Украшением коллекции Волгоградского музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова являются скульптурные и графические произведения основоположника отечественного анималистического жанра, одного из лучших анималистов всех времен Василия Алексеевича Ватагина (1884-1969).
Деревянные скульптуры: «Гриф» (1956) и «Обезьянка» (1950-е) - были переданы при формировании музея из Дирекции художественных фондов и панорам. Три рисунка были подарены коллекционером в 1986 году.
Василий Ватагин принципиальным образом изменил отношение к изображению животных. Его образы невозможно перепутать с работами иных авторов. Он не снабжает животное человеческими свойствами, но находит эквивалент его характера. Ведь животные - не наше отражение, это иной мир, при этом не менее сложный и интересный. Для Ватагина каждое живое существо - неповторимая сложно понимаемая личность, оттого его излюбленный жанр - звериный портрет. Он вводит в искусство понятие психологии животных.
Это редкий пример художника, который пришел в искусство через науку. За его плечами было естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, ученая степень кандидата наук. В то же время он с детства рисовал- сначала в студии Н.Мартынова, потом под руководством К.Юона. Еще в студенческие годы Василий Ватагин стал рисовать зоогеографические таблицы, помогая своему научному руководителю.
Жадный интерес к природе соседствовал со страстью к искусству. Ватагин был знатоком классического искусства, огромное впечатление произвела на него пластика Древнего Египта, Греции, Месопотамии, Индии. Первые скульптурные произведения, созданные в 1909 г. несли след воздействия этих прообразов. Многочисленные поездки по миру, работа в зоопарках, где он собирал материал для изданий, сопровождались постоянными штудиями с натуры. После окончания университета Ватагин работал научным сотрудником в Дарвиновском музее, Зоологическом музее МГУ, где его художественные способности нашли широкое применение в оформлении экспозиций.
Глубокая, истинная культура и фундаментальное знание натуры: анатомии, повадок, характеров животных - породили в его душе благоговейное отношение к живой природе, осознанию ее поразительного совершенства и сложности. «Я не перестаю изумляться перед неисчислимым разнообразием форм, всегда неожиданно новых, неповторимых, всегда прекрасных… Я не могу спокойно смотреть на богатство цвета и узоров, сверкающих на крыльях бабочек…. Как прекрасны переливы цвета на мехе зверей, на оперении птиц, на чешуе рыб или змей, на крыльях насекомых! Какая смелость и гармония сочетаний, какая роспись и узоры!» - признавался художник.
Работая серьезно и углубленно, Ватагин постепенно выработал ясный и выразительный художественный язык. Помимо дерева, он работал в мраморе, фаянсе, терракоте, майолике, кости, освоил литографию. Однако всем материалам он предпочитал дерево, увлекшись им в 1900-е гг. вслед за А.Голубкиной и С.Коненковым.
Со временем его почерк приобретает виртуозную свободу, не теряя точности. «Я всегда стремился возможно ближе передать эту красоту, никогда не возникало у меня желания изменить ее, художественный образ казался достаточным, если удавалось хотя бы приблизительно выразить красоту, присущую произведениям природы»,- писал Ватагин.
Первая персональная выставка Ватагина состоялась в 1909 г. в Москве. На равных с профессионалами он входил в Московское товарищество художников (1909-1924) и Общество русских скульпторов (1926–1932).
Необходимо отметить, что технике лепки и ваяния его никто не обучал, всю жизнь он учился самостоятельно. Приступая к блоку камня или дерева, он не делал подготовительных этюдов, не пользовался он и услугами рубщиков, помощников, целиком собственноручно выполняя всю работу.
Сегодня опыт В.А.Ватагина является опорой для анималистов. Он сформулировал основные принципы работы над образом животного. «Первое и самое главное условие- это особая заинтересованность животным миром, пристрастное любование им, любовь к нему, его формам, к моментам проявления его жизни. Второе условие- чувство животного, которое помогает найти в нем самое характерное и выразительное, самое привлекательное. Третье необходимое качество- знание животного, знание формы, строения, анатомии, жизни и повадок…»
На протяжении всей жизни в нем боролись зоолог и художник. Он работал в научной иллюстрации, требовавшей от него точного «научного» рисования, создавал рисунки для учебников и научных трудов, зоологические таблицы и атласы, делая их подлинно художественными.
Его творческие проявления были разнообразны: книжная иллюстрация, станковая и парковая скульптура. В Дарвиновском и Зоологическом музеях им было создано более 400 живописных панно и около 100 скульптур. С 1919 г. В.А.Ватагин много работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), был профессором Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш. Строгановского). В 1957 г. он опубликовал учебно-очерковую книгу «Изображение животного. Записки анималиста». Ему принадлежит теоретический труд «Образ животного в искусстве», посвященный анималистическому жанру в различных культурах.
Труд Ватагина получил признание, был отмечен званием Народного художника РСФСР (1964), он был действительным членом Академии художеств СССР (1957), лауреатом Сталинской премии третьей степени (1952).
Ватагин обладал «чувством зверя», как говорил он сам, помогающим ему творчески осмысливать мир живой природы. Скульптура Ватагина, обладая монументальностью, фиксирует неуловимые, мимолетные движения, мимику. Особенным богатством отличаются его образы обезьян, к которым он относился с подлинной нежностью и часто изображал. Скульптура «Обезьянка» из нашей коллекции создает образ терпеливого ожидания с оттенком усталости и разочарования. Достоинством и мощью исполнен образ грифа. Неизменно эффектными были его образы диких кошек- пластичных, царственных, умных, сильных. В каждой работе ощутимо уважение и сочувствие автора по отношению к животному.
Возможно, современники недооценивали значение явления Ватагина. Они видели в нем беспримерно скромного человека, в эпоху социальных катаклизмов погруженного в мир вечный. При этом то, делал Ватагин, можно назвать открытием, т.к. он впервые учил видеть и понимать средствами искусства то, что всегда было рядом.
Лишь сейчас становится очевидно, что мировоззрение Ватагина, сформированное им в годы угасания в обществе интереса к природе, стало его нравственно-этическим и эстетическим подвигом. Предвосхищая движение по сохранению окружающей среды, он не приемлет потребительский, бездумный, безответственный подход человека к природе, который в тот момент не осознавался обществом. «Как художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты…. Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на Земле. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации». В природе он видел образец совершенства и гармонии, раньше многих он обозначил нравственно-этические проблемы отношения к природе, актуальность которых возрастает с каждым днем.
«С глубоким чувством изумления, уважения и любви смотрю я на мир животных. Отвергнуть такое отношение может лишь тот, кто не знаком с этим миром, не обращал на него внимания».