Графика передвижников. К 185-летию со дня рождения Ивана Николаевича Крамского | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Графика передвижников. К 185-летию со дня рождения Ивана Николаевича Крамского
Крамской И.Н.
Портрет молодого человека.
1850 – 1960-е.
Бумага, уголь.

Графика передвижников. К 185-летию со дня рождения Ивана Николаевича Крамского

Мы знаем передвижников как мастеров социально значимой картины. Их живописные произведения уже давно являются признанными шедеврами искусства XIX века. Данная выставка показывает другую, не столь известную, но не менее интересную сторону творчества – графическое наследие. В экспозицию вошли работы как известных и признанных мастеров, так и художников, работы которых почти незнакомы зрителю.

Экспозиция включает 29 произведений, среди которых гравюры, акварели, рисунки карандашом и углём, литографии. Для передвижников графика стала отдельной областью творчества, пространством экспериментов. Прежде считавшаяся в большинстве своём второстепенной, исключительно рабочим материалом, теперь она воспринималась как самостоятельная, самоценная сфера поисков.

Связь искусства и современности видится нами уже как что-то привычное. В век информационных технологий с появлением новых форм творчества грань между художником и зрителем, между искусством и актуальной повесткой становится всё более призрачной. Искусство сближается с активизмом, моментально реагирует на происходящие в обществе события. Но так было не всегда.

11 декабря 1871 года открылась первая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Это было первое в России вольное художественное содружество. Художники обратились к современному миру, самым актуальным его вопросам. На смену легендам и мифам пришла повседневность и общественная проблематика. Своей главной целью передвижники считали, как говорилось в уставе объединения, «доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства». Изменились отношения художника и публики, деятельность мастера теперь рассматривалась как служение обществу. Потому и сам художественный язык, и сюжеты произведений становились более доступными для понимания каждого. Сам формат передвижных выставок позволял познакомить большее количество людей с произведениями.

Одним из главных идеологов объединения, на всех этапах его деятельности, от Артели до Товарищества, был Иван Крамской, которого по праву считают основателем жанра социально-психологического портрета – одного из главных творческих достижений передвижников. Художники придавали особое значение этому жанру как правдивому и точному отражению характера человека своей эпохи.

Обращение к мотивам, посвящённым повседневности, способствовало знакомству мастеров с представителями различных социальных слоёв общества, а работа с натуры существенно расширила понимание психологических характеристик персонажей. Художники всё больше обращаются к переживаниям «маленького» человека, их произведениям чужда отрешённость от жизни. Портреты отличает глубина и многогранность психологических характеристик героя, его нравственное, социальное осмысление. Передвижники стремились создать повесть о жизни конкретного человека: правдивый образ современника, показать его внутренний мир и сложность характера.

Социальный аспект, интерес художников к современности и жизни простого народа занимает важное место в их графическом наследии. Произведения нередко отсылают к более известным живописным работам. Так офорты Владимира Маковского «Шинкарь» и «Малоросс» вдохновлены поездками художника в Малороссию, культуру и традиции которой он любил. «Малоросс» (1895), вероятно, был вдохновлён образом с живописного полотна «Ярмарка на Украине», написанного в 1882 году. А в лёгких и живых рисунках «Старик-чиновник» и «Старушка с собачкой» чувствуется интерес мастера к повседневности и жизни обычного человека. С ней по содержанию созвучна работа «Официант», написанная Фирсом Журавлёвым в 1860 – 1870-х годы.

Тяготы крестьянского быта нашли своё отражение в творчестве Константина Савицкого. Большое влияние на развитие таланта молодого художника оказало знакомство с Ильёй Репиным, Иваном Шишкиным, Виктором Васнецовым и художественным критиком, «апологетом передвижничества» Владимиром Стасовым. Офорт «Ремонт железной дороги» по своему мотиву близок одной из самых известных живописных работ мастера – «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), которая была представлена на 3-й выставке Товарищества. Замысел картины родился у Савицкого летом 1873 года, когда он наблюдал за работой по ремонту железнодорожных путей Московско-Курской железной дороги в Тульской губернии. Произведение Константина Трутовского «Арестованные в пути. Мятежные черкесы» также носит яркий социальный характер. Главным мотивом произведения становятся события Кавказской войны.

