Выставка, организованная Японским Фондом, впервые знакомит волгоградского зрителя с искусством Японии ХХ века. Данная экспозиция станет частью большой культурной программы, посвященной Году межрегиональных и побратимских обменов между Японией и Россией (мероприятия в рамках выставки «Образы и материя. Японская печатная графика 1970-х гг.»).
Японский Фонд – организация, созданная в Японии в 1972 году с целью углубления международного взаимопонимания посредством культурного обмена. Фонд ведет свою деятельность по трем основным направлениям: обмены в области культуры и искусства, изучение японского языка в мире, а также японоведение и интеллектуальные обмены. Частью этой деятельности является проведение передвижных выставок за рубежом. Передвижные выставки формируются из собственных коллекций Фонда и затрагивают самые разные жанры: прикладное искусство, живопись, фотографию, дизайн и пр. Около 20 передвижных экспозиций ежегодно выставляются в более чем 100 музеях и культурных учреждениях.
В 2020 году одна из таких выставок - «Образы и материя. Японская печатная графика 1970-х гг.» - предстанет перед зрителями в Волгограде.
В выставочный проект вошло около 50 произведений печатной графики 1970-1980-х гг., выполненных в технике шелкографии, литографии, печати на металле и инталии. В России хорошо знают и любят классическую средневековую японскую гравюру, в настоящая выставка расскажет о переменах, которые происходили в жизни Японии и этом традиционном искусстве во второй половине ХХ века.
Зритель познакомится с творчеством четырнадцати художников, среди которых Тэцуя Нода, Косукэ Кимура, Акира Мацумото. Сатоси Сайто, Хидэки Кимура и Сакуми Хагивара, Дзиро Такамацу, Кацуро Ёсида, Кодзи Энокура, Сёити Ида, Тацуо Кавагути, Ли У Хван, Мицуо Кано и Аринори Итихара. Именно эти мастера определили развитие нового японского искусства последней четверти ХХ века.
Японское искусство чутко отреагировало на появление поп-арта, минимализма, концептуализма. 1970-е гг. стали эпохой расцвета японской гравюры, связанного с переходом к использованию в гравюре фотографических изображений. В то же время, именно в этот период в графике происходит изменение художественных средств, слово предоставляется самой материи, материалам, используемым при производстве гравюры - доске, бумаге, чернилам. Японская графика внесла свой вклад в формирование новых путей современного искусства.
Данная экспозиция состоит из двух частей: «Эпоха образа» и «Изображения материи». Первая часть выставки запечатлела ситуацию информационной избыточности, впервые ставшую силой, которая определяет жизнь человека в ХХ веке. С 1960-х и в 1970-е годы, благодаря росту производства и потребления, японцы стали больше фотографировать и печатать, во всех семьях появилось такое мощное медиа, как телевидение, общество оказалось переполненным изображениями. В этот период быстро распространялись новые техники печати, такие, как шелкография и офсет, позволявшие легко превращать фотоизображение в печатную графику. В этих условиях появилось большое количество произведений, в которых авторы использовали фотоизображения, превращая их с помощью фотолитографии в произведения печатной графики: они сформировали основное направление печатной графики. С целью подавления эмоциональной составляющей здесь убирался даже намек на участие человека в создании произведения, чем достигалось превращение образа в нейтральный носитель информации.
Вторая часть выставки называется «Изображение материи». С 1968 года и на протяжении всей первой половины 1970-х годов в Японии процветало новое художественное направление, характеризовавшееся использованием в произведениях естественных материалов, таких как камень и дерево, бумага и ткань, металлические пластины, или сочетаний этих материалов. В развитие этого направления создавались произведения, в которых участие человека в формировании образа сводилось к минимуму, а материалы – печатная форма, бумага, чернила – говорили сами за себя. Такие произведения расширяли само понятие искусства, печатной графики и создавали новые тенденции развития ее выразительных средств.