«ЭХО АНТИЧНОСТИ» (виртуальная экспозиция) | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Виртуальная экспозиция

«ЭХО АНТИЧНОСТИ» (виртуальная экспозиция)

Эхо - горная нимфа, истаявшая от безответной любви. С этим  именем в древнегреческой мифологии связывали природное явление - отражение звука. Об отражениях античности в искусстве ХIX – XX веков наша виртуальная экспозиция «ЭХО АНТИЧНОСТИ». В Выставку вошли более 40 произведений из фондов Музея: живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства.  

Проблема судьбы античного наследия рассматривается в философском, культурологическом и искусствоведческом аспектах. Мы знаем, что эпоха Возрождения дала античности имя, с начала ХVIII века в рамках европейского классицизма античность стала идеалом, к которому всякая культура и искусства должны были стремиться. Однако, уже в XIX веке происходит критическое переосмысление роли античности. Одним из инициаторов нового представления об античности стал Ф. Ницше. Античность - не музейное царство красоты, а унаследованная культурой борьба аполлоновского и дионисийского начал. Очевидным доказательством связи современной культуры с античным миром стала память об античности, отраженная в языках. Память об античном мире хранит и искусство.

Цель виртуальной экспозиции «ЭХО АНТИЧНОСТИ» создать условия, которые открывают зрителю возможность всмотреться в подобранные нами произведения с точки зрения обнаружения их содержательной и формальной связи с античной эстетической традицией.

Создавая предпосылки такого взгляда, обратим внимание на черты античной эстетики. В античности  все бытийственно и целесообразно. Аристотель считал, что «мысль мыслью породить нельзя». Все рождается только бытием. Это парадоксальное утверждение является реальным выводом  всей античной философии. Явления природы существуют вне человеческой субъективно-поэтической интерпретации. Природа для греков – это всегда нечто живое, одушевленное, вечное, творческое, она - подлинный и настоящий художник.

Поэтому античное сознание ценит близость нарисованного или слепленного к подлиннику. Творчество понимается как «мимезис» - подражание. «Катарсис», являясь задачей произведения, имеет эстетическое звучание. Он относится к морали и к интеллекту, к человеку в целом. В то время как многие современные художники стремятся в своем искусстве создать нечто удивительное и небывалое; древнегреческий мастер считал своей художественной целью изобразить вещь или живое существо так, чтобы все приняли его изображение вполне тождественным с действительностью, выполненным на максимальном уровне мастерства.

В силу богатства и разнообразия возможностей трактовки темы поставим в приоритет проблему человека, которая сегодня является центральной. Во времена античности даже после антропологического поворота классики ведущим выступал принцип подобия микрокосмоса макрокосмосу, человека миру.  

Признанный отечественный исследователь античной эстетики А.Ф. Лосев писал,  что прекрасное для античности возникает, когда физические стихии гармонируют одна с другой в живом и совершенном человеческом теле, когда принцип общетелесной жизни, который греки называли «душой», целиком подчиняет себе все телесные «стихии».  Удивительное отражение этого подхода мы обнаруживаем в движении и воплощении женской темы в работах Э.Й. Неизвестного, В.Б. Эльконина, В.Ф. Губко, Н.А. Андреева, М. Камбурсано и других мастеров.   

Живое человеческое тело, трактуемое как абсолютный принцип, дарует  красоту в искусстве, все эти благородные, величавые, холодноватые художественные образы. Одной из пружин движения философской мысли античности было решение проблемы соотношения общего и единичного.Сущность человека определялась через определение человека вообще. Индивидуальность трактовалась как степень и характер развития общей человеческой природы в отдельном человеке. Так очерчивается тот круг вопросов, который воспроизводится в культуре и искусстве и раз за разом обращает нас к истокам.Такое воплощение общей человеческой природы обнаруживают произведения И.И. Машкова, А.Н. Самохвалова, Р.Е. Амбарцумян, П.И. Малкова.

В античном искусстве эпохи классики прекрасно то, что оно не психологично, что оно идейно, целомудренно и монументально. Например, античная классическая статуя, имеющая своею целью выразить чисто телесное движение, физическое положение тела, его манеру держать себя представляет нам человека абстрактно.

Для античной классики сказать человек означает сказать общество, а значит государство. Общее дело находится в основе мысли о том, что человек – существо «политическое». Развитием темы стали работы В.А. Васильева, В.А. Серова, А.Н. Богданова, Л.Е. Кербель и др.

 «Сейчас, - говорит платоновский Сократ, - мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы было счастливо все в целом...». Чертами античной культуры также является верность героической норме, классическому равновесию нормы и жизненной практики.Героическая норма общинного сознания акцентировала государственную и воспитательную роль патриотического предания. Передача от поколения к поколению знаний и навыков общественной жизни в Греции и Риме осуществлялась в рамках семейного и общественного воспитания.

Общим человеческим чувством является память, которая определяет человека – сложно и противоречиво в современных условиях. Без этого чувства исчезают глобальное и локальное измерение истории. Удивительные подходы к истории мы находим именно в искусстве. О памяти и сегодняшнем дне работы Г.М. Коржева, С.В. Герасимова, А.В. Куприна, В.В. Тихонова, Г.Г. Мативосяна и др.

Мастера позднего периода расцвета римского искусства активно развивали реалистический портрет. Они добивались портретного сходства с оригиналом – если это статуя, то она должна была прославить конкретного человека и его потомков. Эта линия отражена портретами, созданными  С.И. Гальбергом, П.П. Трубецким, А. Бревио.

В греческом искусстве всегда отражаются два мира: мифологический и реальный.  Художников, поэтов, скульпторов привлекала глубина и художественность мифических образов. Сама сила воздействия искусства на людей возникла, как стремление древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, определить место человека в окружающем мире. Сначала мифология существовала в своей непосредственности, в завершении мы имеем  дело уже с философией мифологии. Произведения В.Ф. Губко, Р.П. Харитонова и других мастеров открывают нам разные возможности осмысления темы.Неомифологизм вхудожественном мышлении проявляет себя через осмысление действительности в легендарных, непохожих на обыденность формах. Произведение искусства само начинает превращаться в сказание, напоминающее древний миф.

Необычность выставки заключается в акцентировании роли зрители и того «веера» интерпретаций, который будет зависеть не только от произведений, вошедших в экспозицию, и подхода, на основе которого она формировалась, но, прежде всего, от взгляда самого зрителя. Иными словами, выставка приглашает к диалогу.

