Коллекция китайского фарфора в Волгоградском музее изобразительных искусств насчитывает более 50 предметов. Они были переданы в 1960-1961 гг. из Музея народного искусства НИИ художественной промышленности и Музея Восточных культур (сейчас – Государственный музей Востока) при формировании фондов нашего музея.
Китай – родина фарфора. Первые известные фарфоровые изделия относятся к VII в. Китайский фарфор в собрании музея Машкова датирован XVI – XX веками. Согласно принятой периодизации истории Китая, это время правления династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.)
Для китайского искусства вообще и фарфора в частности характерна его насыщенность благопожелательной символикой. Универсальная система символов сложилась еще в 1-м тысячелетии до н.э. и была связана с культом мужского и женского начал, идеями круговорота природы, смены времен года и т.д. Она состояла из абстрактно-условных знаков, геометрических фигур, чисел, цвета, стихий, изображений реальных и мифических существ.
Формы и орнаментация изделий из фарфора нередко берут начало в древности. Так, четырехгранные вазы (фото 1-2 и 3-4) восходят к нефритовым сосудам цун. Их форма четырехугольной призмы соответствовала числовой символике Земли. На каждой грани попарно располагались рельефные триграммы багуа. На вазе XVI-XVII вв. (фото 1-2) контррельефный набор из восьми триграмм («восьми черт») – графических композиций, состоящих каждая из трех сплошных и/или прерывистых линий. В китайских мифологических и натурфилософских представлениях они называются древнейшими национальными письменными знаками и образуют пары «небо-земля», «вода-огонь», «горы-гром», «ветер-болото», которые воплощают дуальность мира, предвосхищая концепцию инь-ян. Восемь триграмм соответствуют восьми сторонам света. По легенде один из Трех великих первопредков – Фу-си – увидел эти знаки на панцире огромной волшебной черепахи, которая явилась ему из вод реки Ло.
На каждой грани вазы багуа обрамляют «эмблему Великого предела»– знак слияния инь и ян, женского и мужского начал, в виде двух запятых. Гармония Вселенной определялась творческим взаимодействием двух великих сил – инь (пассивное, темное, в виде темной запятой, отрицательное женское начало, Земля) и ян (активное, светлое, в виде красной или светлой запятой, положительное мужское начало, Небо).
Возникнув намного позже «восьми черт», «эмблема Великого предела» утвердилась в китайской художественной образности в качестве семантического аналога багуа. Она тоже символизирует ход мировых процессов, закономерность бытия и его вечность, поэтому в искусстве обе эти графические композиции часто воспроизводятся вместе.
Фарфор также заимствовал декоративные элементы из более раннего искусства бронзового литья. Среди них – геометрический орнамент. Его разновидностью является «узор грома» (лэйвэнь), напоминающий древнегреческий меандр (фото 3-4, 5-6, 7). К древней бронзе также восходят «облачный узор» (фото 8), стилизованные изображения драконов (фото 9) и др.
Особенностью китайской культуры является иероглифическая письменность. Иероглифы включены и в систему декора фарфоровых изделий. Так, на вазе с зелеными медальонами (фото 3-4) и синей чашке с крышкой (фото 5-6) расположены стилизованные иероглифы шоу, что значит «долголетие». На круглой банке с крышкой (фото 10) – парные иероглифы шуан-си, означающие «двойное счастье» и обычно являющиеся пожеланием на свадьбу. Иероглифы на чайнике с крышкой (фото 11-12) становятся полноправным элементом декоративной росписи изделия.
Со временем эта символика усложнялась образами птиц, насекомых, растений и цветов и обогащалась новым содержанием.
Характерной чертой китайского языка является обилие омонимов – одинаковых по написанию и звучанию, но разных по значению слов. В этой связи для искусства Китая характерны изображения, в которых заложен благопожелательный смысл.
Так, «летучая мышь» (фу) является в китайском языке омонимом слова «счастье», поэтому композиция из пяти летучих мышей может означать пожелание «пяти благ». Изображение четырех и пяти летучих мышей можно увидеть на гранях вазы с зелеными медальонами (фото 3-4), на оборотной стороне тарелки с надглазурной росписью XIX века (фото 13-14), а также внизу у ножки чаши XVIII века с высоким краем (фото 15-17).
Другим примером является включение в композицию пиона с фазаном, петухом или павлином, как на блюде XIX века с полихромной росписью (фото 18), составляет «ребус» кунмин-фугуй – «богатство и почет».
