Увидеть настоящее: Русский импрессионизм в XX веке | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
10.11.2022 - 15.01.2023
Выставочный зал (ул. им. маршала Чуйкова, д.37)

Увидеть настоящее: Русский импрессионизм в XX веке

Наша выставка посвящена «отношениям» импрессионизма с русским и советским искусством. В её состав вошло 75 произведений – живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство из фондов музея. Среди экспонентов – значимые мастера отечественного искусства: Константин Коровин, Леонард Туржанский, Филипп Малявин, Илья Машков, Сергей Герасимов, Владимир Стожаров, Евсей Моисеенко, Вячеслав Загонек, Владимир Юкин. Зритель также увидит и произведения известных волгоградских художников – Виктора Лосева, Алексея Бородина и Павла Шардакова. Это первая попытка проследить развитие русского импрессионизма на протяжении всего ХХ века на примере музейной коллекции. Экспозиция охватывает сто лет существования импрессионизма в России: один раздел посвящён мастерам русского искусства, другой – художникам второй половины двадцатого столетия, ставших классиками советского и российского искусства.

Сама формулировка «русский», тем более «советский импрессионизм», до настоящего времени вызывает дискуссии. В силу ряда исторических, социальных, национальных особенностей, история импрессионизма в России приняла особый вид. Его вхождение в русское искусство было медленным и трудным. Для культуры, выращенной на традиции художников-передвижников, он долгое время казался «искусством ради искусства», формальными поисками, лишёнными какой-либо социальной роли. Импрессионизм не приобрёл характера целостного движения, как это было во Франции. При всём этом его влияние на русское и советское искусство невозможно переоценить. Через импрессионизм прошли едва ли не все мастера XX века. Для одних он стал новым этапом творчества, «воротами» в современное, кто-то использовал его манеру и приёмы, чтобы обогатить свою живопись, для других – способом спасти собственный внутренний мир, индивидуальный язык в условиях официального искусства соцреализма.

Импрессионизм в России в начале ХХ века быстро менялся, смешивался с реализмом, символизмом и модерном. Хотя некоторые его черты мы видим уже в работах мастеров старшего поколения, наиболее ярко он себя проявил в 1890 – 1900-е годы. Во многом это было связано с деятельностью московского объединения «Союз русских художников». Разность их подходов поражает, что видно и на нашей выставке – от наполненных радостью и светом произведений главного русского импрессиониста Константина Коровина, до лирических пейзажей Станислава Жуковского и Витольда Бялыницкого-Бируля, тихих уральских деревень Леонарда Туржанского, декоративных натюрмортов Михаила Яковлева и полуфантастических видов древнерусских городов Константина Горбатова.

Импрессионизм в России приобрёл национальные черты. Художники не утратили связь с традициями русского искусства XIX века. Как и в предшествующую эпоху для многих мастеров важной остаётся социально-психологическая составляющая. Их интересуют не только живописные задачи, они стремятся не утратить содержательность самого образа. Если французский импрессионизм был порождён динамичной городской средой, то русский его вариант, наоборот, был по своему характеру деревенским. Однако в отличие от предшественников, художников-передвижников, импрессионисты увидели деревню не сквозь измерение человеческое, но сквозь природное. Русскому импрессионизму также был свойственен «культ этюда», ставший способом преодоления литературно-сюжетного мышления старшего поколения.

Всё изменится после революции 1917 года. Сначала на сцену выходит авангард, позже – соцреализм. Импрессионизм всегда держался в стороне от борьбы направлений, по своей сути он не претендовал на то, чтобы быть «большим стилем», он был обращён к вечному, глубоко личным переживаниям, отношениям с миром и чисто художественным задачам. Многие русские художники вошли в советское искусство уже сформировавшимися мастерами, как, например, ученик Константина Коровина по МУЖВЗ, Сергей Герасимов. Лирическая составляющая в работе «Вид из окна. Можайск» – яркий пример личного художественного высказывания, ставшего для многих художников способом реализации индивидуальной творческой свободы. Импрессионистический пейзаж составил основу камерного русла в советском искусстве, ставшего альтернативой официальной ветви социалистического реализма. В 1930-е годы продолжали работать мастера «Союза русских художников». В произведениях Сергея Малютина, Леонарда Туржанского, Петра Петровичева и Аркадия Рылова, созданных в это время, видно, как импрессионистические приёмы, которым они остались верны на протяжении всей своей жизни, продолжали существовать внутри официального искусства. Зачастую это «наследие» затмевало любую социальную риторику. Интерес к импрессионизму мы наблюдаем и у мастеров объединения «Бубновый валет». Оптимистические живописные мифы Ильи Машкова на выставке соседствуют с декоративными композициями Петра Кончаловского, экспрессивными пленэрами Аристарха Лентулова и лиричными камерными пейзажами Александра Шевченко.

Серьёзный удар по традиции импрессионизма нанесла кампания 1946 – 1948 гг. по борьбе с иностранными влияниями. Импрессионизм в 1940-е годы был назван «глубоко враждебным искусству соцреализма», а прозвище «импрессионист» стало ругательным. Лишь в 1950-е годы широкую известность получает творчество Сергея Герасимова и Аркадия Пластова, ранее находящихся в опале. Именно они стали тем связующим звеном между традицией русского импрессионизма и молодым поколением советских художников-шестидесятников. 

Периодом наиболее активного увлечения импрессионизмом среди советских мастеров становится эпоха «оттепели», 1950 – 1960-е гг. Начинаются поиски новых тем, нового художественного языка. Поездки по стране в поисках «настоящего» способствуют открытию заново русской природы. В 1950-е годы наблюдается возрождение пленэра, как способа освобождения от догматической традиции (похожую ситуацию мы могли наблюдать и 60 лет назад в русском искусстве). В послевоенный период активно работают художники-ученики бубнововалетцев – Н.Ромадин, Е.Зернова, С.Осипов, Е.Асламазян. Увлечённый наследием Серова и Коровина, Юрий Пименов обращается к «реалистическому импрессионизму» в своих оптимистичных образах новой Москвы.

В 1960-е годы на художественную сцену выходит поколение молодых мастеров-студентов Московского художественного института им. В.И.Сурикова, где долгое время преподавал Сергей Герасимов. В.Стожаров, В.Гаврилов, И.Сорокин и Э.Браговский в своих поисках настоящего и национального по примеру «Союза русских художников» обратились к Русскому Северу. Их образы правдивы, освобождены от социальной риторики и ставят исключительно художественные задачи, в большей степени они увлечены вопросами цвета, формы и поверхности. Параллельно с этим происходит обращение к традициям русского искусства – от народной культуры и иконописи до Левитана, что видно в работах мастеров владимирской школы живописи, представленной на выставке произведениями Владимира Юкина.

Если в начале ХХ века импрессионизм был, прежде всего, московским явлением, то с 1950-х годов можно наблюдать всё большее увлечение им по всей стране. Схожие поиски мы находим в работах ленинградских мастеров. Работа Вячеслава Загонека продолжает традицию произведений Станислава Жуковского, ей присуща пленэрность, смешение жанров и интерес к световоздушной среде. Пейзаж «Казантип» Евсея Моисеенко по своему характеру напрямую отсылает к традициям импрессионизма с его импровизационностью, легкостью и артистизмом.

Что же дал нам импрессионизм? Почему он оказался так важен для русского и советского искусства?

Импрессионизм научил видеть мир по-новому, научил ценить живопись и картину как нечто самоценное. Это искусство не о добре и зле, или нравственности, или истине – эти части человеческого измерения жизни, как оказалось, не абсолютны. Но абсолютна красота мира. В этом восхищении окружающим миром чувствуется поиск гармонии: в доверии к объективной реальности, смирении, принятии всех её законов. Мы и сейчас можем видеть, что импрессионизм не закончился, его приёмы как 70 или 120 лет назад до настоящего времени встречаются в работах современных мастеров. Вполне возможно, что скоро нас будет ждать новый его подъём. Когда в эпоху информации и виртуального мы захотим вернуться к миру реальному, попытаемся понять его. Но сможем ли мы это сделать?

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО