Виртуальная выставка «Благодатный край».<br><br>К 400-летию Урюпинска | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Виртуальная выставка «Благодатный край».<br><br>К 400-летию Урюпинска
Машков И.И. (1881-1944)
Колхозница с тыквами. 1930
Холст, масло. 120х97,5
Виртуальная выставка

Виртуальная выставка «Благодатный край».

К 400-летию Урюпинска

Выставка посвящена образам Урюпинской земли, запечатленным в живописных произведениях из коллекции музея. Для Волгоградского музея изобразительных искусств Урюпинская земля неизменно остается прежде всего пространством, питавшим дар Ильи Машкова. 29 июля великому мастеру, уроженцу станицы Михайловской, сегодня входящей в Урюпинский район нашей области, исполнилось бы 137 лет. Прихоперье навсегда осталось для Ильи Машкова «благодатным краем», сам же он стал Гением места своей земли.

Впервые к написанию ландшафтов своей родины Машков обратился в 1901 г., когда после окончания первого курса Московского училища живописи, ваяния, зодчества он приезжал на каникулах домой. Работы того времени запечатлели тихую, укромную жизнь глубокой провинции («Вечерний пейзаж», «Церковь в селении», 1901). После этого приезда он, окунувшись в столичную художественную жизнь, почти три десятилетия не возвращался в родные края. Однако все это время образы, запечатленные в детстве, продолжали жить в его сознании, воздействуя на весь строй его искусства.

Новое прямое обращение к образам родных мест происходит, когда Машков уже подошел к пятидесятилетнему рубежу, в 1930-е гг. В этот период Михайловская, которую он задумал превратить в образцовый городок социалистической культуры, целиком занимала его мысли, она стала главным героем его работ и точкой приложения творческих усилий. Тогда, во время многократных длительных поездок в Михайловскую, им была создана одна из лучших поздних живописных серий. В этих пейзажах, натюрмортах, портретах характер степного края нашел самое яркое, полноценное отражение.

Машков видит свою родную землю прежде всего как бескрайнее пространство. Наиболее значимые смысловые доминанты его работ - широта, масштабность, величие ритмов земли («Общий вид станицы Михайловской», 1933). В самых обыденных мотивах есть внутренняя приподнятость, праздничность жизни («Площадь в станице Михайловский»; «Степь. Репейник», 1933). Основное внимание живописца оказалось приковано именно к земле. Как известно, степь может быть очень суровой в палящий зной или ветреной зимой. Машков же видит свою землю теплой на ощупь, поросшей пышной мягкой растительностью, доброжелательной по отношению к человеку. Она написана бережными ласкающими касаниями кисти всеми оттенками богатейшей золотистой и розовой гаммы («Станица Михайловская», 1933). Известно, что живописец собственноручно изготавливал из местных земель краски и даже пытался привлечь внимание московского начальства к их исключительным качествам.

Илья Иванович описывает свои края как солнечные, приветливые, открытые, привольные. Это место, где жизнь человека и природы неразрывно связаны. Его видение близко к почти языческому мирочувствованию в своей породненности со стихиями. Здесь живут сильные, могучие люди - простые, трудолюбивые, цельные, щедрые, наделенные достоинством («Девушка на табачной плантации», 1930). Вся живописная серия транслирует идеи духовного здоровья и ясного приятия мира. Это самые нежные из пейзажей Машкова. По своей интонации, по точности деталей, остроте переживания счастья они полностью совпадают с детскими воспоминаниями, запечатленными в тот же период в автобиографической повести «В своих краях». «…климат на моей родине благодатный… Летом много тепла, много солнца… Сухо, но не знойно. Осень - сентябрь - октябрь - замечательная: приятная, немного прохладная, перемежаемая редкими дождями, солнечная. Зима ровная, снежная. Большие морозы бывают редко. О весне и говорить не приходится. И при всем этом широчайший степной простор». «Глаза ничего не теснит и не давит. Кажется, и небо и земля любовно опекают этот благодатный край и жизненные соки земли любовно поднимаются к людям: - пейте, насыщайтесь, пользуйтесь - видя обилие плодов земных».

При этом связи Машкова с его родиной не исчерпываются запечатлением ее облика. В жизни художника она занимала положение глубинного ядра, где были сформированы основные его ценностные представления, черты личности. Сам характер степного края: масштабность видимого пространства, богатство растительности, сочность колорита - оказал влияние на формирование величественного строя его произведений. Здесь берет начало персональная «легенда мира» Машкова, настойчиво реализуемая им в искусстве на протяжении всего творческого пути. В ее центре находится человек-созидатель, бодрый духом, наделенный силой и здоровьем («Колхозница с тыквами», 1930).

По стопам Машкова, черпая вдохновение в Урюпинских пространствах, продолжают работать художники и сегодня. С 1990-х годов Волгоградский музей изобразительных искусств активно участвует в культурных событиях, инициируемых Урюпинском. При активном содействии администрации города, городского отдела культуры и краеведческого музея с 1994 года ВМИИ принимал участие в культурной программе «машковских дней» с выездными выставками и лекциями. Музеем были переданы Урюпинску ценнейшие артефакты: огромный, выполненный по собственному проекту мольберт великого художника, его ранние рисунки, предметы из мастерской, документы. В 2000-е годы ВМИИ по поручению Администрации Волгоградской области музей выступал в качестве организатора пленэров для живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства- членов Волгоградской организации Союза художников РФ, а также гостей из других городов. Пленэры проводились в различных районах Волгоградской области, но поистине незабываемые впечатления оставили пленэры в Урюпинском районе. Удивительно живописные, напоенные чабрецовым медовым воздухом поля, леса, взгорья, долина Хопра, общение с колоритными жителями станиц Тепикинской, Правоторовской, города Урюпинска – вживую приобщали к истории России, к ее величественной красоте. Часть произведений из числа написанных тогда сегодня представляется вниманию зрителей в рамках виртуальной выставки.

Здесь представлены живописные и графические произведения художников разных российских художественных школ: Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина (Такташев Х.Н.), Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной (Шардаков П.Ф.), Московского художественного института им. В.И.Сурикова (Г.Ф.Зотов), Пензенского высшего художественного училища (Макаров В.В.), Астраханского художественного училища им.П.Власова (Шолох В.Н., Рухлина Н.В.) и др. Среди участников пленэров- художники разных поколений и несходных эстетических принципов. В равной степени они оказались захвачены духом Урюпинской земли- щедрым и свободным, их работы вступают в диалог с полотнами Машкова.

Машков И.И. (1881-1944)<br>Общий вид станицы Михайловской. 1933<br>Холст, масло. 53х224
Машков И.И. (1881-1944)
Общий вид станицы Михайловской. 1933
Холст, масло. 53х224
Машков И.И. (1881-1944)<br>Станица Михайловская. 1933<br>Холст, масло. 83х140
Машков И.И. (1881-1944)
Станица Михайловская. 1933
Холст, масло. 83х140
Машков И.И. (1881-1944)<br>Девушка на табачной плантации. 1930<br>Холст, масло. 107,5х80,5
Машков И.И. (1881-1944)
Девушка на табачной плантации. 1930
Холст, масло. 107,5х80,5
Машков И.И.(1881-1944)<br>Степь. Репейник. 1933<br>Холст, масло. 84х62,5
Машков И.И.(1881-1944)
Степь. Репейник. 1933
Холст, масло. 84х62,5
Машков И.И. (1881-1944)<br>Церковь в селении. 1901<br>Холст, масло. 34х49,5
Машков И.И. (1881-1944)
Церковь в селении. 1901
Холст, масло. 34х49,5
Машков И.И. (1881-1944)<br>Вечерний пейзаж. 1901<br>Холст, масло. 32х49<br><br><br>
Машков И.И. (1881-1944)
Вечерний пейзаж. 1901
Холст, масло. 32х49


Машков И.И. (1881-1944)<br>Площадь в станице Михайловской. 1933<br>Холст, масло. 50х119
Машков И.И. (1881-1944)
Площадь в станице Михайловской. 1933
Холст, масло. 50х119
Машков И.И. (1881-1944)<br>Дворик в станице Михайловской.1930<br>Холст, масло. 94х130
Машков И.И. (1881-1944)
Дворик в станице Михайловской.1930
Холст, масло. 94х130
Шардаков П.Ф. (1929-2007)<br>Ветреный день на Хопре. 1994<br>Холст, масло 60х60
Шардаков П.Ф. (1929-2007)
Ветреный день на Хопре. 1994
Холст, масло 60х60
Бородин А.И. (1915-2004)<br>Портрет комбайнера Паськова Михаила Петровича. Урюпинск. 1960-е.<br>Холст, масло. 54х70
Бородин А.И. (1915-2004)
Портрет комбайнера Паськова Михаила Петровича. Урюпинск. 1960-е.
Холст, масло. 54х70
Рухлина Н.В. (р.1967)<br>Затерянный лужок. 2007<br>Холст, масло. 50х70
Рухлина Н.В. (р.1967)
Затерянный лужок. 2007
Холст, масло. 50х70
Шардаков П.Ф. (1929-2007)<br>Хопёр пробуждается. 1995<br>Холст, масло. 50х70
Шардаков П.Ф. (1929-2007)
Хопёр пробуждается. 1995
Холст, масло. 50х70
Матасов Н.А. (1919-2004)<br>Под мирным небом.1983<br>Холст, масло. 80х110
Матасов Н.А. (1919-2004)
Под мирным небом.1983
Холст, масло. 80х110
Юнак В.А. (р.1956)<br>Полевые цветы. 2006<br>Холст на картоне, масло 70х55
Юнак В.А. (р.1956)
Полевые цветы. 2006
Холст на картоне, масло 70х55
Горский В.А. (р.1946)<br>Гроза идет. 1994<br>Холст, масло. 65х51
Горский В.А. (р.1946)
Гроза идет. 1994
Холст, масло. 65х51
Юнак В.А. (р.1956)<br>Сосны. 2007<br>Холст, масло. 85х55
Юнак В.А. (р.1956)
Сосны. 2007
Холст, масло. 85х55
Шолох В.Н. (р.1952)<br>Церковь в Перекопской. 2005<br>Холст, масло. 58х75
Шолох В.Н. (р.1952)
Церковь в Перекопской. 2005
Холст, масло. 58х75
Шолох В.Н. (р.1952)<br>Дорога. 2005<br>Холст, масло. 66х75
Шолох В.Н. (р.1952)
Дорога. 2005
Холст, масло. 66х75
Такташев Х.Н. (р.1940)<br>Поле. 2006<br>Холст, масло. 55х74
Такташев Х.Н. (р.1940)
Поле. 2006
Холст, масло. 55х74
Такташев Х.Н. (р.1940)<br>Лето. 2007<br>Оргалит, масло. 50х60
Такташев Х.Н. (р.1940)
Лето. 2007
Оргалит, масло. 50х60
Зотов Г.Ф. (1946-2015)<br>Станица Тепикинская. 2006<br>Холст, масло. 55х81
Зотов Г.Ф. (1946-2015)
Станица Тепикинская. 2006
Холст, масло. 55х81
Тихонов В.В. (1946-1997)<br>Хопёр. 1995<br>Картон, масло. 70х50
Тихонов В.В. (1946-1997)
Хопёр. 1995
Картон, масло. 70х50
Горский В.А. (р.1946)<br>Прихопёрье. 2005<br>Холст, масло.120х180
Горский В.А. (р.1946)
Прихопёрье. 2005
Холст, масло.120х180
Дмитриенко О.Д. (р.1944)<br>Сумрачный лес. Станица Тепикинская. Пленер. 2007<br>ДВП, гуашь. 49х64
Дмитриенко О.Д. (р.1944)
Сумрачный лес. Станица Тепикинская. Пленер. 2007
ДВП, гуашь. 49х64
Сорокин Ю.К. (р.1957)<br>Летний этюд. 2007<br>Холст, масло. 35х57
Сорокин Ю.К. (р.1957)
Летний этюд. 2007
Холст, масло. 35х57
Макаров В. В. (р.1956)<br>Хоперские сосны. 2007<br>Холст, масло. 60х80
Макаров В. В. (р.1956)
Хоперские сосны. 2007
Холст, масло. 60х80
Сорокин Ю.К. (р.1957)<br>Летняя кадриль. 2003<br>Холст, масло. 90х70
Сорокин Ю.К. (р.1957)
Летняя кадриль. 2003
Холст, масло. 90х70
Сорокин Ю.К. (р.1957)<br>Пленэр в станице Тепикинской. 2008<br>Холст, масло. 90х60
Сорокин Ю.К. (р.1957)
Пленэр в станице Тепикинской. 2008
Холст, масло. 90х60
Персидский К.И. (1954-2008)<br>Большой Урюпинский натюрморт с маленьким хорунжим. Из цикла Урюпинск. 2002-2003<br>Холст, масло, смешанная техника
Персидский К.И. (1954-2008)
Большой Урюпинский натюрморт с маленьким хорунжим. Из цикла Урюпинск. 2002-2003
Холст, масло, смешанная техника
Тур И.Н. (р.1963)<br>Голубая тишина. 2007<br>Холст, масло. 60х73
Тур И.Н. (р.1963)
Голубая тишина. 2007
Холст, масло. 60х73

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО