К.С.Петров-Водкин (1878-1939)<br>Автопортрет 1912 (?).<br>Холст, масло. 70х50. | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Петров-Водкин. Автопортрет
К.С.Петров-Водкин (1878-1939)
Автопортрет 1912 (?).
Холст, масло. 70х50.

Учеником В.Серова был Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, создатель уникальной художественной системы, философ, писатель и исследователь законов космодинамики. Им было написано множество автопортретов, один из которых находится в собрании ВМИИ.

Кузьма Петров-Водкин родился в 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии в семье сапожника. В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В.А. Серова. С 1905 по 1908 год занимался также в частных академиях Парижа. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). В 1911г. Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». В 1924г. стал участником объединения «Четыре искусства». В советское время Петров-Водкин много работал как график и театральный художник. Писал теоретические статьи, занимался преподаванием. Петров-Водкин был одним из реорганизаторов системы художественного образования. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 года К.С.Петров-Водкин избирается первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Автопортрет (1912?) поступил в музей из частной московской коллекции в 1965 г. Он сохраняет загадку, т.к. вопреки датировке, поставленной рукой самого художника, он разительно отличается от произведений начала 1910-х гг. Здесь, как и в иных его автопортретах, мы встречаемся с резкими чертами сурового лика, сосредоточенным и тревожным взглядом. В нем есть аскетическая чистота и просветленность, духовное напряжение и оттенок трагизма. Праздничное горение цвета и скорбный аскетизм лика являются равнозначными составляющими произведения. Лицо, данное подчеркнуто реалистично, несущее печать своего времени, сосуществует с абстрактными образами Востока на алой полосе: кочевые племена и стада, барханы. Гипертрофированные размеры лица побуждают воспринимать лицо не только как объем, но как пространство с возрастающей по мере всматривания глубиной- почти как ландшафт. В лице отсутствует мимика, экспрессия, зато экспрессией наделяется живописно-пластическое целое. Портреты Петрова-Водкина тяготеют к принципу «мир в человеке», а не «человек в мире», то есть принципу, противоположному европейской традиции Нового времени. В этом отношении возможно говорить о «космологизации» человека в портретах Петрова-Водкина. Художник вглядывается в человека как во вновь открытую планету.Устремление к отточенности линии, безошибочному равновесию композиции, ясности формы неизменно приводит к формуле, наиболее ясно воплощающей идею, образ тяготеет к знаку. Для Петрова-Водкина характерна высокая степень претворенности натурного впечатления, картиной становится не результат непосредственного наблюдаемого, но знаемое о мире.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО