«Век реализма» | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
05.03.2020 - 31.12.2020
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Век реализма»

Год 60-летия со времени своего основания музей открывает выставкой «Век реализма». Экспозиция объединяет более 60 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных русскими художниками  XIX века.

Среди них есть работы, практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В.Тропинин «Женский портрет», К.Маковский «Портрет неизвестной в черном платье», И.Айвазовский «Штиль на море»). В то же время, здесь есть и произведения, долгое время остававшиеся недоступными для зрительской аудитории (А.Обер «Белый медведь», С.Судьбинин «Портрет рыбака»; С.Милорадович «Пейзаж», М.Нестеров «До государя челобитчики»). Проект представляет интерес для ценителей классического искусства тех, кто хочет познакомиться с главными именами и жизненными вехами русского искусства.

В.Поленов и В.Воробьев, И.Хруцкий и Л.Соломаткин, Г.Сорока и А.Куинджи: при всей непохожести судеб, их искусство объединяет особый знак времени - устремленность к реальности, отражению жизни в различных ее проявлениях. Даже самые скромные из работ, авторы которых остаются неизвестными, свидетельствуют о значительности рывка к новым измерениям жизни, сделанного 200 лет назад. Экспозиция обращает зрителя к важнейшему процессу революционной ломки представлений о назначении искусства и красоте, происходившем в нашей стране в течение XIX столетия.

Открытием стало повседневное, никогда прежде не входившее в сферу интересов искусства, занятого созданием великой, более значительной версии реальности. В произведениях, представленных на выставке зафиксированы облик русской природы, наружность современников, их неповторимые человеческие судьбы, обычаи и нравы, праздники и повседневные занятия, в которых может и не быть ничего героического или великого.

Работы, представленные на выставке, демонстрируют различные ипостаси реализма, сменявшие друг друга. В крайне упрощенном виде траекторию искусства можно обозначить как путь от классицизма к романтизму, а от романтизма- к реализму. Завершает этот пестрый этап импрессионизм, «останавливающий мгновение» ((П.Петровичев «Ледоход на Волге близ Ярославля», К.Горбатов «Струги. Великий Новгород»).

Идеей, объединяющей и возвышающей искусство этого времени становится осознание ценности личности. Портрет этого времени отличается социальной определенностью и углубленным психологизмом. Он запечатлел представителей всех сословий: дворян, мещан, представителей новой демократической интеллигенции, крестьян.

С Академией Художеств оказалась связана вся жизнь одного из лучших мастеров этого жанра начала XIX века, прекрасного физиогномиста А.Г.Варнека, автора «Портрета Тучниной». Зарождение новой, московской линии развития русского искусства связано с творчеством В.А.Тропинина. «Женский портрет» был написан мастером в Москве 1844 г., вскоре после его освобождения от крепостной зависимости.

Портрет середины века представлен работами И.Ф.Лебедева, а также учеников А.Г.Венецианова С.К.Зарянко и В.Г.Сороки. Их отличает особая тщательность воспроизведения деталей, элементов интерьера, где каждая вещь обладает собственной значимостью и создает атмосферу комфорта и уюта.

Поворот к демократическим сюжетам, к жизни народа отражен в живописных произведениях А.А.Красносельского, Л.И.Соломаткина. Теснейшая связь искусства с социальными процессами  определит облик искусства второй половины XIX века.

 «Завоевание» окружающей реальности определило развитие культуры второй половины века. Демократический реализм «возвращал искусство народу», создавал произведения о жизни простого человека и адресовало их ему. Центром притяжения новых художественных сил стало «Товарищество передвижных художественных выставок». Братья К.Е. и В.Е.Маковские, В.И.Якоби творчество которых представлено в Волгоградском собрании, входили в число организаторов этого общества. Искусство понималось передвижниками как средство оздоровления общества, важнейшими задачами стали изучение народной жизни, поиск реалистических методов  для запечатления национального пейзажа, сцен повседневной жизни.

Насущной потребностью становится «хождение в народ», изучение русской провинции, природы, жизни простого народа и поиски нового, свободного, современного языка для обновленного содержания. Исследование до той поры «целинных» пластов действительности начиналось с накапливания наблюдений над новым жизненным материалом. На первых порах создавались произведения, далекие от обобщения. Жадный интерес к повседневности, материальности был связан и с распространением влияния философии позитивизма, натурализма. В 1870-е гг. ведущую роль в работе передвижников играл бытовой жанр, ориентированный на этнографическую точность, что демонстрируют работа Владимира Маковского «Девушка с ягодами», как и работа Николая Маковского «Пряха». Интерес к народным типажам, событийной стороне становится знаком времени и проникает во все виды искусства.

Понимание человека как части материального мира требовало развития скрупулезности письма, точности деталей. За отказом от установок Академии художеств на непременное создание прекрасного, превосходящего действительность, за вытеснением картин на легендарно-исторические темы стоял масштабный процесс демонтажа прежних иерархий и ценностей. Намеренное избегание яркости цвета, монохромность работ «новой школы», напоминающая фотографию, была связана с пониманием правдивости как документализма.

Высочайших успехов достиг в искусстве передвижников психологический портрет, в первую очередь камерный, запечатлевающий облик представителей «новой» интеллигенции. Прекрасным образцом его является «Женский портрет», бережно воссоздающий приметы внутренней жизни и строгого облика героини.

Метод критического реализма был основан на постоянном наблюдении, подробном и точном рисунке (В.Поленов «Болгарское селение, И.Шишкин). Востребованным оказывается искусство все более идеалогизированное. Жизненность для передвижников уже определяется вниманием к психологизму, необходимым видится выражение отношения художника к жизни. Принципиально важным для передвижников было обращение к острым социальным проблемам. Произведение В.Е.Маковского «Осужденный» является вариантом картины, находящейся в Русском музее. Влияние литературы изменило и облик русской скульптуры второй половины 19 века, что демонстрирует многофигурные жанровые композиции Е.А. Лансере «Возвращение с охоты», И.Гинзбурга «В бане».

Стремление видеть в первую очередь красоту и поэзию жизни обнаруживает  творчество поздних передвижников, из которого постепенно уходит критический, социальный пафос. Этот пласт искусства представлен в коллекции пейзажами: Н.К.Пимоненко «Жатва на Украине», И.Е.Крачковского «Жатва при вечернем освещении», Ю.Ю.Клевера «Зимний пейзаж».

В коллекцию Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И.Машкова входят редкие, уникальные произведения как самых известных мастеров, так и художников, порой незаслуженно обойденных вниманием. Вместе они создают свою неповторимую версию развития искусства.

