Волгоградский музей изобразительных искусств (ВМИИ) обладает одной из самых богатых и своеобразных региональных коллекций произведений И.И.Машкова. Особое внимание музея к его творчеству изначально было связано с тем, что художник родился в нашем крае[1].
Большое значение имеет тот факт, что все произведения пришли в ВМИИ из мастерской художника, что избавляло от сомнений в их подлинности. Начало коллекции было положено в 1964 г., когда при организации музея два небольших натюрморта «Черешня»(1939 г.) и «Натюрморт на синем фоне» (1930-е гг.) были переданы Дирекцией Художественных Фондов в ВМИИ. Все остальные произведения были получены в разное время от наследников художника. Целенаправленная собирательская работа ведется с начала 1970-х годов. Параллельно велось коллекционирование графики Машкова, а также произведений соратников мастера и его учеников. В 1970-1980-е гг., когда одной из приоритетных линий в собирательской политике музея стала закупка работ И.Машкова и художников его круга, в ВМИИ оказалось большинство произведений коллекции.
В 2020-е гг. коллекция ВМИИ пополнилась новыми работами Машкова. Портрет Усеина Боданинского, дополнивший «курортную» серию, был приобретен благодаря содействию Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» в 2021 г. Рисунок 1918 г. «Сидящая натурщица, потягивающаяся», был приобретен при поддержке АО «КАУСТИК» в 1922 г. и стал сотым по счету произведением Машкова в собрании музея.
Будучи достаточно обширным (38 произведений живописи и 62 произведения графики), Волгоградское собрание И.И.Машкова обладает собственной спецификой. Необходимо отметить комплексный характер собрания, в котором произведения живописи и графики дополняются документами, фотографиями, предметами из мастерской художника, что позволяет создать объемное представление о живописце. Обширный архив Машкова[2], содержит в основном материалы, связанные с его деятельностью в станице Михайловской в 1930-е гг.
Искусство Машкова раскрывается в разнообразии жанровых и эволюционных аспектов. Существенным достоинством собрания является отражение разных этапов эволюции художника, что позволяет проследить развитие его творческой манеры от самых ранних работ до самых поздних. Полнее всего в ВМИИ представлено творчество, проходившее за гранью «Бубнового валета», что обращает нас к проблематике позднего творчества. Наиболее обширно представлено творчество Машкова 1930-х гг. В жанровом отношении живописное собрание ВМИИ, где преобладают натюрморты, отражает пристрастия художника - одного из лучших русских мастеров этого жанра. Большое количество рисунков одного из самых живописных русских живописцев позволяет прояснить отношения мастера с натурой и с ремеслом.
Собрание И.И.Машкова является ядром коллекции советского искусства Волгоградского музея. Оно обладает спецификой состава и дает богатые возможности для целостного прочтения творчества художника и изучения как живописно-пластических, так и социокультурных аспектов его творчества.
[1] Машков И.И. родился 29 июля 1881г. в станице Михайловской (сейчас в составе Урюпинского района Волгоградской области).
[2] Фонд «Машков И.И. Художник», Дела арх. №№ 1-34