Выставка представляет мир, увиденный глазами советских художников второй половины ХХ в. В состав экспозиции вошло более 80 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из фондов музея, созданных в путешествиях по дальним странам. В таком соседстве они объединяются темой путешествия впервые. Выставка выстроена по топографическому принципу, давая возможность совершить воображаемое путешествие по 17 странам: Индии, Дании, Китаю, Греции, Монголии, Англии, Мексике, Италии, Кубе и др. Многие произведения экспонируются для широкой публики впервые. Среди 34 экспонентов - такие значимые мастера советского искусства, как Сергей Герасимов и Татьяна Яблонская, Борис Угаров и Глеб Савинов, Петр Оссовский и Виктор Попков. Зритель увидит и произведения известных волгоградских авторов: Алексея Бородина, Василия Стригина, Геннадия Черноскутова, Виктории Чаплыгиной.
Главной наградой художника-путешественника становится обретение новой оптики, свежего взгляда, нового стиля. Художник в пути не довольствуется фотоаппаратом. Он привозит из поездки настоящие сокровища, упакованные в сжатые изобразительные формулы. Блокноты, испещренные заметками, быстрые наброски, этюды, написанные на маленьких картонках непосредственно на натуре, стремятся зафиксировать самые яркие впечатления и качества среды: неповторимый свет и архитектуру, ландшафт и этнографические детали, костюмы и живые сценки, подсмотренные на улице. Этюды Сергея Герасимова, Алексея Грицая, Глеба Савинова, Дмитрия Налбандяна наполнены любованием,при этом сама динамика живописной кладки передает пульсацию жизни.
На основе натурных работ уже в мастерской будут создаваться композиционные произведения, подводящие итоги, помогающие осмыслить увиденное. Тут и происходит формулирование новых колористических, пластических приемов. Встреча с иными культурными традициями, искусством других народов меняет стиль художника. Так, в живописных работах, написанных в Китае А.Мыльниковым и Н.Пономаревым появляются композиционные приемы искусства Востока. Пейзаж Б.Окорокова, созданный в горах Македонии вблизи средневековых храмов обретает суровую монументальность. Экзотическое великолепие свойственно огромным гравюрам Юрия Атланова, созданным по мотивам путешествия в Мексику. Новые впечатления позволяли на время «выпасть из матрицы» советского художника.
На выставке зритель увидит такие примеры путевых альбомов: рисунки Липы Ройтера, Николая Пономарева, Анатолия Кокорина и др. Итоговые работы, созданные уже мастерской, также часто тяготеют к серийности, отражая последовательную смену. Характер дневника-альбома носит обширный корпус рисунков и этюдов нашего земляка Алексея Бородина. Это самые ранние по времени создания экспонаты выставки, появившиеся в 1945 г. в Монголии, где художник завершал свой фронтовой путь.
По всплескам туристического внимания к той или иной стране можно проследить развитие зарубежного сотрудничества Советского Союза. Если в послевоенное время и в 1950-е гг. крепла советско-китайская дружба, предполагавшая и мощный культурный обмен (участником его стал живописец К.Максимов, преподававший масляную живопись китайским студентам в Бейджине), то после разрыва отношений в 1960 г. творческие поездки в Китай надолго прекратились. Культ путешествий, распространившийся в 1960-е, был выражением той же идеи свободы, беспрепятственного движения.
Поездка, как правило, длилась недолго, обычно она была групповой, строилась по определенному маршруту и непременно должна была завершаться отчетом: выставкой, творческой встречей. Известно, что волгоградские авторы в 1960-1980-е гг. устраивали специальные обсуждения результатов поездок и выставки фотографий в Союзе художников.
Среди представленных мастеров были заядлые путешественники. Известный волжский художник-монументалист Геннадий Черноскутов был активистом Советского Комитета по защите мира, что позволяло ему совершать относительно длительные вояжи. В 1978 г. он в составе делегации предпринял путешествие во Вьетнам, восстанавливавшийся после войны при поддержке советских специалистов.
Перемещение в пространстве отражает стремление к преодолению духовных границ. Однако, это лишь один из способов «выхода за пределы себя». Поистине бесконечным может стать и такой вид странствия, как экспедиция в миры художественных произведений. Этой цели служит и наша выставка.