Пион, наряду с хризантемой и лотосом, занимает ведущее место среди цветов в художественной образности китайского искусства.
Пион считается «царем» всех цветов и символом знати. Он является календарным растением, которое соотносится с началом лета. Кроме того, пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.
Лотос тоже почитается летним цветком, воплощающим наивысший расцвет жизненных сил и плодоносность природы. Он является популярнейшим символом и благопожеланием многочисленного мужского потомства. Стилизованное изображение лотоса и его побегов покрывает тулово небольшой вазочки в форме бутыли (фото 19-20). Встречаются также стилизованные листья лотоса, обычно опоясывающие те или иные части сосудов, например, горло вазы с оленем и журавлем (фото 21-22) или горло вазы с цилиндрическим туловом (фото 23-24).
В композицию в зеркале блюда с полихромной росписью (фото 18) включены также изображения сливы мэйхуа и бабочек.
Благопожелательная символика бабочки связана с ее омонимичностью слову де, которым обозначали пожилых людей в возрасте от 70 до 80 лет, то есть долгожителей, по китайским представлениям того времени. Осмысление образа бабочки также связано с трансформациями насекомого: гусеница – кокон – бабочка, что является отражением идей цикличности, перерождения и в конечном итоге обретения бессмертия. Таким образом, изображение бабочки олицетворяет счастье и радость бытия, пожелание долголетия и счастливой старости.
Пожелание долголетия символизируют и изображения персика, хризантем, тыквы. Изображения цветов и плодов персика украшают поверхность большой вазы с надглазурной и подглазурной росписью, ножку которой опоясывает «узор грома» лэйвэнь (фото 25-26).
Дикая слива мэйхуа занимает важнейшее место среди цветущих деревьев в художественной образности Китая. Это календарное дерево, символ китайского Нового года, весны и рождения всего живого. Предметы с изображением цветущей сливы мэйхуа ставили в интерьерах на Новый год в конце января – начале февраля. Ее название омонимично слову «красота» (мэй), что усиливает ассоциации этого дерева и его цветов с женской красотой, юностью и чувством любви.
Среди деревьев в китайском искусстве вообще и в декоре фарфора в частности большое значение имела и сосна – символ сдержанности, благородства и стойкости. Вместе с бамбуком и цветущей сливой они образуют композицию «три друга зимней стужи», выражающую благопожелание долголетия, постоянства и неисчерпаемой творческой энергии. Такую композицию можно увидеть на грушевидной вазе с узким горлом (фото 21-22). Тулово вазы декорировано пейзажным мотивом: бамбуковая изгородь, скалы, деревья, животные и птицы. Среди них можно выделить летучих мышей, оленя, журавля, ласточек.
Благопожелательная символика оленя связана с омонимичностью названия этого животного термину «жалованье», «служебная карьера» и является пожеланием удачной чиновничьей карьеры.
Образ ласточки в древности наделялся религиозным содержанием: она считалась покровительницей северо-восточных народностей Китая. В дальнейшем ласточка стала символизировать весну, взаимную любовь и супружеское счастье.
Журавль считается символом бессмертия и благопожеланием долголетия. Изображение журавля возле сосны восходит к легенде о священных журавлях-сюаньхэ, отдыхающих под сенью чудесных деревьев бессмертия и танцующих на поляне среди волшебных грибов.
Волшебный гриб линчжи играет важную роль в системе художественной образности Китая. Он сочетает в себе черты зонтичных грибов и древесного гриба и олицетворяет здоровье и долголетие. Орнамент в виде стилизованных грибов линчжи опоясывает плечики грушевидной вазы (фото 21-22), вазы с цилиндрическим туловом (фото 23-24), горлышко вазы в форме бутыли (фото 9), а также окаймляет зеркало блюда с полихромной росписью (фото 18).
Самыми популярными фантастическими существами в изобразительном и прикладном искусстве Китая являются драконы. Китайская мифология выделяет огромное число существ, определяемых этим термином. Многие из них имеют собственное название, функции и внешние приметы. Главными видами называются: дракон-цзяо, имеющий змеевидную внешность и тело, покрытое чешуей; крылатый дракон-инлун, рогатый дракон-цю и безрогий дракон-чи. Желтый дракон (Хуанлун) стал официально принятой эмблемой китайского императора и национальной государственности. Особенностями Желтого дракона выступают его цвет (желтый, золотой) и пять когтей на каждой из лап – знак его владычества над всем миром.
Композиция из девяти извивающихся драконов с широко расставленными лапами определяет и роспись большой вазы XIX века (фото 27). Ритмичные полукружия линий символизируют воду, в которой божества дождя и плодородия играют с «пылающей жемчужиной» (фото 28), имеющей грозовую семантику и возникшей позже «узора грома» лэйвэнь. Впоследствии образ «пылающей жемчужины» объединился с образом буддийской «драгоценности-мани». Этот символ занял лидирующее положение в визуальной художественной образности традиционного Китая. Изображение «пылающей жемчужины» можно видеть и на белой вазе с цилиндическим туловом (фото 23-24).
Другим популярным мифологическим существом является феникс – чудесная царь-птица фэнхуан. Образ феникса чрезвычайно популярен в китайском искусстве с глубокой древности. Согласно преданию, у феникса клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, спина черепахи и хвост рыбы. На туловище у него узоры, как у дракона, спереди он как лебедь, а сзади как единорог-цилинь, Феникс считался символом человеколюбия, а также эмблемой императрицы, составляя пару дракону. Птица феникс наряду с драконом изображена на парных вазах с зооморфными ручками (фото 29-31). Парные фарфоровые предметы являются данью строгой симметрии, господствовавшей в традиционном китайском интерьере.
Зооморфные парные ручки ваз, как и геометрический орнамент, восходят к древним бронзовым сосудам. Такие ручки в виде драконов и разных животных или же их голов, с кольцами и без, можно увидеть и на призматической вазе с зелеными медальонами (фото 3-4), и на вазах в форме бутыли (фото 9), с цилиндрическим туловом (фото 23-24) и с «облачным узором» (фото 8).
В композицию росписи фарфоровых изделий зачастую включалась даосская и буддийская символика.
Даосизм – философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных «трех учений», представляющее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии.
В декоре полусферической чаши на низкой кольцевой ножке (фото 32-35) отражен излюбленный в Китае сюжет басянь – восемь «бессмертных гениев». На внешней части сосуда на фоне стилизованных морских волн расположены восемь святых даосского пантеона со своими атрибутами: Чжунли Цюань с веером, Хань Сянцзы с флейтой, Цао Гоцзю с кастаньетами и Чжан Голао с удочками. Затем следуют Ли Тегуай с клюкой и сосудом из двойной тыквы и Лань Цайхэ с корзиной, Люй Дунбинь с мечом и мухогонкой и Хэ Сяньгу в образе женщины с лотосом в руках. Внутри на дне изображен бог долголетия Шоу Син. У него в руке посох с привязанной к нему тыквой-горлянкой – символом долголетия и благопожеланием многочисленного мужского потомства. Возле него олень – символ карьеры и жалованья. Аналогичная чаша находится в собрании Музея императорского дворца в Пекине.
Европейские исследователи выделяют три «семейства» фарфоровых изделий в зависимости от преобладания цветовых сочетаний росписи: зеленое, розовое и черное. Термин был предложен французами и вошел во всеобщее употребление для обозначения изделий, расписанных разноцветными прозрачными эмалями определенной гаммы.
В коллекции музея Машкова есть пример изделий «розового семейства». Яркая розовая краска появилась в одно время с лимонно-желтой и белой эмалями, образуя новую гамму с целой серией старых эмалей, ставших более бледными и нежными. Содержание росписи очень разнообразно. Наиболее характерными являются уже знакомые изображения – скалы, цветы, птицы.
Тарелка с надглазурной росписью (фото 36) выполнена в гамме «розового семейства». В ее зеркале находится изображение пионов и стеблей бамбука, переплетенных с ветвями дикой сливы мэйхуа. На бортиках тарелки изображены растительные мотивы с цветами, тыквой, персиком и гранатом.
Овальное блюдо, расписанное золотом и эмалями, насыщено декором в гамме «розового семейства» (фото 37). В белых картушах на фоне густой зелени расположены многочисленные изображения цветов, птиц и бабочек. Такая насыщенность, даже перенасыщенность, разнообразным декором является характерной для позднего этапа развития китайского фарфора.
Китайский фарфор повлиял на развитие керамики целого ряда стран, в том числе и России, став основой национального фарфорового производства.