Передвижники вошли в историю искусства не только как мастера портрета, бытовой и исторической картины. Они обратились к национальному пейзажу. На смену идиллическим итальянским паркам с руинами замков приходят сдержанные, но удивительно трогательные, проникнутые психологизмом виды русской природы – поля ржи, луга, лесные дебри, деревенские околицы и избы. Наряду с учредителями Товарищества, признанными мастерами, Шишкиным и Саврасовым, в объединение входили Куинджи, Поленов, Левитан, Серов, Нестеров. У каждого художника был свой почерк, но всех их отличали интерес к русской природе и умение найти красоту в скромном, будничном.

Представленные в экспозиции офорты Ивана Шишкина были опубликованы в альбоме гравюр под названием «60 офортов И.И. Шишкина 1870-1892», выпушенном в 1894 году Товариществом А.Ф.Маркс. В него вошли все авторские репринты из предыдущих альбомов и 19 новых композиций, созданных специально для этого издания. Хотя изначально Шишкин в печатных техниках видел возможность создания репродукций собственных произведений, графика стала для него самостоятельной областью творчества. Он вскоре обратился к авторскому эстампу, много экспериментировал в области гравюры.

Художники-передвижники много и плодотворно работали в области книжной графики. В 1874 году было опубликовано первое издание подарочных альбомов тоновых литографий к повестям Николая Гоголя. Авторами иллюстраций были Иван Крамской, Константин Трутовский, Илларион Прянишников, Константин и Владимир Маковские. Последний работал и как художник-оформитель, и как мастер-литограф. В этом же году была издана серия из 11 иллюстраций к романтической повести «Страшная месть». К ней относится созданная Крамским иллюстрация из нашего собрания.

В 1875 году в свет вышла серия иллюстраций к «Сорочинской ярмарке». Интерес к характеру героев, окружающей их обстановке, юмор и умение передать бытовой колорит видны в работе Владимира Маковского «Дьяк и Солоха», также представленной на выставке.

Обращение к жанру исторического портрета заметно в творчестве Ильи Репина. Портрет Фёдора Никитича Романова (Филарета) был написан специально для исторического очерка Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси с X по XVII век». Репин предстаёт как блестящий рисовальщик и прекрасный портретист. Художник работает угольным карандашом на загрунтованном холсте большого формата. Портрет лёгкий, воздушный, художник оставляет большую часть холста нетронутой. Работая со светотенью Репин буквально создаёт живописную поверхность, правдивый и живой образ персонажа русской истории.

Наивысшего расцвета деятельность Товарищества передвижных художественных выставок достигла 1870 – 1880-е годы. В объединение входили или экспонировались практически все значимые русские художники второй половины XIX века. В разное время в него входили: Перов, Крамской, Мясоедов, Ге, В.Маковский, Прянишников, Васнецов, Саврасов, Шишкин, Куинджи, Дубовской, Поленов, Репин, Суриков, Ярошенко, Серов, Левитан, Нестеров, Иванов и Касаткин и другие. В некоторых выставках участвовали Коровин, Рябушкин, Малявин. Товарищество стало школой для последующих поколений мастеров не только русского, но и советского искусства.

Главной идеей творчества Филиппа Малявина стала тема русского крестьянства. Его художественный язык впитал в себя многие черты современных ему течений русского искусства – от импрессионизма и модерна до экспрессионизма, но сюжет его работ оставалась неизменным. В этой виртуальной выставке представлено несколько прекрасных карандашных набросков из альбома художника. Работы Николая Касаткина посвящены жизни городских низов и рабочих. Более поздняя работа, «Перед отправлением в воспитательный дом», создана уже в конце 1920-х годов, но по сюжету, своему духу, художественным задачам, безусловно, относится к традициям передвижничества.

