Выставка посвящена образам Урюпинской земли, запечатленным в живописных произведениях из коллекции музея. Для Волгоградского музея изобразительных искусств Урюпинская земля неизменно остается прежде всего пространством, питавшим дар Ильи Машкова. 29 июля великому мастеру, уроженцу станицы Михайловской, сегодня входящей в Урюпинский район нашей области, исполнилось бы 137 лет. Прихоперье навсегда осталось для Ильи Машкова «благодатным краем», сам же он стал Гением места своей земли.
Впервые к написанию ландшафтов своей родины Машков обратился в 1901 г., когда после окончания первого курса Московского училища живописи, ваяния, зодчества он приезжал на каникулах домой. Работы того времени запечатлели тихую, укромную жизнь глубокой провинции («Вечерний пейзаж», «Церковь в селении», 1901). После этого приезда он, окунувшись в столичную художественную жизнь, почти три десятилетия не возвращался в родные края. Однако все это время образы, запечатленные в детстве, продолжали жить в его сознании, воздействуя на весь строй его искусства.
Новое прямое обращение к образам родных мест происходит, когда Машков уже подошел к пятидесятилетнему рубежу, в 1930-е гг. В этот период Михайловская, которую он задумал превратить в образцовый городок социалистической культуры, целиком занимала его мысли, она стала главным героем его работ и точкой приложения творческих усилий. Тогда, во время многократных длительных поездок в Михайловскую, им была создана одна из лучших поздних живописных серий. В этих пейзажах, натюрмортах, портретах характер степного края нашел самое яркое, полноценное отражение.
Машков видит свою родную землю прежде всего как бескрайнее пространство. Наиболее значимые смысловые доминанты его работ - широта, масштабность, величие ритмов земли («Общий вид станицы Михайловской», 1933). В самых обыденных мотивах есть внутренняя приподнятость, праздничность жизни («Площадь в станице Михайловский»; «Степь. Репейник», 1933). Основное внимание живописца оказалось приковано именно к земле. Как известно, степь может быть очень суровой в палящий зной или ветреной зимой. Машков же видит свою землю теплой на ощупь, поросшей пышной мягкой растительностью, доброжелательной по отношению к человеку. Она написана бережными ласкающими касаниями кисти всеми оттенками богатейшей золотистой и розовой гаммы («Станица Михайловская», 1933). Известно, что живописец собственноручно изготавливал из местных земель краски и даже пытался привлечь внимание московского начальства к их исключительным качествам.
Илья Иванович описывает свои края как солнечные, приветливые, открытые, привольные. Это место, где жизнь человека и природы неразрывно связаны. Его видение близко к почти языческому мирочувствованию в своей породненности со стихиями. Здесь живут сильные, могучие люди - простые, трудолюбивые, цельные, щедрые, наделенные достоинством («Девушка на табачной плантации», 1930). Вся живописная серия транслирует идеи духовного здоровья и ясного приятия мира. Это самые нежные из пейзажей Машкова. По своей интонации, по точности деталей, остроте переживания счастья они полностью совпадают с детскими воспоминаниями, запечатленными в тот же период в автобиографической повести «В своих краях». «…климат на моей родине благодатный… Летом много тепла, много солнца… Сухо, но не знойно. Осень - сентябрь - октябрь - замечательная: приятная, немного прохладная, перемежаемая редкими дождями, солнечная. Зима ровная, снежная. Большие морозы бывают редко. О весне и говорить не приходится. И при всем этом широчайший степной простор». «Глаза ничего не теснит и не давит. Кажется, и небо и земля любовно опекают этот благодатный край и жизненные соки земли любовно поднимаются к людям: - пейте, насыщайтесь, пользуйтесь - видя обилие плодов земных».
При этом связи Машкова с его родиной не исчерпываются запечатлением ее облика. В жизни художника она занимала положение глубинного ядра, где были сформированы основные его ценностные представления, черты личности. Сам характер степного края: масштабность видимого пространства, богатство растительности, сочность колорита - оказал влияние на формирование величественного строя его произведений. Здесь берет начало персональная «легенда мира» Машкова, настойчиво реализуемая им в искусстве на протяжении всего творческого пути. В ее центре находится человек-созидатель, бодрый духом, наделенный силой и здоровьем («Колхозница с тыквами», 1930).
По стопам Машкова, черпая вдохновение в Урюпинских пространствах, продолжают работать художники и сегодня. С 1990-х годов Волгоградский музей изобразительных искусств активно участвует в культурных событиях, инициируемых Урюпинском. При активном содействии администрации города, городского отдела культуры и краеведческого музея с 1994 года ВМИИ принимал участие в культурной программе «машковских дней» с выездными выставками и лекциями. Музеем были переданы Урюпинску ценнейшие артефакты: огромный, выполненный по собственному проекту мольберт великого художника, его ранние рисунки, предметы из мастерской, документы. В 2000-е годы ВМИИ по поручению Администрации Волгоградской области музей выступал в качестве организатора пленэров для живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства- членов Волгоградской организации Союза художников РФ, а также гостей из других городов. Пленэры проводились в различных районах Волгоградской области, но поистине незабываемые впечатления оставили пленэры в Урюпинском районе. Удивительно живописные, напоенные чабрецовым медовым воздухом поля, леса, взгорья, долина Хопра, общение с колоритными жителями станиц Тепикинской, Правоторовской, города Урюпинска – вживую приобщали к истории России, к ее величественной красоте. Часть произведений из числа написанных тогда сегодня представляется вниманию зрителей в рамках виртуальной выставки.
Здесь представлены живописные и графические произведения художников разных российских художественных школ: Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина (Такташев Х.Н.), Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И.Мухиной (Шардаков П.Ф.), Московского художественного института им. В.И.Сурикова (Г.Ф.Зотов), Пензенского высшего художественного училища (Макаров В.В.), Астраханского художественного училища им.П.Власова (Шолох В.Н., Рухлина Н.В.) и др. Среди участников пленэров- художники разных поколений и несходных эстетических принципов. В равной степени они оказались захвачены духом Урюпинской земли- щедрым и свободным, их работы вступают в диалог с полотнами Машкова.