В пространстве интерактивной экспозиции «Мастерская Машкова» представлены живописные и графические портреты, написанные Ильей Ивановичем Машковым (1881-1944) в подмосковных военных госпиталях в 1942-1944 гг. Они относятся к самому последнему, мало знакомому широкой аудитории творческому периоду художника. В то же время именно тогда его искусство выходит на новый уровень развития, утверждая высокое понимание человеческой личности безупречно классическим художественным языком.
Машков, которому в 1941 г. исполнилось 60 лет, относится к мастерам старшего поколения, оставившим свое свидетельство о войне. Именно этой плеядой были созданы наиболее глубокие, отмеченные вневременной мудростью произведения о Великой Отечественной. В сфере внимания И.И.Машкова оказывается человек, опаленный войной. Он создает просветленные образы, овеянные духовной силой и благородством. Представленные работы являются частью обширной серии, включавшей, по словам самого художника около 50 произведений, созданных в процессе подготовки большой композиционной картины «В госпитале». Художник писал и рисовал портреты военных врачей, раненных, санитарок, медсестер в Первом московском эвакогоспитале и сортировочном госпитале № 290, там же состоялось три его выставки. В ВМИИ находятся три живописных портрета («Портрет гвардии сержанта танкиста П.Н.Сафонова», 1942;), «Портрет генерал- майора медицинской службы П.М.Матусова», «Портрет генерал-майора медицинской службы А.Р.Злобина», 1943) и ряд рисунков из этого цикла. Их отличает стремление к документальности и достоверности. Героический, драматический дух времени усилен сосредоточенностью, внутренней напряженностью, суровой решительностью персонажей. Кажется, что время, изменившее представления о цене человеческой жизни, не оставило художнику права на формальные поиски. В отличие от более ранних машковских работ, эти портреты отличаются строгой, сдержанной манерой, стремлением отразить неповторимую индивидуальность каждого из запечатленных им лиц.
В своей значительности, суровом величии произведения И.И.Машкова военной поры вызывают в памяти портреты времени классицизма. Их колорит доведен до напряженного созвучия, кисть строит жесткие формы, передавая тревожное мироощущение автора. Машков подчеркивает такие изначально важные для него качества как воля, мужество, уверенная сила, целостность. Невероятной сложностью исполнения отличаются созданные в госпитале рисунки, опирающиеся на графические традиции Ренессанса. Часто художник сочетает несколько материалов: графитный карандаш, сангину, цветные карандаши; его штрих мелкий, положенный вплотную, что обусловлено огромным вниманием к мельчайшим деталям облика героя («Портрет медсестры М.Виноградовой», 1942-1943; «Батальонный комиссар Маркиш», 1942). Такой же скрупулезностью отмечен «Портрет артиллериста» (1942-1943). Его образная концепция - возвышенная и значительная- родственна духу античного героизма. Одна из красивейших работ серии «Старший военфельдшер в косынке с красным крестом» (1942-1943), спокойная и сдержанная манера Машкова здесь приобретает артистизм и элегантность. Портрет необычен своей редкой для художника «нематериальностью», светлой прозрачностью, воплощающей интеллектуальность и достоинство. За каждой из работ стоит спокойное, мудрое осознание ценности жизни, неповторимого мира личности. В своей самой последней серии мастер, опираясь на классические традиции, находит безошибочные метафоры времени. При всей своей сдержанности, полном отсутствии интереса к эффектным художественным экспериментам, батальным сюжетам и расхожим патриотическим формулам портретная серия Машкова дает образ народа несокрушимого в своей силе, терпении и духовной чистоте.
Экспозиция будет работать в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И.Машкова по адресу:
Волгоград, проспект Ленина,21.
тел.(8442)38-24-44, (8442) 38-01-91; (8442) 38-59-15