К перекрестному году России и Вьетнама, приуроченному к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Вьетнамом и 25-летию подписания межгосударственного договора о дружественных отношениях, Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова представляет виртуальную выставку «Вьетнамская рапсодия».
Проект включает 16 произведений живописи, графики и скульптуры из фондов ВМИИ, выполненных российскими и вьетнамскими художниками во время обменных творческих командировок в рамках культурного сотрудничества двух стран. В экспозицию вошли работы художников разных поколений, как широко известных, так и новых для нашего зрителя.
Выставка дает возможность познакомиться с произведениями выдающегося российского графика, Народного художника СССР Николая Афанасьевича Пономарева (1918-1997). Он родился в 1918 г. в городе Александровск-Грушевский (ныне г.Шахты, Ростовская область). В 1940–1950 гк. учился в МГХИ им. Сурикова у знаменитых мастеров А.А.Осмёркина и П.Я.Павлинова. С 1949 г. преподавал там же, начиная с 1963 г. в качестве профессора. Н.Пономарев вел большую организационную работу: в 1973 г. он был избран действительным членом АХ СССР, в 1992–1997 гг. был президентом РАХ, в 1971–1988 гг. являлся председателем правления Союза художников СССР. Художник был страстным путешественником, его работы запечатлели великое разнообразие природы и жизненных укладов современного мира.
История Вьетнама в ХХ веке отличается драматизмом, с XIX века он входил в колониальную империю Франции и обрел национальную независимость только в 1945 г. До 1954 г. продолжалась первая война Сопротивления, вобравшая мощное партизанское движение за национальную свободу. Уже в середине 1950-х гг. из СССР во Вьетнам были направлены специалисты, чтобы помочь наладить культурную жизнь. В 1956-1957 гг. с группой художников был направлен во Вьетнам Н.А.Пономарев. Итогом этой творческой командировки стало создание серии «Северный Вьетнам». Три живописных этюда из этой серии вошли в нынешнюю выставку. Для мастера характерны ясность композиции, выразительная ритмика цветовых решений, поэтическое восприятие природы и повседневной жизни людей. Работы передают ощущение энергичного ритма возрождающейся страны.
К сожалению, мирная жизнь во Вьетнаме длилась недолго. Страшная война, развязанная США продолжалась еще десять лет (1964-1974) и завершилась победой Вьетнама. Сразу после окончания военных действий вьетнамский народ приступил к восстановлению разрушенной страны. Возобновились экономические, культурные связи между Вьетнамом и Россией, были восстановлены творческие обмены.
В 1975 г. в Волгограде пребывала вьетнамская делегация, в составе которой находились и художники. Для вьетнамских друзей были организованы встречи с волгоградскими художниками, посещение творческих мастерских. Общение с вьетнамскими коллегами вдохновило известного волгоградского скульптора Роберта Харитонова на создание работы «Вьетнамский скульптор», хранящейся в коллекции ВМИИ.
Роберт Петрович Харитонов (1940-1997) родился в Сталинграде в 1940 г. Окончил скульптурное отделение Саратовского художественного училища им. А.П.Боголюбова, затем Московское высшее художественно-промышленное училище. Многие его монументы стали важнейшими образными доминантами нашего города (памятник Паникахе, 1975). Своей работой Харитонов не стремится передать сходство с конкретным человеком, но создает обобщенный образ художника, пережившего утраты друзей и родных в той войне. Фигура устремлена ввысь, правая рука прижата к груди. Это мольба о том, чтобы больше никогда не повторились те ужасы, которые выпали на долю вьетнамского народа, беспощадная война, унесшая миллионы жизней. Это мольба о мире на земле.
В 1978 г. Комитетом Защиты мира была организована творческая поездка во Вьетнам талантливого волгоградского и волжского художника Г.В.Черноскутова. Геннадий Васильевич Черноскутов (1933-2003) - Заслуженный художник РСФСР. Он родился в 1933 г. в г.Фергане Узбекской ССР. В 1953 г. окончил Свердловское художественное училище, в 1953-1959 гг. учился в Ленинградском высшем художественном училище им. В.Н.Мухиной. В 1962 г. художник переехал в Волгоград, с 1964 г. жил и работал в г.Волжском. Он получил известность как мастер-монументалист, его яркие мозаики и рельефы стали неотъемлемой частью городской среды Волжского. С 1980-1992 г. Геннадий Васильевич был членом Комиссии по монументальному искусству СССР, членом Правления Союза художников РСФСР и СССР.
Путешествуя по Вьетнаму, Черноскутов делал множество зарисовок и этюдов. Еще была свежа память о войне, оставившей множество незаживающих ран, но активно шло возрождение разрушенной страны. Все это нашло отражение в его работах. Поездка впечатлила художника, по возвращении домой он целый год трудился над созданием серии картин, посвященной Вьетнаму.
В 1979 г. в ВМИИ была открыта персональная выставка Г.В.Черноскутова «Вьетнам борется, Вьетнам побеждает». В экспозиции было представлено 40 живописных работ, выполненных в оригинальной технике: темпера на ДСП. Выставка имела большой успех и в дальнейшем была показана в Москве, Ленинграде, Риге и Минске.
В коллекции ВМИИ находятся семь работ Черноскутова из вьетнамской серии. В них отражается красота и уникальная культура страны Солнца и ярких цветов. Полотна демонстрируют жизнь людей в мирное время: улочки, заполненные людьми на велосипедах в традиционных головных уборах, яркую листву пальм, огромное старое дерево, много повидавшее на своем веку. Картины Черноскутова - яркие, жизнеутверждающие, вселяющие веру в силу жизни вьетнамского народа.
Современный Вьетнам на выставке представлен офортами Ти Нгуена. Молодой мастер родился 1992 г. в городе Хошимине, получил степень бакалавра изящных искусств в Университете изобразительных искусств. Он активно участвует во всех международных проектах, представляющих печатную графику. Ти Нгуен является лауреатом Международной биеннале современной графики (Яссы, Румыния, 2017). Его работы заняли второе место на международном фестивале «Vita-Art-Time», проходившем в Волгограде в 2018 г. и пополнили коллекцию нашего музея. Сложная техника офорта, требующая точности в нанесении коротких и глубоких штрихов на металлической доске, покрытой специальным лаком, служащей матрицей для оттиска, позволяет создать богатство тона, передать сложные эмоции. Офорт «Железная дорога» по цветовой гамме близок к сепии, он раскрывает новые грани природы и ландшафта современного Вьетнама. Художник не случайно обращается к традиционно европейской технике гравюры. Начиная с ХХ столетия, художники Вьетнама постепенно встраивались в европейское искусство, осваивали новые для себя технологии и принципы, чтобы по-новому раскрыть особенности традиционной культуры своей страны. Молодое поколение авторов, окончивших национальную Академию художеств, сумело занять свою нишу в мировом сообществе графиков. Их работы находятся в коллекциях музеев галерей и частных собраниях. Художник Ти Нгуен, виртуозно владеющий техникой офорта, умело передает красоту ландшафта. С психологической достоверностью он запечатлевает облик современных жителей своей страны («Пассажир»).
Особое место в ряду других экспонатов выставки занимает свиток «Белая цапля», выполненный неизвестным художником в середине ХХ века в древней традиционной технике. Свиток, как символ тонкой до конца не разгаданной культуры Вьетнама, немногословно отражает ее дух. История неоднократно бросала вызов этому народу, не раз ему приходилось делать выбор между европейскими ценностями и традиционными. Однако искусство Вьетнама сумело выстоять, сохранить свое лицо, расправить крылья – такие же красивые и изящные, как белая цапля на свитке.