Эхо - горная нимфа, истаявшая от безответной любви. С этим именем в древнегреческой мифологии связывали природное явление - отражение звука. Об отражениях античности в искусстве ХIX – XX веков наша виртуальная экспозиция «ЭХО АНТИЧНОСТИ». В Выставку вошли более 40 произведений из фондов Музея: живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства.
Проблема судьбы античного наследия рассматривается в философском, культурологическом и искусствоведческом аспектах. Мы знаем, что эпоха Возрождения дала античности имя, с начала ХVIII века в рамках европейского классицизма античность стала идеалом, к которому всякая культура и искусства должны были стремиться. Однако, уже в XIX веке происходит критическое переосмысление роли античности. Одним из инициаторов нового представления об античности стал Ф. Ницше. Античность - не музейное царство красоты, а унаследованная культурой борьба аполлоновского и дионисийского начал. Очевидным доказательством связи современной культуры с античным миром стала память об античности, отраженная в языках. Память об античном мире хранит и искусство.
Цель виртуальной экспозиции «ЭХО АНТИЧНОСТИ» создать условия, которые открывают зрителю возможность всмотреться в подобранные нами произведения с точки зрения обнаружения их содержательной и формальной связи с античной эстетической традицией.
Создавая предпосылки такого взгляда, обратим внимание на черты античной эстетики. В античности все бытийственно и целесообразно. Аристотель считал, что «мысль мыслью породить нельзя». Все рождается только бытием. Это парадоксальное утверждение является реальным выводом всей античной философии. Явления природы существуют вне человеческой субъективно-поэтической интерпретации. Природа для греков – это всегда нечто живое, одушевленное, вечное, творческое, она - подлинный и настоящий художник.
Поэтому античное сознание ценит близость нарисованного или слепленного к подлиннику. Творчество понимается как «мимезис» - подражание. «Катарсис», являясь задачей произведения, имеет эстетическое звучание. Он относится к морали и к интеллекту, к человеку в целом. В то время как многие современные художники стремятся в своем искусстве создать нечто удивительное и небывалое; древнегреческий мастер считал своей художественной целью изобразить вещь или живое существо так, чтобы все приняли его изображение вполне тождественным с действительностью, выполненным на максимальном уровне мастерства.
В силу богатства и разнообразия возможностей трактовки темы поставим в приоритет проблему человека, которая сегодня является центральной. Во времена античности даже после антропологического поворота классики ведущим выступал принцип подобия микрокосмоса макрокосмосу, человека миру.
Признанный отечественный исследователь античной эстетики А.Ф. Лосев писал, что прекрасное для античности возникает, когда физические стихии гармонируют одна с другой в живом и совершенном человеческом теле, когда принцип общетелесной жизни, который греки называли «душой», целиком подчиняет себе все телесные «стихии». Удивительное отражение этого подхода мы обнаруживаем в движении и воплощении женской темы в работах Э.Й. Неизвестного, В.Б. Эльконина, В.Ф. Губко, Н.А. Андреева, М. Камбурсано и других мастеров.
Живое человеческое тело, трактуемое как абсолютный принцип, дарует красоту в искусстве, все эти благородные, величавые, холодноватые художественные образы. Одной из пружин движения философской мысли античности было решение проблемы соотношения общего и единичного.Сущность человека определялась через определение человека вообще. Индивидуальность трактовалась как степень и характер развития общей человеческой природы в отдельном человеке. Так очерчивается тот круг вопросов, который воспроизводится в культуре и искусстве и раз за разом обращает нас к истокам.Такое воплощение общей человеческой природы обнаруживают произведения И.И. Машкова, А.Н. Самохвалова, Р.Е. Амбарцумян, П.И. Малкова.
В античном искусстве эпохи классики прекрасно то, что оно не психологично, что оно идейно, целомудренно и монументально. Например, античная классическая статуя, имеющая своею целью выразить чисто телесное движение, физическое положение тела, его манеру держать себя представляет нам человека абстрактно.
Для античной классики сказать человек означает сказать общество, а значит государство. Общее дело находится в основе мысли о том, что человек – существо «политическое». Развитием темы стали работы В.А. Васильева, В.А. Серова, А.Н. Богданова, Л.Е. Кербель и др.
«Сейчас, - говорит платоновский Сократ, - мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы было счастливо все в целом...». Чертами античной культуры также является верность героической норме, классическому равновесию нормы и жизненной практики.Героическая норма общинного сознания акцентировала государственную и воспитательную роль патриотического предания. Передача от поколения к поколению знаний и навыков общественной жизни в Греции и Риме осуществлялась в рамках семейного и общественного воспитания.
Общим человеческим чувством является память, которая определяет человека – сложно и противоречиво в современных условиях. Без этого чувства исчезают глобальное и локальное измерение истории. Удивительные подходы к истории мы находим именно в искусстве. О памяти и сегодняшнем дне работы Г.М. Коржева, С.В. Герасимова, А.В. Куприна, В.В. Тихонова, Г.Г. Мативосяна и др.
Мастера позднего периода расцвета римского искусства активно развивали реалистический портрет. Они добивались портретного сходства с оригиналом – если это статуя, то она должна была прославить конкретного человека и его потомков. Эта линия отражена портретами, созданными С.И. Гальбергом, П.П. Трубецким, А. Бревио.
В греческом искусстве всегда отражаются два мира: мифологический и реальный. Художников, поэтов, скульпторов привлекала глубина и художественность мифических образов. Сама сила воздействия искусства на людей возникла, как стремление древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, определить место человека в окружающем мире. Сначала мифология существовала в своей непосредственности, в завершении мы имеем дело уже с философией мифологии. Произведения В.Ф. Губко, Р.П. Харитонова и других мастеров открывают нам разные возможности осмысления темы.Неомифологизм вхудожественном мышлении проявляет себя через осмысление действительности в легендарных, непохожих на обыденность формах. Произведение искусства само начинает превращаться в сказание, напоминающее древний миф.
Необычность выставки заключается в акцентировании роли зрители и того «веера» интерпретаций, который будет зависеть не только от произведений, вошедших в экспозицию, и подхода, на основе которого она формировалась, но, прежде всего, от взгляда самого зрителя. Иными словами, выставка приглашает к диалогу.