Неизвестный художник.<br>Мужской портрет.<br>Начало XIX века.<br>Холст, масло. 59,0х49,0 см.
Неизвестный художник.
Мужской портрет.
Начало XIX века.
Холст, масло. 59,0х49,0 см.
Неизвестный художник.<br>Портрет неизвестного.<br>1820-е.<br>Холст, масло. 80,0х66,0 см.
Неизвестный художник.
Портрет неизвестного.
1820-е.
Холст, масло. 80,0х66,0 см.
Варнек Александр Григорьевич (1782 - 1843).<br>Портрет Н.Тучниновой.<br>1827.<br>Холст, масло. 63,0х49,5 см.
Варнек Александр Григорьевич (1782 - 1843).
Портрет Н.Тучниновой.
1827.
Холст, масло. 63,0х49,5 см.
Тропинин Василий Андреевич (1776 - 1857).<br>Женский портрет.<br>1844.<br>Холст, масло. 72,5х60,0 см.
Тропинин Василий Андреевич (1776 - 1857).
Женский портрет.
1844.
Холст, масло. 72,5х60,0 см.
Неизвестный художник.<br>Натурщик на фоне моря, лежащий в позе Прометея.<br>Середина XIX века.<br>Холст, масло. 150,0х195,0 см.
Неизвестный художник.
Натурщик на фоне моря, лежащий в позе Прометея.
Середина XIX века.
Холст, масло. 150,0х195,0 см.
Брюллов Карл Павлович (1799 - 1852).<br>Пери и ангел.<br>1839-1843.<br>Холст, масло. 123,0х141,5 см.
Брюллов Карл Павлович (1799 - 1852).
Пери и ангел.
1839-1843.
Холст, масло. 123,0х141,5 см.
Воробьев Максим Никифорович (1787 - 1855).<br>Иерусалим.<br>1849<br>Холст, масло. 83,0х133,0 см.
Воробьев Максим Никифорович (1787 - 1855).
Иерусалим.
1849
Холст, масло. 83,0х133,0 см.
Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900).<br>Вечер на море.<br>1871.<br>Холст, масло. 68,0х57,0 см.
Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900).
Вечер на море.
1871.
Холст, масло. 68,0х57,0 см.
Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900).<br>Штиль на море.<br>1876.<br>Холст, масло. 48,0х64,0 см.
Айвазовский Иван Константинович (1817 - 1900).
Штиль на море.
1876.
Холст, масло. 48,0х64,0 см.
Чернецов Никанор Григорьевич (1805 - 1879).<br>Вид на Гори.<br>1833.<br>Холст, масло. 60,0х84,0 см.
Чернецов Никанор Григорьевич (1805 - 1879).
Вид на Гори.
1833.
Холст, масло. 60,0х84,0 см.
Хруцкий Иван Фомич (1810 - 1895).<br>Натюрморт со свечой.<br>1839.<br>Холст, масло. 66,5х88,5 см.
Хруцкий Иван Фомич (1810 - 1895).
Натюрморт со свечой.
1839.
Холст, масло. 66,5х88,5 см.
Сорока Григорий Васильевич (1823 - 1864).<br>Портрет женщины с ребенком.<br>1851.<br>Холст, масло. 41,5х34,0 см.
Сорока Григорий Васильевич (1823 - 1864).
Портрет женщины с ребенком.
1851.
Холст, масло. 41,5х34,0 см.
Лебедев Иван Федорович.<br>Портрет казначея Академии художеств Н.С.Образцова.<br>1850.<br>Холст, масло. 81,0х65,0 см.
Лебедев Иван Федорович.
Портрет казначея Академии художеств Н.С.Образцова.
1850.
Холст, масло. 81,0х65,0 см.
Зарянко Сергей Константинович (1818 - 1870).<br>Портрет Ю.М.Грейг.<br>1840-е.<br>Холст, масло. 100,0х77,0 см.
Зарянко Сергей Константинович (1818 - 1870).
Портрет Ю.М.Грейг.
1840-е.
Холст, масло. 100,0х77,0 см.
Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883).<br>Вечеринка у приказчика (В раме).<br>1850-е.<br>Холст, масло. 48,0х60,0 см.
Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883).
Вечеринка у приказчика (В раме).
1850-е.
Холст, масло. 48,0х60,0 см.
Филиппов Константин Николаевич (1830 - 1878).<br>Бегство болгар с Дуная.<br>1865.<br>Холст, масло. 257,0х440,0 см.
Филиппов Константин Николаевич (1830 - 1878).
Бегство болгар с Дуная.
1865.
Холст, масло. 257,0х440,0 см.
Красносельский Александр Андреевич (1830-е - 1875).<br>Сбор недоимок.<br>1869.<br>Холст, масло. 51,5х62,5 см.
Красносельский Александр Андреевич (1830-е - 1875).
Сбор недоимок.
1869.
Холст, масло. 51,5х62,5 см.
Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898).<br>Осенний лес.<br>1876.<br>Холст, масло. 30,5х45,0 см.
Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898).
Осенний лес.
1876.
Холст, масло. 30,5х45,0 см.
Неизвестный художник.<br>Ильмы.<br>Середина - вторая половина XIX века.<br>Бумага, картон, масло. 52,2х43,2 см.
Неизвестный художник.
Ильмы.
Середина - вторая половина XIX века.
Бумага, картон, масло. 52,2х43,2 см.
Маковский Николай Егорович (1842 - 1886).<br>Пряхи.<br>1870-1880-е.<br>Холст, масло. 60,2х43,5 см.
Маковский Николай Егорович (1842 - 1886).
Пряхи.
1870-1880-е.
Холст, масло. 60,2х43,5 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).<br>Девушка-украинка.<br>1880-е.<br>Холст, масло. 53,0х39,5 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).
Девушка-украинка.
1880-е.
Холст, масло. 53,0х39,5 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).<br>Девушка с ягодами.<br>1873<br>Холст, масло. 68,0х45,5 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).
Девушка с ягодами.
1873
Холст, масло. 68,0х45,5 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).<br>Украинский пейзаж.<br>1883.<br>Дерево, масло. 26,5х42,0 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).
Украинский пейзаж.
1883.
Дерево, масло. 26,5х42,0 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).<br>Осужденный.<br>1879-1890.<br>Холст, масло. 70,0х86,0 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 - 1920).
Осужденный.
1879-1890.
Холст, масло. 70,0х86,0 см.
Неизвестный художник.<br>Женский портрет.<br>1870-е.<br>Холст, масло. 70,5х58,5 см.
Неизвестный художник.
Женский портрет.
1870-е.
Холст, масло. 70,5х58,5 см.
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927).<br>Болгарское селение.<br>1880.<br>Холст, масло. 54,0х106,5 см.
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927).
Болгарское селение.
1880.
Холст, масло. 54,0х106,5 см.
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927).<br>Козья засека.<br>1880-е.<br>Холст на картоне, масло. 11,5х28,5 см.
Поленов Василий Дмитриевич (1844 - 1927).
Козья засека.
1880-е.
Холст на картоне, масло. 11,5х28,5 см.
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915).<br>Портрет композитора Ц.А.Кюи.<br>1880-1890-е.<br>Холст, масло. 75,0х60,0 см.
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915).
Портрет композитора Ц.А.Кюи.
1880-1890-е.
Холст, масло. 75,0х60,0 см.
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915).<br>Портрет молодой женщины в красном платье.<br>1880-1890-е.<br>Холст, масло. 81,0х67,0 см.
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915).
Портрет молодой женщины в красном платье.
1880-1890-е.
Холст, масло. 81,0х67,0 см.
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915).<br>Портрет неизвестной в черном платье.<br>1885.<br>Холст, масло. 188,0х112,0 см.
Маковский Константин Егорович (1839 - 1915).
Портрет неизвестной в черном платье.
1885.
Холст, масло. 188,0х112,0 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 -1920).<br>Женский портрет. Татьяна.<br>1880<br>Холст, масло. 75,5х40,0 см.
Маковский Владимир Егорович (1846 -1920).
Женский портрет. Татьяна.
1880
Холст, масло. 75,5х40,0 см.
Якоби Валерий Иванович (1834 - 1902).<br>Женский портрет.<br>1870.<br>Холст, масло. 64,0х48,5 см.
Якоби Валерий Иванович (1834 - 1902).
Женский портрет.
1870.
Холст, масло. 64,0х48,5 см.
Лансере Евгений Александрович (1848 - 1886).<br>Возвращение с охоты.<br>Вторая половина XIX века.<br>Чугун. 28,0х39,5х39,5 см.
Лансере Евгений Александрович (1848 - 1886).
Возвращение с охоты.
Вторая половина XIX века.
Чугун. 28,0х39,5х39,5 см.
Клодт Петр Карлович (1805 - 1867).<br>Павшая лошадь и волк.<br>1890.<br>Чугун. 16х34х36 см.
Клодт Петр Карлович (1805 - 1867).
Павшая лошадь и волк.
1890.
Чугун. 16х34х36 см.
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868 - 1945).<br>Деревенские друзья.<br>1913.<br>Холст, масло. 133х154 см.
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868 - 1945).
Деревенские друзья.
1913.
Холст, масло. 133х154 см.
Гинзбург Илья Яковлевич (1859 - 1939).<br>В бане.<br>Конец XIX  века.<br>Бронза, дерево. 68,0х49,5х35,0 см.
Гинзбург Илья Яковлевич (1859 - 1939).
В бане.
Конец XIX века.
Бронза, дерево. 68,0х49,5х35,0 см.
Клевер Юлий Юльевич (1850 - 1924).<br>Зима. Вечер.<br>1895.<br>Холст, масло. 67,0х98,0 см.
Клевер Юлий Юльевич (1850 - 1924).
Зима. Вечер.
1895.
Холст, масло. 67,0х98,0 см.
Малявин Филипп Андреевич (1869 -1940).<br>Портрет старухи.<br>Конец 1890-х.<br>Холст, масло. 71,0х87,5 см.
Малявин Филипп Андреевич (1869 -1940).
Портрет старухи.
Конец 1890-х.
Холст, масло. 71,0х87,5 см.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942).<br>До государя челобитчики.<br>1886.<br>Холст, масло. 213,0х182,0 см.
Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942).
До государя челобитчики.
1886.
Холст, масло. 213,0х182,0 см.
Крачковский Иосиф Евстафьевич (1854 - 1914).<br>Жатва при вечернем освещении.<br>1884.<br>Холст, масло. 60,0х116,0 см.
Крачковский Иосиф Евстафьевич (1854 - 1914).
Жатва при вечернем освещении.
1884.
Холст, масло. 60,0х116,0 см.
Пимоненко Николай Корнилович (1862 - 1912).<br>Жатва на Украине.<br>1896.<br>Холст, масло. 87,0х140,0 см.
Пимоненко Николай Корнилович (1862 - 1912).
Жатва на Украине.
1896.
Холст, масло. 87,0х140,0 см.
Вещилов Константин Александрович (1877 - 1937).<br>Базар в Севастополе.<br>1916.<br>Холст, масло. 53,0х76,0 см.
Вещилов Константин Александрович (1877 - 1937).
Базар в Севастополе.
1916.
Холст, масло. 53,0х76,0 см.
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869 - 1938).<br>Рабочие в ожидании парохода на Волжской пристани.<br>1888.<br>Холст, масло. 66,0х82,0 см.
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869 - 1938).
Рабочие в ожидании парохода на Волжской пристани.
1888.
Холст, масло. 66,0х82,0 см.
Рерих Николай Константинович (1874 - 1947).<br>Закат.<br>Начало XX века.<br>Холст на картоне, масло. 47,0х35,5 см.
Рерих Николай Константинович (1874 - 1947).
Закат.
Начало XX века.
Холст на картоне, масло. 47,0х35,5 см.
Судьбинин Серафим Николаевич (1867 - 1944).<br>Портрет рыбака.<br>1903.<br>Бронза. 53х57х27 см.
Судьбинин Серафим Николаевич (1867 - 1944).
Портрет рыбака.
1903.
Бронза. 53х57х27 см.
Горбатов Константин Иванович (1876 - 1945).<br>Струги. Великий Новгород.<br>1912<br>Холст, масло. 148,0х204,0 см.
Горбатов Константин Иванович (1876 - 1945).
Струги. Великий Новгород.
1912
Холст, масло. 148,0х204,0 см.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1852 - 1943).<br>Пейзаж.<br>1907.<br>Картон, масло. 12,0х19,0 см.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1852 - 1943).
Пейзаж.
1907.
Картон, масло. 12,0х19,0 см.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1852 - 1943).<br>Пейзаж.<br>1907.<br>Картон, масло. 11,5х19,0 см.
Милорадович Сергей Дмитриевич (1852 - 1943).
Пейзаж.
1907.
Картон, масло. 11,5х19,0 см.
Степанов Алексей Степанович (1858 - 1923).<br>Ранняя весна.<br>После 1894.<br>Холст на картоне, масло. 41,0х59,0 см.
Степанов Алексей Степанович (1858 - 1923).
Ранняя весна.
После 1894.
Холст на картоне, масло. 41,0х59,0 см.
Жуковский Станислав Юлианович (1873 - 1944).<br>Пробуждение природы.<br>1898.<br>Холст, масло. 41,0х60,5 см.
Жуковский Станислав Юлианович (1873 - 1944).
Пробуждение природы.
1898.
Холст, масло. 41,0х60,5 см.
Туржанский Леонард Викторович (1875 - 1945).<br>Теплый вечер. Исток.<br>1912.<br>Картон, масло. 12,0х29,5 см.
Туржанский Леонард Викторович (1875 - 1945).
Теплый вечер. Исток.
1912.
Картон, масло. 12,0х29,5 см.
Петровичев Петр Иванович (1874 (1879?)-1947).<br>Ледоход на Волге близ Ярославля.<br>1912.<br>Холст на картоне, масло. 28,0х69,5 см.
Петровичев Петр Иванович (1874 (1879?)-1947).
Ледоход на Волге близ Ярославля.
1912.
Холст на картоне, масло. 28,0х69,5 см.
Куинджи Архип Иванович (1842 - 1910).<br>Море.<br>1885-1890-е.<br>Картон, масло. 11,0х17,5 см.
Куинджи Архип Иванович (1842 - 1910).
Море.
1885-1890-е.
Картон, масло. 11,0х17,5 см.
Куинджи Архип Иванович (1842 - 1910).<br>Лес в полдень.<br>1898-1908.<br>Картон, масло. 11,0х17,0 см.
Куинджи Архип Иванович (1842 - 1910).
Лес в полдень.
1898-1908.
Картон, масло. 11,0х17,0 см.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО