Первый шлюз Волго-Донского канала | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Первый шлюз Волго-Донского канала
Гречкин Петр Федорович (1907-1990).
Первый шлюз Волго-Донского канала.
1961. Бумага, линогравюра. 60х41 см

Первый шлюз Волго-Донского канала

При решении вопроса об архитектуре сооружений Волго-Донского водного пути перед архитекторами стояли две задачи: первая — показать огромное народнохозяйственное значение соединения двух великих рек Волги и Дона и вторая — отразить большое историческое значение Царицынско-Сталинградских битв за Советскую Родину. Для выбора правильного архитектурного решения был организован конкурс, в котором приняли участие коллективы архитекторов: Архитектурный отдел Гидропроекта, Государственная мастерская Комитета по делам архитектуры (руководитель Л.М.Поляков), мастерская Союзтранспроекта (руководитель А.Н.Душкин), мастерская Управления по делам архитектуры г.Ленинграда (руководитель И.И.Фомин) и мастерская Управления по делам архитектуры г.Киева.

Жюри конкурса признало наиболее удачным проект, представленный мастерской под руководством Л.М.Полякова. Этот проект вместе с проектом, выполненным коллективом архитекторов Гидропроекта, был положен в основу для составления окончательного решения. В результате наземные здания Волго-Дона, воздвигнутые на огромной территории протяжением 300 км, решены как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около 100 сооружений. «Входом» или «воротами» в канал является шлюз № 1, поэтому зданиям, расположенным на нижней голове шлюза и выходящим в сторону Волги, было уделено особое внимание. Эти здания решены как единое сооружение, скомпонованное в виде триумфальной арки высотой 40 м, в устоях которой размещены управления механизмами электрохозяйства. В верхнем ярусе арки устроен кабельный переход. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. Фронтон украшает надпись: «Слава советскому народу — строителю коммунизма».

В боковые пилоны триумфальной арки вкомпонованы обелиски, которые использованы для документальных надписей, относящихся к периодам гражданской войны и Великой Отечественной войны. Двухъярусная железобетонная причальная эстакада шлюза № 1, имеющая по всей трехсотметровой длине крупные арочные проемы, своими мощными конструкциями еще более подчеркивает масштабы триумфальной арки.

На территории, примыкающей к шлюзу, построены здания Управления Волго-Донского канала имени В.И.Ленина. В архитектурный комплекс волжского входа в канал входил монумент И.В.Сталину (скульптор Е.В.Вучетич), а также 25-метровый маяк, возвышающийся на Capептском полуострове. Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен изображением носовых частей корабля, выполненных из металла.

Скульптурные работы выполнены из материала трех видов: большая часть из чугунного литья, часть из бетона и часть из листового металла. Все крупные скульптурные изделия имеют металлический каркас.

Величественный архитектурный исполин запечатлен волгоградским графиком Петром Федоровичем Гречкиным, ветераном Великой Отечественной войны, летописцем будней нашего города.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО