Цель виртуальной экспозиции «ГЛАЗАМИ ГРАВЕРА И СОБИРАТЕЛЯ» познакомить широкий круг зрителей с работами мастера граверного искусства и коллекционера Николая Семеновича Мосолова (1846-1914) из Фондов ВМИИ. В выставку включены все произведения мастера, переданные в 1960 году Музею Государственным музеем имени А.С. Пушкина. Сквозная линия экспозиции – новый исследовательский взгляд, обосновавший единство исторической и человеческой темы в отечественном искусстве второй половины XIX.
Гравер-офортист Николай Семенович Мосоловуже в четырнадцать лет рисовал и гравировал копии с рисунков и офортов Рембрандта. Художник всю жизнь поступательно совершенствовал профессиональное мастерство. В 1864 году за исполнение нескольких гравюр с Рембрандта и с натуры Императорская Академия художеств наградила Мосолова Большой золотой медалью, а в 1872 году он был признан академиком. Все гравюры мастера обладают художественными достоинствами и отличаются высокой техникой, а гравер Николай Семенович Мосолов является значительным представителем традиции репродукционной гравюры в России во второй половине XIX века. Мосолов-гравер был единственным, кто в этот период последовательно занимался репродуцированием произведений старых голландских и фламандских мастеров, и его художественная деятельность органично вписалась в европейский контекст.
Собиратель Николай Семенович Мосолов завещал уникальные для России коллекции Румянцевскому музею, которые впоследствии стали частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эти собрания создавались усилиями трех поколений семьи Мосоловых. Основателем художественного собрания был Николай Семенович Мосолов - старший (1775–1859), который вместе с братом увлекся разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрание Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который наследуя семейную традицию, стал не только коллекционером, но и живописцем, и гравером-любителем. Затем коллекцию принял наш Николай Семенович Мосолов, вкус и художественное чутье которого с детства были сформированы среди произведений искусства.
Виртуальная экспозиция включила в себя гравюры Николая Семеновича, воспроизводящие работы западных мастеров - Х. Рембрандта ван Рейна «Портрет старухи», И.Б. Лампи «Портрет князя Григория Алексеевича Потемкина-Таврического», Л. Крибеля «Портрет Семена Николаевича Мосолова (отца художника)» и Х.Я. Лейса «Прогулка», а также картины русских художников - Н.Н.Ге «Последняя вечеря Христа с его учениками» и В.Г. Шварца, представленные офортами из альбома гравюр к роману графа А.К. Толстого «Князь Серебряный». Мастер стремился создавать и собственные композиции – «Пейзаж с сараем». В целом за свою творческую жизнь Н.С.Мосолов создал более четырехсот офортов, которые печатал на собственном ручном станке.
Содержательным акцентом Выставки является обоснование положения о том, что целью раскрытия исторической темы в русской репродукционной гравюре было истолкование живописных произведений наряду с просвещением зрителя. Поэтому закономерен выбор Н.С.Мосоловым тех произведений, которые позволяли совершать такую работу.
В России ко второй половине XVIII – началу XIX веков получил известность ряд мастеров репродукционной гравюры резцом и офортом в портретной, пейзажной и книжной графике. По сути, появление в русском искусстве историко-бытового жанра отразило новую тенденцию, которая устраняла границы между отдельными жанрами, и более всего проявила себя в конце XIX начале XX веков. Важным художественным посылом таких историко-бытовых изображений стало «вживание» в историческое прошлое и «равнодушие» к событиям «монументальной истории».
Офорт «Портрет старухи» фиксирует большую любовь Н.С. Мосолова к произведениям Рембрандта, который на одном из этапов своего творчества увлеченно писал стариков. Рембрандта, а затем и Мосолова интересовала не старческая немощь, а опыт и судьба человека, смысл прожитой жизни, все те отпечатки, которые жизнь оставила на лице пережившего невзгоды человека.
Исторический жанр в Выставке ярко представлен серией офортов-иллюстраций из альбома гравюр к роману гр. А.К.Толстого «Князь Серебряный» с произведений В.Г.Шварца, о творчестве которого В. В. Стасов писал, что «подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше Шварца».
Вячеслав Григорьевич Шварц стал автором самых известных произведений из истории России XVI-XVII веков. Художник рисовал с натурыв кремлевской Оружейной палате утварь, одежду, оружие и предметы обихода XVII столетия, и,как следствие, особойчертой его мастерства стало глубокое знание быта эпохи. Обращает на себя внимание то, как всвоих композициях Шварц запечатлел для зрителя образы не только исторических «великих», но и не исторических «никому неизвестных»личностей.
Особую известность получили полотна художника, связанные с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного. Летом 1862 году Шварц создал четыре серии иллюстраций к «Князю Серебряному» графа А. Толстого, которые достоверно воспроизводили детали обстановки и одежды, учитывали известные факты об изображенных героях. Перед Николаем Семеновичем Мосоловым стояла очень сложная задача передать средствами гравюры повествовательность, заложенную в самой природе исторического жанра, которая в работах Шварца работала на усиление словесного текста, переводила рассказ в показ. Н.С. Мосолов мастерски сохраняет понимание В.Г.Шварца, что реалии ушедшего быта иллюстрируют не литературное событие, а погружают нас в само время, сквозящее в каждой детали. Шварц строит работы на глубоком изучении предметной стороны и точности ее исполнения, сохраняя историческую правду как основной ориентир творчества. Мастер для создания исторических композиций воспроизводил событие картины при помощи натурщиков и даже манекенов. Произведение «Иван Грозный у тела убитого им сына» имело выраженную установку на документальность, но парадоксальным образом именно Шварц стал создателем устойчивой иконографии Ивана Грозного.
Соотношение божественного и человеческого, столкновение божественной необходимости и человеческой свободы стали темой «Тайной вечери» русского художника Николая Ге и еще одним акцентом экспозиции. Произведение принесло художнику звание профессора исторической живописи, и было приобретено императором Александром II для музея Академии художеств. Николай Ге вспоминал: «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика - человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование - он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт». У посетителя виртуальной выставки есть возможность увидеть то, как эта живописная мысль Ге передается и истолковывается Мосоловым в гравюре. В правой части изображения находим тёмный силуэт уходящего Иуды, стоящего против света как бы «противопоставлено» тем, кто остаётся в освещённом помещении. Бездействие Христа, понимающего, что ученик отказывается от его заветов, символизирует глубокую печаль и «осознанную жертвенность» спасителя.
В экспозиции нашло свое место и осмысление Н.С. Мосоловым достижений западноевропейских мастеров И.Б. Лампи и Х. Лейса. Иоганн Батист Лампи Старшийпровел в России только шесть лет под покровительством Екатерины. Он портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных, в их числе был и князь Григорий Алексеевич Потемкин-Таврический. Лампи умело и эффектно ставил натуру, подчас приукрашивая ее, создавал гармоничный колорит, демонстрируя удивительно свободные приемы письма. Все это вместе сделало его одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени. Лейс Хендрик был бельгийским живописец и стоял у истоков романтической жанрово-исторической живописи XIX века. Он изображал сцены национального быта XV-XVII веков. Так в работе «Прогулка» мы видим прогуливающихся людей на фоне города с атмосферой Северного Возрождения. Кавалер любезно разговаривает с дамой, в глубине - две пожилые женщины с ребенком. Картины Лейса отмечены тщательностью исполнения, поэтичностью и психологической тонкостью образов, творческой переработкой живописных мотивов нидерландского и немецкого искусства Возрождения.
Отличительная черта выставки заключается в акцентировании того периода в движении искусства, в рамках которого был преодолен разрыв между академическими нормами исполнения, в том числе, в исторических композициях и демократическими принципами создания бытовой натурной картины. Вклад Николая Семеновича Мосолова в решение задачи «приближения» прошлого к современному зрителю и как гравера, и как собирателя значителен, что и стало основной идеей нашей Экспозиции.