Валентин Серов уже выходит за рамки передвижнической системы. В его поисках большого стиля, желании обобщить образ, стремлении писать «отрадное», он выступает как художник ХХ века. Его обращение в конце 1890-х годов к гравюре было вызвано поисками, более острого, точного, обобщенного и условного языка. Офорт «Октябрь. Домотканово» (1898) был создан по мотивам одноименного живописного произведения 1895 года из собрания Третьяковской галереи. Сдержанная, скромная природа, реальность крестьянского быта, фигура мальчика и пасущиеся рядом лошади – в этом мотиве есть что-то трогательное, несущее умиротворение. При всей кажущейся простоте мотива художник смог правдиво, с трепетом и уважением передать жизнь русской деревни. Такая грустная поэтичность сближает Серова с передвижниками, но вместе с тем в этом будничном пейзаже на смену критической оптике приходит обобщённый поэтический образ, который Серов расширяет и усложняет, тяготея к метафоре.

Передвижники изменили язык русского искусства. Это было объединение совершенно новое по своим установкам. Они по-другому относились к картине, публике иначе видели роль художника в обществе. Им удалось преодолеть разрыв между искусством и жизнью, соединить просветительские задачи с реалистическим познанием современной жизни, установкой на национальные формы искусства и развитием выставочной деятельности. Их история не закончится в XIX веке, традиция передвижничества станет почвой для появления молодого советского искусства – нового этапа в истории отечественной культуры.

Пожалостин И.П. (Автор оригинала – Перов В.Г.).<br>Птицелов.<br>1875.<br>Бумага, гравюра резцовая.
Пожалостин И.П. (Автор оригинала – Перов В.Г.).
Птицелов.
1875.
Бумага, гравюра резцовая.
Васнецов В.М.<br>Старик, уснувший за столом.<br>1882.<br>Бумага, офорт.
Васнецов В.М.
Старик, уснувший за столом.
1882.
Бумага, офорт.
Бобров И.Н. (Автор оригинала – Крамской И.Н.).<br>Портрет В.В.Самойлова.<br>1884.<br>Бумага, офорт.
Бобров И.Н. (Автор оригинала – Крамской И.Н.).
Портрет В.В.Самойлова.
1884.
Бумага, офорт.
Неизвестный гравёр (Автор оригинала – Прянишников И.М.)<br>Бегство Наполеона из России.<br>1880.<br>Бумага, ксилография цветная.
Неизвестный гравёр (Автор оригинала – Прянишников И.М.)
Бегство Наполеона из России.
1880.
Бумага, ксилография цветная.
Репин И.Е.<br>Портерт Ф.Н.Романова.<br>1897.<br>Холст, карандаш угольный, карандаш итальянский.
Репин И.Е.
Портерт Ф.Н.Романова.
1897.
Холст, карандаш угольный, карандаш итальянский.
Савицкий К.А.<br>Ремонт железной дороги.<br>1874.<br>Бумага, офорт, акватинта.
Савицкий К.А.
Ремонт железной дороги.
1874.
Бумага, офорт, акватинта.
Маковский В.Е.<br>Шинкарь.<br>1885.<br>Бумага, офорт.
Маковский В.Е.
Шинкарь.
1885.
Бумага, офорт.
Маковский В.Е.<br>Малоросс.<br>1895.<br>Бумага, офорт.
Маковский В.Е.
Малоросс.
1895.
Бумага, офорт.
Трутовский К.А.<br>Арестованные в пути. Мятежные черкесы.<br>1840 – 1880-е.<br>Бумага, карандаш графитный, белила, гуашь.
Трутовский К.А.
Арестованные в пути. Мятежные черкесы.
1840 – 1880-е.
Бумага, карандаш графитный, белила, гуашь.
Маковский В.Е.<br>Старушка с собачкой.<br>1904.<br>Бумага, карандаш графитный.
Маковский В.Е.
Старушка с собачкой.
1904.
Бумага, карандаш графитный.
Журавлёв Ф.С.<br>Официант.<br>1860 – 1870-е.<br>Бумага, тушь, перо.
Журавлёв Ф.С.
Официант.
1860 – 1870-е.
Бумага, тушь, перо.
Беггров А.К.<br>Трепор во время отлива.<br>1887.<br>Бумага, акварель.
Беггров А.К.
Трепор во время отлива.
1887.
Бумага, акварель.
Маковский В.Е.<br>Старик-чиновник.<br>1893.<br>Бумага, карандаш графитный.
Маковский В.Е.
Старик-чиновник.
1893.
Бумага, карандаш графитный.
Шишкин И.И.<br> Болото в лесу.<br>1879.<br>Бумага, офорт.
Шишкин И.И.
Болото в лесу.
1879.
Бумага, офорт.
Васильев Ф.А.<br>Хутор. Сарайчик.<br>1869-1872.<br>Бумага, сепия.
Васильев Ф.А.
Хутор. Сарайчик.
1869-1872.
Бумага, сепия.
Шишкин И.И.<br>Лес.<br>1876.<br>Бумага, офорт.
Шишкин И.И.
Лес.
1876.
Бумага, офорт.
Шишкин И.И.<br>Три дерева.<br>1887.<br>Бумага,офорт.
Шишкин И.И.
Три дерева.
1887.
Бумага,офорт.
Пиотрович С.К.<br>Охотник.<br>1896.<br>Бумага, акварель.
Пиотрович С.К.
Охотник.
1896.
Бумага, акварель.
Соколов П.П.<br>Затравили волка.<br>1850 – 1870-е.<br>Бумага, акварель.
Соколов П.П.
Затравили волка.
1850 – 1870-е.
Бумага, акварель.
Маковский В.Е.<br>Дьяк и Солоха.<br>Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка».<br>1875.<br>Бумага, литография.
Маковский В.Е.
Дьяк и Солоха.
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Сорочинская ярмарка».
1875.
Бумага, литография.
Крамской И.Н.<br>Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Страшная месть».<br>1874.<br>Бумага, литография.
Крамской И.Н.
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Страшная месть».
1874.
Бумага, литография.
Самокиш Н.С.<br>Две лошади.<br>Конец XIX – начало XX вв.<br>Бумага, офорт.
Самокиш Н.С.
Две лошади.
Конец XIX – начало XX вв.
Бумага, офорт.
Серов В.А.<br>Октябрь. Домотканово.<br>1898.<br>Бумага, офорт.
Серов В.А.
Октябрь. Домотканово.
1898.
Бумага, офорт.
Малявин Ф.А.<br>Баба.<br>1890 – 1910.<br>Бумага, карандаш графитный.
Малявин Ф.А.
Баба.
1890 – 1910.
Бумага, карандаш графитный.
Малявин Ф.А.<br>Баба. Этюд.<br>Начало XX века.<br>Бумага, карандаш графитный.
Малявин Ф.А.
Баба. Этюд.
Начало XX века.
Бумага, карандаш графитный.
Малявин Ф.А.<br>Женщина, сидящая за столом.<br>Начало XX века.<br>Бумага, карандаш графитный.
Малявин Ф.А.
Женщина, сидящая за столом.
Начало XX века.
Бумага, карандаш графитный.
Касаткин Н.А.<br>Кузнецы.<br>1890-е.<br>Бумага, акварель.
Касаткин Н.А.
Кузнецы.
1890-е.
Бумага, акварель.
Касаткин Н.А.<br>Перед отправлением в воспитательный дом.<br>1928.<br>Бумага, акварель, уголь, карандаш цветной, белила.
Касаткин Н.А.
Перед отправлением в воспитательный дом.
1928.
Бумага, акварель, уголь, карандаш цветной, белила.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО