День Победы – безусловный, общенародный праздник, объединяющий огромную и многоликую Россию. 9 Мая – особенный день, когда разнообразные векторы политических интересов, социальных настроений и индивидуальных ожиданий сходятся в общую для всех «минуту молчания».
Опыт пережитой войны, коллективное наследие памяти, данное нам в документах, устной истории и памятниках культуры, не дает остаться равнодушным и отстраненным уже третьему послевоенному поколению.
В этот день современный российский житель, возможно с некоторым удивлением, ощущает – «Все, что было не со мной – помню». Мы испытываем сложное чувство сопричастности страданию, напряжению и, в конце концов, освобождению от страдания и напряжения. Несомненно, 9 Мая 1945 года – особенный день в нашей истории. День высочайшего градуса ликования, безотчетного и ошеломительного счастья. Огромное облегчение от возможности не убивать и не быть убитым, не получить «похоронку», не умереть с голода, не предать и не быть преданным.
Вот как вспоминал этот день на фронте любимый советский актер, клоун Юрий Никулин «Никто не знал, как и чем выразить счастье. В воздух стреляли из автоматов, пистолетов, винтовок. Пускали ракеты. Всё небо искрилось от трассирующих пуль. Хотелось выпить. Но ни водки, ни спирта никто нигде достать не смог. Недалеко от нас стоял полуразвалившийся сарай. Поджечь его! Многим это решение пришло одновременно…. Мы подожгли сарай и прыгали вокруг него как сумасшедшие. Прыгали, возбужденные от радости…»
Искусство призвано не столько отобразить событийную канву истории, сколько показать преображенного историей человека, зафиксировать изменчивую социальную жизнь, быть проекцией живой человеческой души. И в горе, и в радости.
Произведения, посвященные Великой Отечественной войне, созданные непосредственно после победы и создававшиеся на протяжении следующих 75 лет, отражают богатую и сложную драматургию осмысления войны народом, который её пережил. Не наблюдал со стороны, а прожил. Каждой семьей, каждым гражданином. Этого исторического опыта коллективного преодоления испытаний и общей победы хватит ещё многим поколениям. Память об этом событии питает и вдохновляет. Благодаря искусству, сохраненному в музеях, мы можем снова и снова переживать чувство радости Победы и задумываться над вопросом, какой ценой она досталась.
Коллекция ВМИИ, посвященная Великой Отечественной войне, обширная и обладает своими особенностями. Прежде всего, само основание музея в 1960 году пришлось на время самых честных и самых точных выводов о сути прошедшей войны. Произведения, поступившие в этот период в музейное собрание, составляют гордость отечественного искусства. Как правило они созданы фронтовиками для своего, фронтового поколения. Их образная система не нуждалась в сверх усилии, чтобы рассказать о войне. Повествование художника кажется простым, безыскусным, документальным и суховато-сдержанным. Да, победили. Да, было трудно. Да, заслужили награды и спокойную, мирную жизнь.
Герои военных плакатов, люди-легенды жили по-соседству, работали, иногда позировали художникам, приходили к детям в школы. Личный опыт художников, критика фронтовиков и их воспоминания, полные непридуманных деталей питали эстетику «сурового стиля» во всех его нюансах и вариациях.
Другая, чрезвычайно важная особенность военной тематической коллекции Волгоградского художественного музея – в её укорененности на сталинградской земле. В нашей коллекции преобладают работы волгоградских мастеров искусства, посвященные Сталинградской битве, сражению, предопределившему победу в войне. Все смысловые линии художественной рефлексии Великой Отечественной «проговорены» на сталинградском материале. От фронтовых зарисовок и этюдов 1942-43 годов, портретов, созданных в землянках и окопах, пейзажей израненного города до героического восстановления мирной, созидательной жизни и острых приступов щемящей боли воспоминаний о потерях. Отметим способность художников региона пронзительно чувствовать и передавать в произведениях все нюансы мирной жизни, свет, тишину, ароматы весенних цветов. Все эти мысли и образы есть в творчестве волгоградских художников, напоминающих, что дорога на Берлин шла через Сталинград.
Сталинградская художественная летопись вплетается в единое эпическое повествование, в общую память о хрупкой молодости, совпавшей с войной, о подвиге самопожертвования и подвиге милосердия, о детской душе, познавшей ад, о фронтовом братстве и женской вдовьей доле. От произведения к произведению продолжается эта трудная и благородная работа человеческой памяти.
Начиная с 1945 года, художники стремились зафиксировать, закрепить всеохватывающее чувство радости, что военные испытания закончились, надежду на будущую счастливую жизнь, благодарность фронтовикам, радость долгожданных встреч.
Это были самые очевидные, доминирующие чувства и эмоции Дня Победы. Эта триумфальная и оптимистичная тема красной нитью проходит через летопись памяти о войне. Многоцветная и полифоническая радость Победы в букетах цветов, в гирляндах салютов, в пульсации знамен и золоте орденов. Это было. Это правда. Это есть.
Советское и постсоветское искусство выразило мироощущение победной весны 1945 года и выработало свой изобразительный язык, узнаваемый пантеон героев, символов и метафор. Всегда за эти 75 лет, не забывая о потерях, жертвах, не сбывшихся ожиданиях, лишениях и слезах, праздновали мы День Победы. Так, между героическим и трагическим, между мифом и повседневностью, проживается человеческая жизнь, развивается память о войне и Победе.
Виртуальная выставка «Майский праздник», на которой представлены произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из коллекции ВМИИ - прикосновение к огромной теме - «День Победы». Звуки этого дня: от максимального форте до оглушительной тишины. Его краски - краски весны. Его лица, от простых до иконописных. Все оттенки радости: от триумфа до умиротворения и тихого счастья. Все эмоции Победы в войне: без надрыва, без черного цвета. Только Праздник, только Светлая память.
С праздником! С Днем Победы!