При решении вопроса об архитектуре сооружений Волго-Донского водного пути перед архитекторами стояли две задачи: первая — показать огромное народнохозяйственное значение соединения двух великих рек Волги и Дона и вторая — отразить большое историческое значение Царицынско-Сталинградских битв за Советскую Родину. Для выбора правильного архитектурного решения был организован конкурс, в котором приняли участие коллективы архитекторов: Архитектурный отдел Гидропроекта, Государственная мастерская Комитета по делам архитектуры (руководитель Л.М.Поляков), мастерская Союзтранспроекта (руководитель А.Н.Душкин), мастерская Управления по делам архитектуры г.Ленинграда (руководитель И.И.Фомин) и мастерская Управления по делам архитектуры г.Киева.
Жюри конкурса признало наиболее удачным проект, представленный мастерской под руководством Л.М.Полякова. Этот проект вместе с проектом, выполненным коллективом архитекторов Гидропроекта, был положен в основу для составления окончательного решения. В результате наземные здания Волго-Дона, воздвигнутые на огромной территории протяжением 300 км, решены как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около 100 сооружений. «Входом» или «воротами» в канал является шлюз № 1, поэтому зданиям, расположенным на нижней голове шлюза и выходящим в сторону Волги, было уделено особое внимание. Эти здания решены как единое сооружение, скомпонованное в виде триумфальной арки высотой 40 м, в устоях которой размещены управления механизмами электрохозяйства. В верхнем ярусе арки устроен кабельный переход. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. Фронтон украшает надпись: «Слава советскому народу — строителю коммунизма».
В боковые пилоны триумфальной арки вкомпонованы обелиски, которые использованы для документальных надписей, относящихся к периодам гражданской войны и Великой Отечественной войны. Двухъярусная железобетонная причальная эстакада шлюза № 1, имеющая по всей трехсотметровой длине крупные арочные проемы, своими мощными конструкциями еще более подчеркивает масштабы триумфальной арки.
На территории, примыкающей к шлюзу, построены здания Управления Волго-Донского канала имени В.И.Ленина. В архитектурный комплекс волжского входа в канал входил монумент И.В.Сталину (скульптор Е.В.Вучетич), а также 25-метровый маяк, возвышающийся на Capептском полуострове. Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен изображением носовых частей корабля, выполненных из металла.
Скульптурные работы выполнены из материала трех видов: большая часть из чугунного литья, часть из бетона и часть из листового металла. Все крупные скульптурные изделия имеют металлический каркас.
Величественный архитектурный исполин запечатлен волгоградским графиком Петром Федоровичем Гречкиным, ветераном Великой Отечественной войны, летописцем будней нашего города.