Выставка «ВЕКТОР ВАЛЕТА» является частью программы, приуроченной к 140-летию со дня рождения Ильи Ивановича Машкова. На ней представлено более 150 произведений, созданных Машковым, его товарищами по художественному объединению «Бубновый валет», а также их учениками и последователями.
Выставка реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. В нее входит мультимедийная инсталляция «Машков. Alive», которая погружает зрителя в мир живописи мастера. Фильм создан при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Фонда президентских грантов, а также субсидии на реализацию социально значимых проектов по приоритетным направлениям социальной политики Волгоградской области к юбилейной дате на основе произведений из трех крупнейших коллекций Машкова: Русского музея, ВМИИ и Третьяковской галереи.
Экспозиция дополнена архивными документами, воспоминаниями учеников, редкими фотографиями из фондов ВМИИ и частного собрания, представляемого зрителю впервые. Также впервые будут экспонироваться методические материалы студии Машкова из коллекции ВМИИ.
Коллекция работ художников круга «Бубнового валета», принадлежащая Волгоградскому музею изобразительных искусств им. И.И.Машкова - одна из самых крупных среди региональных собраний. В нее входят как произведения мастеров, составивших ядро объединения: И.И.Машкова, П.П.Кончаловского, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, А.В.Куприна, А.А.Осмеркина, - так и художников, значимых для рождения общества (Д.Д.Бурлюка, М.Ф.Ларионова, А.В.Шевченко), а также его участников и экспонентов (М.С.Родионова, Н.А.Удальцовой, Г.М.Шегаля, А.В.Фонвизина).
В проект вошли шедевры, ставшие «визитной карточкой» музея, такие как «Портрет художника А.И.Мильмана», «Советские хлебы» И.Машкова, «Портрет историка Н.А.Гейнике» П.Кончаловского, «Павлины» М.Ларионова.
«Бубновый валет» (1910-1917) сыграл важную роль в развитии отечественного искусства. Он стал первой модернистской группировкой в нашей стране, знакомившей с открытиями современного европейского модернизма и сценой, на которой заявили о себе главные фигуры русского авангарда. Именно «Бубновый валет» сумел породнить идеи Сезанна, Пикассо, Матисса с русским изобразительным фольклором.
В то же время о мастерах «Бубнового валета» уже в конце 1910-х годов стали говорить как о «хранителях живописной традиции», своеобразной «школе, богатой потомством», которая в эпоху потрясения основ бытия сумела сохранить представления о высоком художественном профессионализме. Все бубнововалетцы активно преподавали, осознавая свою ответственность как хранители ценного знания и стремясь «выковать достойное звено для великой цепи искусства». Они сохраняли творческую и дружескую общность и за пределами существования объединения, во-многом, благодаря совместной педагогической работе во Вхутемасе- Вхутеине.
В преподавании «валеты» выработали своеобразную и действенную систему приемов, неотделимую от их творчества. В основе ее лежали романтические идеи высокого служения искусству, стремление выразить возможностями масляной краски все богатство жизненных впечатлений, глубокое знание технологий, уважение к классическому наследию. Они нашли ответ на вопрос, как быть современным и при этом оставаться Мастером с большой буквы.
Волгоградский музей изобразительных искусств целенаправленно собирал произведения учеников бубнововалетцев. В блок экспозиции, посвященный им, вошли работы 37 авторов. Среди них О.Соколова, А.Гончаров, А.Лабас, М.Кончаловский, В.Фальк, П.Соколов-Скаля, Н.Трошин, Н.Ромадин, М.Фейгин, Я.Ромас, Е.Зернова, И.Маримонт, С.Чуйков, Ф.Глебов и др.
Выставка впервые представляет «Бубновый валет» и его «школу» как яркое и развивающееся во времени явление отечественного искусства.
Весь круг учеников и последователей «русских сезаннистов» еще предстоит выявить, ведь, по словам Машкова, только через его студию за время 40-летней педагогической практики прошло более двух тысяч учеников. Среди его студийцев были Р.Фальк и А.Осмеркин, которые также стали членами объединения и наставниками для многих художников. Учениками Осмеркина были яркие мастера 1950-1970-х гг. Е.Моисеенко, А.Никич, Г.Савинов и др.
Обращение к принципам «Бубнового валета» стало импульсом к обновлению языка советского искусства в 1960-е годы, что нашло воплощение в творчестве создателей «сурового стиля» Н.Андронова и В.Иванова. Бубнововалетская традиция оказалось жизнеспособной, различимой и сегодня, что говорит о значимости заложенных в ней смыслов.
Воспоминания учеников о своих педагогах наполнены искренней любовью и благодарностью. Они воспроизводят особенную атмосферу их мастерских, которая и была главным воспитывающим фактором - исполненную энтузиазма, воодушевления, требовательную и взращивающую индивидуальность.
К «внукам» и «правнукам» «валетов» можно отнести современного художника Б.Касаткина, волгоградских живописцев П.Шардакова, А.Денисова, А.Выстропова, С.Крылова, Г.Вяткина, П.Зверховского.
Ученики мастеров «Бубнового валета» не составили организационного целого, каждый из них нашел в искусстве свой неповторимый путь. Само их различие подтверждает, что «школа валетов» не навязывала готовых схем, заменяющих живое общение с натурой, но закладывала важнейшие для художника качества: способность к сложному, неравнодушному переживанию жизни, серьезный и исполненный энтузиазма подход к ремеслу, процессу живописи. Их высшая ценность - способность воссоздать живописными средствами мир живой и всякий раз новый, уловить саму ткань живого, способность свободно и точно выражать свое неповторимое чувствование мира. При всей несхожести, ученики и ученики учеников «валетов» сохраняют нечто общее: активное и жадное отношение к натуре, к творчеству, утонченную колористическую культуру.
В ходе работы выставки состоятся лекции, экскурсии, интерактивные занятия.