Богиня с зайцем.<br>560 год до н.э.<br>Слепок с античной скульптуры. 1945-1958
Богиня с зайцем.
560 год до н.э.
Слепок с античной скульптуры. 1945-1958
Криволапов Алексей Евдокимович (1931-1996)<br>Женский портрет 1960<br>Мрамор
Криволапов Алексей Евдокимович (1931-1996)
Женский портрет 1960
Мрамор
Неизвестный Эрнст Йосифович (1925-2016)<br>Женский торс 1956<br>Гранит
Неизвестный Эрнст Йосифович (1925-2016)
Женский торс 1956
Гранит
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)<br>Ожидание 1984<br>Бронза
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)
Ожидание 1984
Бронза
Баженова Зинаида Васильевна (1905)<br>Материнство 1960<br>Майолика, пигменты, глазурь
Баженова Зинаида Васильевна (1905)
Материнство 1960
Майолика, пигменты, глазурь
Богданова Ольга Михайловна (1921)<br>У реки 1964<br>Фаянс, дерево, пигменты, глазурь
Богданова Ольга Михайловна (1921)
У реки 1964
Фаянс, дерево, пигменты, глазурь
Харитонов Роберт Петрович (1940–1997)<br>Нимфа 1995<br>Шамот
Харитонов Роберт Петрович (1940–1997)
Нимфа 1995
Шамот
Чаплыгин Петр Иванович (1940)<br>Тарелка декоративная. Фавн и Нимфа 1992<br>Керамика, соли, глазурь
Чаплыгин Петр Иванович (1940)
Тарелка декоративная. Фавн и Нимфа 1992
Керамика, соли, глазурь
Андреев Николай Андреевич (1873-1932)<br>Вакханка 1911-1912<br>Бисквит, пигменты
Андреев Николай Андреевич (1873-1932)
Вакханка 1911-1912
Бисквит, пигменты
Камбурсано Микеланджело (1940-е)<br>В старой студии 1989<br>Холст, масло
Камбурсано Микеланджело (1940-е)
В старой студии 1989
Холст, масло
Эльконин Виктор Борисович (1910-1994)<br>Модель с лестницей 1982<br>ДВП, масло
Эльконин Виктор Борисович (1910-1994)
Модель с лестницей 1982
ДВП, масло
Вуколов Олег Александрович (1933)<br>Автопортрет и модель 1981<br>Холст, масло
Вуколов Олег Александрович (1933)
Автопортрет и модель 1981
Холст, масло
Гальберг Самуил Иванович (1787-1839)<br>Портрет И.А.Крылова 1830<br>Гипс
Гальберг Самуил Иванович (1787-1839)
Портрет И.А.Крылова 1830
Гипс
Трубецкой Паоло Петрович (1866-1938)<br>Портрет Ф.И.Шаляпина 1904<br>Гипс
Трубецкой Паоло Петрович (1866-1938)
Портрет Ф.И.Шаляпина 1904
Гипс
Машков Илья Иванович (1881-1944)<br>Колхозница с тыквами 1930<br>Холст, масло
Машков Илья Иванович (1881-1944)
Колхозница с тыквами 1930
Холст, масло
Бревио Джошуа.<br>Автопортрет 1956<br>Холст, масло
Бревио Джошуа.
Автопортрет 1956
Холст, масло
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)<br>Женский торс. Маша. Вторая четверть XX века<br>Бронза
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)
Женский торс. Маша. Вторая четверть XX века
Бронза
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)<br>Купальщица Вторая четверть XX века<br>Бронза
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)
Купальщица Вторая четверть XX века
Бронза
Амбарцумян Рафаэль Еврандович (1926)<br>Армянка 1950-е<br>Бронза
Амбарцумян Рафаэль Еврандович (1926)
Армянка 1950-е
Бронза
Малков Петр Лукич (1924-2014)<br>Портрет монтажника Н.Л.Кухаренко 1975<br>Бронза
Малков Петр Лукич (1924-2014)
Портрет монтажника Н.Л.Кухаренко 1975
Бронза
Коржев Гелий Михайлович (1925-2012)<br>Гомер Триптих «Коммунисты» 1962<br>Холст, масло
Коржев Гелий Михайлович (1925-2012)
Гомер Триптих «Коммунисты» 1962
Холст, масло
Васильев Владимир Александрович (1895-1967)<br>Рабочие завода «Серп и молот» в гостях у танкистов 1933<br>Холст, масло
Васильев Владимир Александрович (1895-1967)
Рабочие завода «Серп и молот» в гостях у танкистов 1933
Холст, масло
Богданов Александр Николаевич (1908-1993)<br>Гимнастки Пединститута 1938<br>Картон, масло
Богданов Александр Николаевич (1908-1993)
Гимнастки Пединститута 1938
Картон, масло
Забелло Пармен Петрович (1830-1917)<br>М.В.Ломоносов XIX век<br>Гипс
Забелло Пармен Петрович (1830-1917)
М.В.Ломоносов XIX век
Гипс
Кербель Лев Ефимович (1917-2003)<br>Трудовые резервы 1947<br>Бронза
Кербель Лев Ефимович (1917-2003)
Трудовые резервы 1947
Бронза
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)<br>Метростроевка у бетоньерки 1937<br>Холст, масло, темпера
Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)
Метростроевка у бетоньерки 1937
Холст, масло, темпера
Серов Владимир Александрович (1910-1968)<br>Рабочий 1960<br>Холст, масло
Серов Владимир Александрович (1910-1968)
Рабочий 1960
Холст, масло
Черникова Надежда Елисеевна (1916-2010)<br>Пост №1 1972<br>Холст, масло
Черникова Надежда Елисеевна (1916-2010)
Пост №1 1972
Холст, масло
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Храм Посейдона в Сунноне Серия «Поездка по Турции» 1961<br>Картон, масло
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Храм Посейдона в Сунноне Серия «Поездка по Турции» 1961
Картон, масло
Матевосян Георгий Грантович (1948)<br>Взгляд на историю 2008<br>Холст, масло
Матевосян Георгий Грантович (1948)
Взгляд на историю 2008
Холст, масло
Куприн Александр Васильевич (1880-1960)<br>Натюрморт с головой Венеры Начало 1930-х<br>Холст, масло
Куприн Александр Васильевич (1880-1960)
Натюрморт с головой Венеры Начало 1930-х
Холст, масло
Тихонов Вячеслав Владимирович (1946-1997)<br>Натюрморт с разбитым бокалом 1995<br>Холст, масло
Тихонов Вячеслав Владимирович (1946-1997)
Натюрморт с разбитым бокалом 1995
Холст, масло
Касаткин Борис Константинович (1944)<br>Пять гипсовых фигур 1996<br>Холст, масло
Касаткин Борис Константинович (1944)
Пять гипсовых фигур 1996
Холст, масло
Касаткин Борис Константинович (1944)<br>Полка с гипсами и Сенекой 2003<br>Холст, масло
Касаткин Борис Константинович (1944)
Полка с гипсами и Сенекой 2003
Холст, масло
Бажбеук-Меликян Лавиния Александровна (1922-2005)<br>Античный торс 1976<br>Холст, масло
Бажбеук-Меликян Лавиния Александровна (1922-2005)
Античный торс 1976
Холст, масло
Неизвестный художник<br>Натурщик на фоне моря, лежащий в позе Прометея Середина XIX века<br>Холст, масло.
Неизвестный художник
Натурщик на фоне моря, лежащий в позе Прометея Середина XIX века
Холст, масло.
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)<br>Похищение Европы 1987<br>Шамот
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)
Похищение Европы 1987
Шамот
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)<br>Пегас 1985<br>Бронза
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)
Пегас 1985
Бронза
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)<br>Пегас 1974<br>Шамот тонированный
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)
Пегас 1974
Шамот тонированный
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)<br>Опрокинутый кентавр (Крылатый) 1994<br>Шамот
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)
Опрокинутый кентавр (Крылатый) 1994
Шамот
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)<br>Пентесилея поверженная 1986<br>Бронза
Губко Виктор Федосеевич (1948-2005)
Пентесилея поверженная 1986
Бронза
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)<br>Эзоп 1980-е.<br>Шамот
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)
Эзоп 1980-е.
Шамот
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)<br>Человек, поднимающий лошадь 1977<br>Шамот тонированный
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)
Человек, поднимающий лошадь 1977
Шамот тонированный
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)<br>Борцы 1975<br>Бронза
Харитонов Роберт Петрович (1940-1997)
Борцы 1975
Бронза

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО