Союз. Надежда Черникова и Александр Червоненко | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Виртуальная выставка

Союз. Надежда Черникова и Александр Червоненко

Выставка продолжает серию монографических экспозиций в рамках проекта «Первая улица Мира», ставшего победителем грантового конкурса «Музей 4.0» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Они знакомят с искусством художников, для которых наш город стал главным в творческой жизни.

Выставка посвящена знаменитым волгоградским художникам, супругам Надежде Елисеевне Черниковой (1916-2010) и Александру Никифоровичу Червоненко (1912-1993). Их творческое наследие имеет значительную не только художественную, но и культурно-историческую ценность. С ними оказалось связано самое начало художественной жизни Сталинграда еще в довоенный период. Оба были выпускниками Сталинградского художественного училища.

Их произведения были в числе первых поступлений в музейную коллекцию, неоднократно в музее проходили их выставки. Многие работы были подарены художниками. Совсем недавно их дочь Наталья Александровна передала в дар музею большую коллекцию произведений, насчитывающую 79 их живописных работ. Музей выражает искреннюю благодарность дарителям. Эти недавние поступления также вошли в состав выставки.

В собрании музея есть ставшая знаковой работа «Салют» (1970), написанная супругами в соавторстве. Это был необычный творческий союз; их художественные дарования, как и темпераменты, были очень различны. У А.Червоненко был очень выдержанный, спокойный характер, тогда как у Н.Черниковой- неугомонный и взрывной. Подход Червоненко к задачам холста можно определить как монументальный, тогда как сильная сторона искусства Черниковой- внимание к деталям. Искусство обоих свидетельствует о сегодня трудновообразимой степени врастания, взаимопроникновения судьбы города и человеческих историй.

Александр Червоненко родился 29 августа 1912 г. в селе Петропавловка Астраханской губернии. Там он окончил школу- семилетку. В 1928 г. пошел работать на Сталинградский завод бурового оборудования «Баррикады», где был мастером железнодорожного пути, затем фрезеровщиком, а в свободное время рисовал декорации для клубного театра. В 1932 г. Александр был направлен в Саратовское художественное училище. Время было голодное и Александр Червоненко был вынужден возвратиться домой и продолжить учебу в Сталинградском художественном техникуме.

В 1937 году он окончил художественный техникум и сразу же был захвачен бурной художественной жизнью. В 1937-1939 гг. он уже был председателем Сталинградского отделения Союза. Тогда он начал работать над историческими крупными полотнами, ни одно из которых, к сожалению, не сохранилось. В 1938 году он женился на своей однокурснице Надежде Черниковой.

В 1939 г. они вместе поступили на живописный факультет Харьковского художественного института. Но началась война, в 1941 г. Александр ушел добровольцем на фронт, защищал наш город. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги». В 1945 г. он возвратился в Сталинград. Вместе с небольшой группой художников: С.Ищенко, В.Петиновым, А.Николаевым, Н.Черниковой- начал возрождать в Сталинграде творческую жизнь. Художники разбирали завалы, участвовали в восстановлении города и в то же время запечатлевали его облик. Не было мастерских, красок, кистей; художники работали там, где жили, в наспех вырытых землянках, наскоро восстановленных зданиях. Они даже устраивали экспозиции в городском саду, в первых кинотеатрах, клубах, библиотеках. Эти выставки воодушевляли сталинградцев, говоря о том, что жизнь налаживается. С 1946 г. Червоненко стал членом Союза художников, неоднократно он возглавлял Волгоградское отделение Союза.

Александр Червоненко нам известен прежде всего, как мастер пейзажа. В этом жанре он смог дать почувствовать большие события, переживаемые страной («Раннее утро. У Волжской ГЭС», 1977). Критика характеризовала его как «подлинно сталинградского художника». Город, его судьба и природа были частью его жизни. Его пейзажи, посвященные Волгограду отличаются благородством и конструктивной крепостью, мужественной сдержанностью и красотой рисунка. Он видит и ценит устойчивую, надежную красоту его торжественных архитектурных ансамблей («Планетарий» 1963; «Дом профсоюзов», 1966), стремится передать насыщенность городской жизни, людской суеты. Видимо, у него с городом были свои личные отношения, неслучайно он запечатлевает и его непарадные уголки. Пейзажи «Старый Царицын», «Спартановка», «Царицынский дворик» глубоко оригинальны и точны по воспроизведению духа города.

С любовью он пишет нагретые солнцем берега, просторы полей. При точности рисунка его лаконичные ландшафты сохраняют значительность, передают мощь стихийных сил, дыхание самой стихии земли («Осенний пейзаж», 1970-е; «Окраина. Песчаный карьер», 1968). Кроме пейзажей А.Н.Червоненко оставил серии натюрмортов, обращался к жанру портрета, увлекался линогравюрой. Современники вспоминают о нем как о человеке полностью погруженном в искусство. Безусловно, он оказал сильное влияние на Надежду Черникову. Художники ценили друг друга. В поздней автобиографии Надежда Елисеевна написала: «Хочу сказать, что моя жизнь сложилась не так уж плохо. Я осталась жива после всех ужасов… У меня был замечательный, талантливый муж…».

Рассказ О.П.Малковой о выставке «Союз. Надежда Черникова и Александр Червоненко».

Червоненко Александр Никифорович
Червоненко Александр Никифорович
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Старый Царицын<br>Картон, масло. 50х70 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Старый Царицын
Картон, масло. 50х70 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Дом профсоюзов. 1966<br>Холст, масло. 58х82 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Дом профсоюзов. 1966
Холст, масло. 58х82 см.
Червоненко А.Н.  (1912-1993).<br>Планетарий. 1963<br>Картон, масло. 33х48 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Планетарий. 1963
Картон, масло. 33х48 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Царицынский дворик<br>Холст, масло. 90х120 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Царицынский дворик
Холст, масло. 90х120 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993)<br>Черникова Н.Е. (1916-2010)<br>Салют. 1970<br>Холст, масло 185х125 см
Червоненко А.Н. (1912-1993)
Черникова Н.Е. (1916-2010)
Салют. 1970
Холст, масло 185х125 см
Червоненко А.Н. (1912-1993)<br>Раннее утро. У Волжской ГЭС 1977.<br>Холст, масло 90х165 см
Червоненко А.Н. (1912-1993)
Раннее утро. У Волжской ГЭС 1977.
Холст, масло 90х165 см
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Спартановка. Первый снег. 1989<br>Холст, масло. 70х113 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Спартановка. Первый снег. 1989
Холст, масло. 70х113 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Окраина. Песчаный карьер. 1968<br>Холст, масло. 83х150 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Окраина. Песчаный карьер. 1968
Холст, масло. 83х150 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Осенний пейзаж. 1970-е,<br>Холст, масло. 92,5х128,0 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Осенний пейзаж. 1970-е,
Холст, масло. 92,5х128,0 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Зелёные всходы. 1970-е,<br>Картон, масло. 47х66 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Зелёные всходы. 1970-е,
Картон, масло. 47х66 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).<br>Вид города. Панорама Волгограда. 1985.<br>Холст, масло. 70х112 см.
Червоненко А.Н. (1912-1993).
Вид города. Панорама Волгограда. 1985.
Холст, масло. 70х112 см.

Долгий творческий путь Надежды Елисеевны Черниковой в искусстве (с 1930-х до 2010) всегда был окрашен отзвуками исторических потрясений, выпавших на долю нашего города. Можно сказать, что она носила в сердце трагедию Сталинграда, как иные носят всю жизнь осколок снаряда- приучаются с ним жить, но всегда чувствуют его. Без сомнения, позднее пристрастие художницы к изображению цветов, красавиц и счастливого детства также было следствием опыта, пережитого ею в Сталинграде в 1942-1943 гг. «Война всю жизнь мою перевернула, я на мир по другому стала смотреть»,- вспоминала она впоследствии.

Многим из нас Надежда Елисеевна запомнилась в день открытия своей юбилейной выставки, посвященной 90-летию- яркая, словно актриса, обаятельная, в эффектном платье и на высоких каблуках. Трудно было представить, сколь непросто складывалась ее дорога в искусство.

Родилась Надежда Черникова далеко от наших мест- в Новониколаевске (ныне Новосибирск) 30 сентября 1916 г. С детства ее родители поощряли увлечение дочери рисованием. В 1920 г. многодетная семья осталась без отца, и в 1930 г. мать и шестеро детей переехали к родным в Сталинград. Здесь Надежда окончила семилетнюю школу и в 1932 г. поступила на живописно-педагогическое отделение Сталинградского художественного техникума. Талантливые педагоги А.А.Полетико, Н.Н.Любимов, Л.М.Емельянов, Н.И.Благоразумов, Я.И.Разгонин давали крепкую реалистическую школу, они же пристрастили к беглым точным зарисовкам.

 В 1937 г., закончив техникум, преобразованный к тому времени в Сталинградское художественное училище, Черникова стала работать преподавателем рисунка в Сталинградском педагогическом училище. В 1938 г. Надежда вышла замуж за своего однокурсника Александра Червоненко.

В 1939 г. вместе с мужем она поступила в Харьковский художественный институт. Тогда там преподавали выдающиеся мастера: Н.С.Самокиш, С.М.Прохоров. В 1941 г. у студенческой четы родилась дочь Елена.

Война застала их в Сталинграде, во время каникул. Муж ушел добровольцем на фронт, а Надежда присоединилась к группе сталинградских художников, рисовавших плакаты, карикатуры «Окон ТАСС», которые выставлялись в Доме книги. 

Во время страшной августовской бомбежки с маленькой дочкой она спасалась в подвале драматического театра. Вместе со всеми она тушила пожары и перевязывала раненых. Ночью она добралась до своего дома за рекой Царицей. Дом сгорел, но на уцелевшем дереве рядом с домом Надежда увидела записку от своего мужа, служившего в тот момент в авиачасти. Он советовал немедленно покинуть город и переправиться за Волгу.

«Я со своей семьей переправилась на другой берег Волги на катерах под дымовой завесой. А дальше – в Саратовскую область на военных машинах. Остались в рабочем поселке Алексеевка», – вспоминала Н.Е.Черникова.

Поразительные по силе живописные этюды «Вид на горящий город. Сталинград. 1942 г.», «23 августа 1942 г. Сталинград», вошедшие в экспозицию были написаны с натуры с левого берега Волги.

В августе 1943 г. с началом навигации, на первом пароходе, художница вернулась в Сталинград. Ее потряс вид разрушенного города с повисшим над ним стойким запахом гари.

«Каждый день с папкой бумаги и небольшим этюдником я уходила в центр города и делала рисунки, этюды. Транспорта в городе не было, ходила пешком по несколько километров пешком туда и обратно. Есть было нечего, и очень страшно».. Сегодня большая коллекция ее зарисовок разрушенного Сталинграда находится в фондах ВМИИ. Город художница воспринимает с глубоким сопереживанием, словно израненное родное существо («Набережная»,1945). Бережно она фиксирует приметы возрождающейся жизни («Улица Ярославская»,1943).

В 1944 г. состоялась выставка сталинградских художников, где были представлены ее портреты и зарисовки разрушенного города. Они выражали любовь, скорбь и надежду, им свойственна безыскусная простота и искренность. Время обнаружило огромную ценность этих художественных свидетельств. Небольшие по размерам, скромные произведения Черниковой, посвященные Сталинграду, вошли в историю города как ценнейшие документы и свидетельства несломленности духа («Памятник Хользунову», 1944). В 1945 г. Надежда Елисеевна была принята в члены Союза художников.

После окончания войны Н.Е.Черникова много работала в цехах завода «Красный Октябрь», писала портреты рабочих. В 1947 г. она принимала участие в росписи Дворца культуры тракторного завода. Вместе с художниками П.Сухомлиновым и В.Ягубкиным работала над пейзажами строительства Волго-Донского канала («Строительство Волго-Дона», 1951). В 1960-1970-е гг. она пробовала себя в различных техниках печатной гравюры («Аленушка», 1960-е).

Со временем ее палитра становится все более лучезарной, нарядной. Художница пишет жанровые мотивы, сцены мирной жизни- драгоценные свидетельства мирного быта («Девушка читает письмо», 1990). С особой любовью написаны натюрморты Черниковой, запечатлевшие близкий человеку, уютный мир.

Светлым чувством пронизаны волжские пейзажи, образы румяных детей. Многочисленные женские портреты, свидетельствуют о потребности вникнуть в характеры и судьбы, подчеркнуть дух эпохи («Портрет дочери Наташи»,1970; «Таня», 1970). При этом постоянные темы- военное детство, пылающий город- никогда не уходили из творчества Надежды Черниковой («Дети Сталинграда. 1945 г.», 2003).

Творчество Надежды Черниковой далеко не однородно, художница знала взлеты и неудачи. Однако в каждом ее произведении звучит искренний, порой бесхитростный голос автора, страстное желание видеть красоту, великая жизненная сила.

Не только сами произведения, но в первую очередь судьбы, человеческий опыт художников поколения Черниковой и Червоненко составляют уникальную ценность, духовный капитал.

Черникова Надежда Елисеевна
Черникова Надежда Елисеевна
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Вид на горящий город. Сталинград, август 1942 г. 1942.<br>Картон, масло. 20,5х32,0 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Вид на горящий город. Сталинград, август 1942 г. 1942.
Картон, масло. 20,5х32,0 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010)<br>23 августа 1942 года. Сталинград. 1942<br>холст, масло 21х 36,5 см
Черникова Н.Е. (1916-2010)
23 августа 1942 года. Сталинград. 1942
холст, масло 21х 36,5 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Девочка. Военное время. 1947.<br>Картон, масло. 20х26 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Девочка. Военное время. 1947.
Картон, масло. 20х26 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010<br>Набережная. 1945.<br>Бумага, карандаш. 24х38 см
Черникова Н.Е. (1916-2010
Набережная. 1945.
Бумага, карандаш. 24х38 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Памятник Хользунову. 1944.<br>Бумага, карандаш. 26,5х 28,7
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Памятник Хользунову. 1944.
Бумага, карандаш. 26,5х 28,7
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Улица Ярославская. Сталинград.1943<br>Бумага, карандаш. 27х39
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Улица Ярославская. Сталинград.1943
Бумага, карандаш. 27х39
Черникова Н.Е. (1916-2010)<br>Улица Советская. 1949.<br>Бумага, акварель 20х29 см
Черникова Н.Е. (1916-2010)
Улица Советская. 1949.
Бумага, акварель 20х29 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Сталинград. Волга. 1947<br>Картон, масло. 25х33 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Сталинград. Волга. 1947
Картон, масло. 25х33 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Строительство Волго-Дона. 1951<br>Холст, масло. 50х95 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Строительство Волго-Дона. 1951
Холст, масло. 50х95 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>В годы войны. 1959-1960<br>Холст, масло. 74х123 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
В годы войны. 1959-1960
Холст, масло. 74х123 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Сталинград. Вид на город из-за Волги. 1957.<br>Картон, масло. 23х30 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Сталинград. Вид на город из-за Волги. 1957.
Картон, масло. 23х30 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Пляж. 1970-е,<br>Холст, масло. 35х45 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Пляж. 1970-е,
Холст, масло. 35х45 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Портрет дочери. Наташа. 1954.<br>Холст, масло. 59х38 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Портрет дочери. Наташа. 1954.
Холст, масло. 59х38 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010)<br>Девочка с бантиками. Маринка. 1950-е<br>Картон, масло 45х35 см
Черникова Н.Е. (1916-2010)
Девочка с бантиками. Маринка. 1950-е
Картон, масло 45х35 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Аленушка. 1960-е<br>Бумага, сухая игла. 14,5х11 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Аленушка. 1960-е
Бумага, сухая игла. 14,5х11 см
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Цветы. 1960-е<br>Холст, масло. 24х41 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Цветы. 1960-е
Холст, масло. 24х41 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>За шахматами. Бригадир Яша.<br>Холст, масло. 47х37 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
За шахматами. Бригадир Яша.
Холст, масло. 47х37 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Зима в Волгограде. 1970<br>Холст, масло. 33,5х50 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Зима в Волгограде. 1970
Холст, масло. 33,5х50 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Таня. 1970,<br>Холст, масло. 80,5х55,0 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Таня. 1970,
Холст, масло. 80,5х55,0 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Рыжая. 1970<br>Картон, масло. 45х27 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Рыжая. 1970
Картон, масло. 45х27 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Людмила. 1979,<br>Картон, масло. 44х33 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Людмила. 1979,
Картон, масло. 44х33 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Портрет мужчины. 1970-е,<br>Картон, масло. 78х57 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Портрет мужчины. 1970-е,
Картон, масло. 78х57 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Облако. 1980-е,<br>Холст, наклеенный на картон, масло. 25х35 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Облако. 1980-е,
Холст, наклеенный на картон, масло. 25х35 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Поле. 1970-е,<br>Картон, масло. 33х45 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Поле. 1970-е,
Картон, масло. 33х45 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Девушка читает письмо. 1990-е,<br>Холст, масло. 65х60 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Девушка читает письмо. 1990-е,
Холст, масло. 65х60 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Дети Сталинграда. 1945 год. 2003, г. Волгоград<br>Холст, масло. 100х109 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Дети Сталинграда. 1945 год. 2003, г. Волгоград
Холст, масло. 100х109 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).<br>Автопортрет. 1980,<br>Холст, масло. 85х64 см.
Черникова Н.Е. (1916-2010).
Автопортрет. 1980,
Холст, масло. 85х64 см.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО