизгладимое впечатление. Он, как алхимик колдует над сопряжением одного цвета с другим, добиваясь сложности и свежести звучания, уделяя огромное внимание фактуре холста, лишенного плотности и тяжести масляной живописи, напоминающей то темперную, то пастельную поверхность.

 Его работы простодушны и рафинированы. В них фантазия и дисциплина поразительным образом объединены феноменом мастерства. В них свободно пересекаются средневековая Русь и раннее Возрождение. Приемы кубизма и сезановские открытия. Память о предыдущих воплощениях, в которых он нашел свои точки опоры. Сделал своими ее элементы. Превратив их в акт свободного утверждения индивидуальности. Это метафорическое смешение и смещение и составляет суть его поэтики, соединяя в единую картину мир исчезающей парадигмы. В статье о творчестве Зверховского немецкий автор пишет: «Его душа слишком нежна для этого мира. Он не высказывается громко. Рисуя образы из коллективного сознания: воинов, созидание, сцены из Библии, он тонко комментирует реальность. Его картины, кажется приглашают зрителя войти в их полу- трансцендентное царство и отдохнуть от реального мира.» Один из наших коллекционеров, сформулировал свое восприятие работ Зверховского так: «В них есть немного мистическое чувство связи с вечностью».

Живопись

Гречанки на берегу моря.<br>1975г.<br>Холст, масло. 44х52
Гречанки на берегу моря.
1975г.
Холст, масло. 44х52
В фотоателье.<br>1976г.<br>Холст, масло. 50х70
В фотоателье.
1976г.
Холст, масло. 50х70
Натюрморт с кактусом.<br>1977г.<br>Картон, масло. 48х69
Натюрморт с кактусом.
1977г.
Картон, масло. 48х69
Портрет студентки.<br>1977г.<br>Холст, масло. 90х70
Портрет студентки.
1977г.
Холст, масло. 90х70
Ликбез.<br>1978г.<br>Холст, масло. 110х138
Ликбез.
1978г.
Холст, масло. 110х138
Лампока Ильича.<br>1980г.<br>Холст, масло. 80х100
Лампока Ильича.
1980г.
Холст, масло. 80х100
Мать и сын.<br>1980г.<br>Холст, масло. 82х82
Мать и сын.
1980г.
Холст, масло. 82х82
Прогулка.<br>1980г.<br>Холст, масло. 100х80
Прогулка.
1980г.
Холст, масло. 100х80
Натюрморт с черепом.<br>1982г.<br>Картон, масло. 87х70
Натюрморт с черепом.
1982г.
Картон, масло. 87х70
Деревенская семья.<br>1983г.<br>Холст, масло. 130х97
Деревенская семья.
1983г.
Холст, масло. 130х97
Натюрморт.<br>1983г.<br>Холст, масло. 80х60
Натюрморт.
1983г.
Холст, масло. 80х60
Художник и ангел.<br>1984г.<br>Холст, масло. 50х50
Художник и ангел.
1984г.
Холст, масло. 50х50
Прогулка.<br>1985г.<br>Картон, масло. 50х70
Прогулка.
1985г.
Картон, масло. 50х70
Смерч на берегу моря.<br>1985г.<br>Картон, масло. 50х70
Смерч на берегу моря.
1985г.
Картон, масло. 50х70
У моря.<br>1986г.<br>Картон, масло. 50х70
У моря.
1986г.
Картон, масло. 50х70
Пьеро и Арлекин. В честь Дерена.<br>1986г.<br>Картон, масло
Пьеро и Арлекин. В честь Дерена.
1986г.
Картон, масло
Натюрморт с подсвечником.<br>1986г.<br>Картон, масло. 50х70
Натюрморт с подсвечником.
1986г.
Картон, масло. 50х70
А.С.Пушкин.<br>1987г.<br>Холст, масло. 100х50
А.С.Пушкин.
1987г.
Холст, масло. 100х50
А.С.Пушкин.<br>1987г.<br>Холст, масло. 100х50
А.С.Пушкин.
1987г.
Холст, масло. 100х50
Дама с веером.<br>1987г.<br>Холст, масло. 78х113
Дама с веером.
1987г.
Холст, масло. 78х113
Смерть поэта.<br>1987г.<br>Картон, масло. 61х61
Смерть поэта.
1987г.
Картон, масло. 61х61
Три дамы на берегу моря.<br>1988г.<br>Картон, масло. 65х74
Три дамы на берегу моря.
1988г.
Картон, масло. 65х74
Вечерний храм.<br>1989г.<br>Холст, масло. 56х65
Вечерний храм.
1989г.
Холст, масло. 56х65
Дама.<br>1989г.<br>Картон, масло. 53х 36,5
Дама.
1989г.
Картон, масло. 53х 36,5
Натюрморт с керамической вазой.<br>1989г.<br>Холст, масло. 65х74
Натюрморт с керамической вазой.
1989г.
Холст, масло. 65х74
Репетиция.<br>1989г.<br>Холст, масло. 60х80
Репетиция.
1989г.
Холст, масло. 60х80
В суздале.<br>1990г.<br>Холст, масло. 56х65
В суздале.
1990г.
Холст, масло. 56х65
Вход в Иерусалим.<br>1991г.<br>Холст, масло. 117х161
Вход в Иерусалим.
1991г.
Холст, масло. 117х161
Натюрморт с мандолиной.<br>1992г.<br>Картон, масло. 70х50
Натюрморт с мандолиной.
1992г.
Картон, масло. 70х50
Портрет художника.<br>1992г.<br>Холст, масло. 92х73
Портрет художника.
1992г.
Холст, масло. 92х73
Дама в зеленом.<br>1994г.<br>Холст, масло. 74х65
Дама в зеленом.
1994г.
Холст, масло. 74х65
Карнавал в Саппаде.<br>1994г.<br>Холст, масло. 89х116
Карнавал в Саппаде.
1994г.
Холст, масло. 89х116
Красная комната.<br>1994г.<br>Холст, масло. 75х65
Красная комната.
1994г.
Холст, масло. 75х65
Портрет отца. 100 лет со дня рождения.<br>1994г.<br>Холст, масло. 65х56
Портрет отца. 100 лет со дня рождения.
1994г.
Холст, масло. 65х56
Дама в синем.<br>1995г.<br>Холст, масло. 65х56
Дама в синем.
1995г.
Холст, масло. 65х56
Нерон.<br>1995г.<br>Холст, масло. 92х73
Нерон.
1995г.
Холст, масло. 92х73
Синий храм.<br>1995г.<br>Холст, масло. 56х65
Синий храм.
1995г.
Холст, масло. 56х65
Ангелы у моря.<br>1996г.<br>Холст, масло. 65х80
Ангелы у моря.
1996г.
Холст, масло. 65х80
Улочка Парижа.<br>1998г.<br>Картон, масло. 55х69
Улочка Парижа.
1998г.
Картон, масло. 55х69
Село Сахарна.<br>2000г.<br>Картон, масло. 40х60
Село Сахарна.
2000г.
Картон, масло. 40х60
Итальянская провинция.<br>2000г.<br>Холст, масло. 40х50
Итальянская провинция.
2000г.
Холст, масло. 40х50
Остров Капри.<br>2000г.<br>Холст, масло. 40х50
Остров Капри.
2000г.
Холст, масло. 40х50
Женский портрет.<br>2001г.<br>Холст, масло. 74х55
Женский портрет.
2001г.
Холст, масло. 74х55
Белый мост в Венеции.<br>2002г.<br>Холст, масло. 40х60
Белый мост в Венеции.
2002г.
Холст, масло. 40х60
Пелопонесс.<br>2003г.<br>Холст, масло. 50х70
Пелопонесс.
2003г.
Холст, масло. 50х70
Натюрморт с цветами.<br>2003г.<br>Холст, масло. 56х65
Натюрморт с цветами.
2003г.
Холст, масло. 56х65
Зеленый пейзаж с розовым домом.<br>2004г.<br>Холст, масло. 55х65
Зеленый пейзаж с розовым домом.
2004г.
Холст, масло. 55х65
Натюрморт с кактусом.<br>2005г.<br>Холст, масло. 53х65
Натюрморт с кактусом.
2005г.
Холст, масло. 53х65
Вечерний натюрморт.<br>2005г.<br>Холст, масло. 74х65
Вечерний натюрморт.
2005г.
Холст, масло. 74х65
Окраина Феррары.<br>2005г.<br>Холст, масло. 30х40
Окраина Феррары.
2005г.
Холст, масло. 30х40
Дом Сезанна.<br>2006г.<br>Картон, масло. 30х40
Дом Сезанна.
2006г.
Картон, масло. 30х40
Приморский город.<br>2006г.<br>Холст, масло. 53х65
Приморский город.
2006г.
Холст, масло. 53х65
Улочка старого Парижа.<br>2007г.<br>Холст, масло. 40х50
Улочка старого Парижа.
2007г.
Холст, масло. 40х50
Укрощение розового коня.<br>2008г.<br>Холст, масло. 62х110
Укрощение розового коня.
2008г.
Холст, масло. 62х110
Портрет Анны.<br>2008г.<br>Холст, масло. 82х65
Портрет Анны.
2008г.
Холст, масло. 82х65
Бегство в Египет.<br>2009г.<br>Холст, масло.
Бегство в Египет.
2009г.
Холст, масло.
Лодки на берегу озера.<br>2010г.<br>Холст, масло. 56х65
Лодки на берегу озера.
2010г.
Холст, масло. 56х65
Натюрморт с бронзовой головой.<br>2010г.<br>Холст, масло. 53х65
Натюрморт с бронзовой головой.
2010г.
Холст, масло. 53х65
Смерч на набережной.<br>2010г.<br>Холст, масло. 80х80
Смерч на набережной.
2010г.
Холст, масло. 80х80
Поклонение пастухов.<br>2013г.<br>Холст, масло. 65х81
Поклонение пастухов.
2013г.
Холст, масло. 65х81
Натюрморт с рыбой.<br>2014г.<br>Картон, масло. 68х98
Натюрморт с рыбой.
2014г.
Картон, масло. 68х98
Натюрморт с гитарой.<br>2019г.<br>Картон, масло. 58х78
Натюрморт с гитарой.
2019г.
Картон, масло. 58х78
Натюрморт с красным кувшином.<br>2019г.<br>Картон, масло. 58х78
Натюрморт с красным кувшином.
2019г.
Картон, масло. 58х78

Графика

Строители.<br>1980.<br>Бумага, гуашь. 49х60
Строители.
1980.
Бумага, гуашь. 49х60
Окраина деревни.<br>1989.<br>Бумага, акварель. 30х43
Окраина деревни.
1989.
Бумага, акварель. 30х43
Старое селение.<br>1989.<br>Бумага, акварель. 34х46
Старое селение.
1989.
Бумага, акварель. 34х46
Уголок Феррары.<br>1989.<br>Бумага, акварель. 30х41
Уголок Феррары.
1989.
Бумага, акварель. 30х41
Натюрморт на балконе.<br>2004.<br>Бумага, акварель. 15х17
Натюрморт на балконе.
2004.
Бумага, акварель. 15х17
Эскиз к картине Гангутское сражение.<br>2005.<br>Бумага, гуашь. 24х38
Эскиз к картине Гангутское сражение.
2005.
Бумага, гуашь. 24х38
Горное селение.<br>2006.<br>Бумага, гуашь. 18х20
Горное селение.
2006.
Бумага, гуашь. 18х20
Дом художников Савиновых в Сарватове.<br>2008.<br>Бумага, акварель. 21х30
Дом художников Савиновых в Сарватове.
2008.
Бумага, акварель. 21х30
Воспоминания о Брейгеле.<br>2008.<br>Бумага акварель. 23х30
Воспоминания о Брейгеле.
2008.
Бумага акварель. 23х30
Девушка в белой шляпе.<br>2010.<br>Бумага, акварель. 20х17
Девушка в белой шляпе.
2010.
Бумага, акварель. 20х17
Дом у озера.<br>2011.<br>Бумага, акварель. 21х30
Дом у озера.
2011.
Бумага, акварель. 21х30
Горные пастухи.<br>2014.<br>Бумага, акварель. 21х30
Горные пастухи.
2014.
Бумага, акварель. 21х30
Храм у озера.<br>2015.<br>Бумага, акварель. 21х30
Храм у озера.
2015.
Бумага, акварель. 21х30
Ангел на берегу моря.<br>2019.<br>Бумага, акварель. 21х30
Ангел на берегу моря.
2019.
Бумага, акварель. 21х30

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО