Художник Юрий Ларин. Избранное | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
03.08.2018 – 30.09.2018
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Художник Юрий Ларин. Избранное

Выставка–ретроспектива выдающегося московского живописца Юрия Николаевича Ларина (1936–2014). В экспозиции представлено около 70 живописных и графических работ 1968–2014 годов: пейзажи, портреты, натюрморты. Дополняют экспозицию фотографии и документальный фильм о художнике. Открытие выставки 3 августа в 17.00.

Юрий Николаевич Ларин прожил исключительно нелёгкую, но счастливую жизнь, встречая каждый день как дар: возможность ещё раз вслушаться, вдохнуть, всмотреться, удивиться, и написать на белого грунта холсте то новое, что понял именно сегодня. Яркий дар живописца, личное обаяние, любовь и жадный интерес к людям притягивали к нему незаурядных современников: известных философов, историков, художников, искусствоведов. Художник рассказывал: «Оптимизм вообще характерен для русского человека, хотя горя было очень много. В том числе и в моей жизни. Но мне всегда везло на хороших людей и друзей».

Судьба не располагала Юрия Ларина не то что к счастью, но даже к выживанию. Он родился в элитарной советской семье. Отец - Николай Иванович Бухарин и мама - Анна Михайловна Ларина (Бухарина) принадлежали к партийной «верхушке». Младенчество в Кремле, счастливый брак родителей - всё рухнуло в 1937-м с арестом отца, матери, а затем всех родственников. Отца расстреляли, мама выжила, но смогла впервые встретиться с сыном лишь в 1956 году, после освобождения из лагеря, находясь на поселении.

Приемную семью Гусманов, которую Юра считал родной, репрессировали в 1946 году. Оставшиеся от детства годы Юрий Ларин (в то время по документам Юрий Борисович Гусман) провёл в детдоме в Средней Ахтубе, под Сталинградом. Мудрых учителей, любимых товарищей, скудный детдомовский быт художник вспоминал с теплотой всю свою жизнь.

О том, что он - сын Н. И. Бухарина, Юрий узнал лишь через несколько лет после первой встречи с матерью, в 1960 году. В 1957 году, после реабилитации мамы, и разрешения вернуться с ней в Москву, взял материнскую фамилию: Ларин. После реабилитации отца в 1988 году смог вернуть себе настоящее отчество: Николаевич.

Получил высшее образование инженера-гидротехника, работал по специальности, в том числе на строительстве Саратовской ГЭС. Всегда стремился рисовать.

После встречи со знатоком русского искусства, московским искусствоведом Е. Б. Муриной окончательно решил стать художником.

В 1965-1970 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском), закончил факультет художественного конструирования.

Как профессиональный художник работал с начала 1970-х годов. Выставлялся с 1981 года. Первая персональная выставка (совместно с Е.Кравченко) состоялась в 1982 году в Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой. Впоследствии участвовал в более чем в 25 выставках, получая известность, аудиторию, признание.

Персональные выставки проходили в галерее «Books & Company Art» (Нью-Йорк, 1987), Центральном Доме художника (Москва, 1989), галерее «Raissa» (Эрфурт, Германия, 1992), редакции журнала «Наше наследие» (Российский фонд культуры, Москва, 1993 и 2006), Московском отделении Всемирного банка и в Государственном институте искусствознания (Москва, 1996), Московском государственном музее Вадима Сидура (1997), галерее «Junge» (Дортмунд, Германия, 2000), Болгарском культурном центре (Арт-студия «TAGRY». Москва, 2002), Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева (2004 и 2011), Государственном музее–заповеднике «Царицыно» ( Москва, 2011), Галерее «Кино» (Москва, 2013), «Галерее Назарова» (Липецк, 2015), Государственном литературном музее (Москва, 2015), Музее истории Санкт-Петербурга (2015), Ярославском художественном музее (2015), Новом Манеже (Москва).

В 1970-1986 годах преподавал рисунок в Московском художественном училище памяти 1905 года. Был членом Союза художников с 1977 года. Побывал и писал в Магадане, на Кавказе, в Прибалтике, Армении, в подмосковном доме творчества «Челюскинская».

Судьба отпустила Ларину лишь 15 насыщенных творческих лет, резко оборванных болезнью. В 1985 году нейрохирургическая операция сохранила жизнь, но привела к инвалидности. В 1987 году умерла первая жена, журналист Инга Баллод, оставив 13-летнего сына Николая. Опорой, самым близким человеком в 1989 года стала врач Ольга Максакова. Операция привела к ограничению движений, походки и - к невозможности работать правой рукой: все картины с 1986 года Ларин писал левой.

В 1990-е - 2000-е годы в сопровождении жены дважды побывал в Германии (как стипендиат Фонда Генриха Белля), работал также в Италии, Каталонии, Болгарии, на Кавказе, и в любимой им Ниде (Литва). В 1998 году был награжден Дипломом Академии художеств за вклад в развитие отечественного искусства, в 2001 году получил Серебряную медаль Академии художеств.

Последние три года акварельные сезоны проводил в подмосковном дачном поселке Малаховка. Скончался в Москве в ночь на 15 сентября 2014 года.

Живопись Ларина, корнями уходящая в традицию «новейших» течений начала ХХ века (от Сезанна до русского поставангарда), имеет неповторимое и сходу узнаваемое лицо. В творчестве Ларин был столь же бесстрашен как в жизни, общаясь с натурой один на один: без опоры на группу или школу. Он в одиночку прошел честный путь личных открытий, мысленно советуясь разве что с единственным безусловным для себя авторитетом: Полем Сезанном.

Художественный язык Ларина сложился к концу 1970-х годов, преимущественно в пейзаже – любимом жанре художника. Свой метод Ларин характеризовал как «концепцию предельного состояния», которое наступает, когда «работа еще остается узнаваемой литературно, но музыкальный, цветопластический момент уже настолько сильно овладел ею, что предельное состояние наступило». Художник переживал натуру, опуская рациональные, литературно-описательные возможности изображения и добиваясь того чувства меры, которая и есть суть художественного образа. Со временем палитра художника высветлялась: исчезали тени, цвет становился светоносным, что приводило к дематериализации и «прозрачности» изображенного мотива. В последние годы жизни художник минимализировал средства выражения, достигнув знаковости образа. Живопись Ларина сплавлена из эмоциональной непосредственности и интеллектуальной дисциплинированности. Его ландшафты поражают планетарностью, натюрморты - способностью увидеть в малом объекте всю красоту мира. Гармония его произведений исполнена множеством смыслов, раскрывающихся зрителю при доверительном и неспешном общении с ними.

В разные годы о Ларине писали известные искусствоведы, историки и художники: Г.Ельшевская, Е.Мурина, А.Каменский, Б.Фрезинский, М.Митурич, Д.Бернтштейн, Н.Козырева и др. Творчеству художника посвящено два альбома-монографии: 2006, 2013, Москва.

Произведения Ю.Н.Ларина находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Музея изобразительных искусств, Музея искусства народов Востока, Государственного Литературного музея, Саратовского художественного музея им. А.Н.Радищева, Ярославского художественного музея, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова, Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», Музея истории Санкт-Петербурга, Музея Андрея Сахарова, и др., а также в многочисленных частных собраниях России и за рубежом.

Выставка будет работать с 3 августа по 30 сентября 2018 г. в выставочном зале Волгоградского музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова по адресу: Волгоград, ул. им. Маршала Чуйкова, 37. Время работы выставочного зала 11.00-19.00, в четверг 12.00-20.00, выходной понедельник; тел.: 24-16-79; mashkovmuseum.ru

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО