Волгоградский музей изобразительных искусств представляет своему зрителю выставку под названием «Изводы моды». Избыточный по своей репрезентативности материал включает более 150 произведений. Он сгруппирован в два блока: «Русская мода XVI-XIX веков» и «Западно-европейский костюм XVI-XIX вв.», представленный произведениями мастеров Нидерландов, Фландрии, Италии, Франции, Англии, Германии. Музей исследует произведения живописи и графики, хранящиеся в наших собственных фондах. Говоря о моде как социо-культурном феномене, мы опираемся на историю изобразительного искусства европейских стран и России XVI-XIX веков, касаемся истории создания произведений, особенностей биографии художников и их моделей.
Народное искусство функционального удобного костюма представлено на нашей выставке работами Н.Фешина, В.Маковского. Боярская Русь делается ближе и узнаваемее благодаря произведениям Мосолова, Шварца, Кившенко К.Лебедева. Время правления Александра I представлено разнообразными мундирами: военных мужей - А. Аракчеева, П.Нахимова, кавалергарда декабриста И.Анненкова; мундирами государственных деятелей - сенатора Кампенгаузена, исследователя Ребиндера. Моду пушкинского времени фиксируют портреты кисти П.Соколова, А.Варнека, В.Тропинина, И.Лебедева. Венчает линию русского костюма наша знаменитая «Неизвестная дама в черном» К.Маковского. Впервые наш музей показывает популярные литографии из книги под названием «Сцены из народной жизни» Рудольфа Жуковского. Эта антикварное полиграфическое произведение впервые разобрано на листы, отреставрировано и часть жанровых гравюр 1843 года стали временно доступными. Впрочем, после нашей выставки их снова соберут в книгу.
Первенство в возникновении модных тенденций с середины XIV века переходит от одной страны к другой. С XV века законодатель мод – Италия, которая стала ведущим производителем тканей – шелк, сатин, вельвет, брокард. Крупнейшие ренессансные художники – Челлини, Вечеллио расписывают великолепные текстили, создают узоры для кружев и ювелирных украшений (Литография С.Мотта «Лоренцо Медичи», «Портрет Джованни Болонья, скульптора»). В XVI веке в европейской моде доминирует испанский стиль. Именно в Испании возникает каркасный костюм. Испанский силуэт, массивный и жесткий, украшен фрезой – белым жестким рюшем. Черное с фрезой одеяние, изобретенное и возлюбленное в Испании XIV-XV века с удовольствием воспринимает Фландрия XVII века (Рубенс «Сад любви», «Дети» Ван Дейк «Портрет графини Э.Бедфорд, «Портрет Адриана Сталбемта»), Нидерланды (Терборх, Слингеланд, Метсю). Французский королевский двор по-своему перерабатывает испанскую моду, делая формы более мягкими, а цветовое решение более ярким (гравюра Н.Дюпюи «Портрет Шарля Франсуа Поля ле Норман де Турнем»). Франция достигает доминирующего положения во время правления Людовика XIV. Целая группа известнейших людей этого времени предстает на картине Н.Монсио «Мольер читает «Тартюф» в салоне Нинон де Ланкло». С XVII французское влияние на искусство моды становится неизменным. (На нашей афише демонстрируется произведение французского художника английского происхождения Шаплена – «Первые розы» (1857). В Англии одежда символизировала идеологическое различие, существовавшее между роялистской знатью, представители которой пышно одевались, и их политическими оппонентами – скромными пуританами. В конце XVIII века возникшая в Англии мода на одноцветный простой стиль одежды – демократичный и естественный, сделала именно Англию законодательницей моды. В моде XIX века неоспорим приоритет Великобритании.
Изводы моды прошлого с удовольствием используются и современными модельерами, даря бесконечный и радостный поток ассоциаций, нового взгляда, добавляя элементы игровой творческой комбинаторики. Ведь «Мода – это игра, в которую нужно играть всерьёз».