В современном Волгограде здание вокзала формирует Привокзальную площадь. Оно является своеобразной художественной доминантой, венчающей комплекс площадей и улиц Центрального района Волгограда, начинающийся от центральной набережной. Подобная концепция была разработана проектировщиками, работавшими над восстановлением города после Сталинградской битвы. Выделяя данный объект, разработчики словно подчеркивают значение вокзала и местной железнодорожной системы в целом, без которой немыслима история и жизнь города.
Во второй половине XIX века Царицын стал важным транспортным узлом. Введенная в строй в 1870 году новая железная дорога требовала постройки здания вокзала. Сначала было построено довольно простое, без архитектурных изысков строение, но по мере роста города было возведено кирпичное здание с большими окнами и башнями. После Октябрьской революции рабочие Юго-Восточного депо единогласно выступили за передачу власти Советам. Это случилось 10 (23) июня 1917 года. Подобное решение было поистине судьбоносным, потому как без наличия железной дороги новая власть не смогла бы утвердиться и начать выстраивать экономические отношения. В 1918 году через Царицын проходил единственный путь, связывающий Москву, Петроград и другие промышленные города с Доном и Северным Кавказом.
В довоенное время железная дорога Сталинграда была модернизирована, а во время Великой Отечественной через сталинградский узел к фронту и на восток сплошным потоком шли железнодорожные составы. В дни Сталинградской битвы за вокзал шла ожесточенная борьба - так, только 17 сентября 1942 года вокзал четыре раза переходил из рук в руки. В результате бомбардировок и обстрелов царицынское здание вокзала было настолько сильно разрушено, что, глядя на его руины, даже самый оптимистично настроенный человек не мог поверить, что когда-то вокзал будет восстановлен.
Однако, в 1954 году, на месте прежнего строения, по проекту архитекторов А.В.Куровского и С.З.Брискина было возведено новое здание. Мы его видим и сейчас – трехэтажное здание с цоколем, увенчанное башней с часами и шпилем. Фасады облицованы гранитом и инкерманским камнем, потолки в залах отделаны лепниной и росписью, которые посвящены героике войны и мирного труда. Росписи выполнены художниками Я.Н.Скрипковым, С.В.Крыловым, Д.М.Марпертом. В арке вокзала установлена пятифигурная скульптурная группа «Апофеоз труда». По сторонам от центрального входа расположены многофигурные барельефы, посвященные героической обороне города во время Гражданской и Великой Отечественной войнах. Они были выполнены М.Д. и Н.А.Павловскими и В.Н.Безруковым.
Общая высота здания вместе со шпилем составляет 67 метров. В 1959 году в башне вокзала были установлены часы, диаметр которых составляет 4 метра, стрелки часов длиной в 2,5 метра. Однако, несмотря на грандиозность сооружения, здание не выглядит пафосным и официозным, напротив - оно смотрится легко, идеально вписываясь в городской пейзаж. Это же впечатление передает пейзаж «Вокзал» Алексея Ивановича Бородина (1915- 2004), написанный в 1963 году. В настоящее время на волгоградском вокзале проходит масштабное обновление: от замены покрытия железнодорожных платформ, где асфальт был заменен на брусчатку до ремонта исторического циферблата башенных часов, восстановления декоративной отделки залов и барельефов на фасаде, ремонта люстры центрального холла до множества других видов работ.