Специальный проект для посетителей с нарушением зрения позволит прочувствовать во всех деталях благородство и изящество скульптуры эпохи классицизма. Его героем стал тактильный экспонат, который можно воспринимать на ощупь. Он воспроизводит рельеф «Народное ополчение», созданный русским скульптором-медальером, творившим в XIX веке Федором Петровичем Толстым (1783-1873).
Этот медальон, как и «Взятие Берлина» из собрания музея Машкова, входит в знаменитую серию, посвященную событиям Отечественной войны 1812 года. В.П.Толстой начал работать над циклом в 1814 году, воодушевленный победами русской армии и силой русского народа. Серия, включающая 20 медалей – один из самых совершенных образцов русского классицизма, проявление патриотического подъема.
Идея «Народного ополчения» – единение всех сил общества, решимость, готовность бороться. Крестьянин, воин и купец получают мечи, протягивая руки к женской фигуре, олицетворяющей всю Россию. Она опирается на щит с двуглавым орлом.
Вот как сам Ф.П.Толстой описывал свою работу: «Дворянин купец и поселянин друг перед другом теснясь к алтарю Отечества и с жадностью простирая руки просят и требуют мечей. Жены старцы и отроки повергают у подножия алтаря злато и сокровища»». Сцена сбора пожертвований запечатлена на подножии трона. Фигуры ополченцев – воплощение мужества и благородства. Они подобны античным героям. Их костюмы условны. Воин показан в шлеме и кольчуге. За спиной купца развевается легкий плащ. У крестьянина при характерном облике русского человека с окладистой бородой и длинными волосами одеяние не похоже на одежду русских крестьян.
Граф Федор Толстой принадлежал к старинному знатному роду и был одним из самых образованных людей своего времени. Он получил образование в Морском Кадетском корпусе в Петербурге. После отставки принял решение посвятить себя искусству. Многие годы он преподавал в Академии художеств, руководил скульптурным и медальерным классом, в 1828-1859 гг. был Вице-президентом Академии. Участвовал в движении декабристов.
Толстой был знатоком античности. Обращение мастера к традициям греческого рельефа подчеркивает здесь, что по своей значимости современные события не уступают великим деяниям прошлого. Ф.П.Толстой работал над серией в течение 23 лет, считая ее одним из главных своих проектов.