«Сокровища русского искусства». Произведения из фондов ВМИИ им.И.И.Машкова | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
«Сокровища русского искусства». Произведения из фондов ВМИИ им.И.И.Машкова
20.11.2020 - 06.12.2021
Музей (пр-кт им. В.И. Ленина, д.21)

«Сокровища русского искусства». Произведения из фондов ВМИИ им.И.И.Машкова

Выставка приурочена к 60-летию со времени своего основания музея изобразительных искусств им.И.И.Машкова. Она включает более 80 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами XVIII- начала XX веков. Их объединяют высочайшие художественные достоинства, поистине это сокровища русского искусства.

Среди них есть работы практически не покидавшие музейные залы на протяжении всей истории ВМИИ, хорошо знакомые и любимые зрителем (В.Тропинин «Женский портрет», А.Саврасов «Распутица», К.Маковский «Портрет неизвестной в черном платье», И.Шишкин «Осенний лес»). В то же время, выставка дарит возможность встречи с шедеврами, по которым зритель успел соскучиться.

После долгого перерыва в экспозицию возвращаются коллекция редких портретов XVIII в., произведения гениальных русских пейзажистов Ф.Алексеева и М.Лебедева, поражающие роскошью неповторимых приемов живописные работы творцов Серебряного века: В.Серова и Ф.Малявина, Б. Кустодиева и М.Ларионова, К.Коровина и А.Савинова. Зритель увидит скульптуру «Сеятель» Ивана Шадра, ставшую символом целой эпохи. Изящным дополнением экспозиции является коллекция русского фарфора. 

Выставка порадует всех ценителей качественной живописи и тех, кто только начинает узнавать главные имена русского искусства.

Зрителю предоставляется возможность встретиться с работами К.П.Брюллова, К.А.Коровина, И.К.Айвазовского, К.Е.Маковского, с которых начиналось в 1960 г. формирование коллекции музея. Украшением собрания стал щедрый дар Н.А.Арнинг-Зайцевой, вдовы известного московского коллекционера К.Ф.Арнинга, передавшей музею в 1980 г. 38 произведений. Среди них были подлинные шедевры, работы В.А.Серова, И.И.Шишкина, М.Ф.Ларионова, которые зритель также может увидеть на выставке. Фонды музея пополнялись за счет приобретений у наследников художников и у частных коллекционеров (А.К.Саврасов, «Распутица», Ф.Малявин «Портрет девушки»).

Выставка дает возможность проследовать путями развития русского искусства во всем богатстве его жанрового разнообразия - от XVIII до 20-х годов ХХ века. Русское искусство XVIII века, стремительно обретающее профессиональную зрелость, представлено галереей портретных образов, отражающих пафос и напряжение освоения новых для России форм европейского искусства. Разнообразие типов портрета (камерный, полупарадный, парадный, мифологизированный) свидетельствует о горячем интересе к человеческой личности, ведь не случайно XVIII век называют «веком портрета». Произведения иностранных художников (П.Ротари, Я.Гроота) и их учеников («Портрет Е.С.Куракиной) соседствуют с портретом, близким к парсуне («Портрет морского офицера»), что демонстрирует многоукладность, полифонию, свойственную русскому искусству. Представление об искусстве второй половины века, эпохи Просвещения, о формирующейся Академии художеств дают портретный бюст М.В.Ломоносова, выполненный Ф.И.Шубиным и «Морской пейзаж» родоначальника русского пейзажа Ф.Алексеева.

Академическая традиция, достигающая расцвета в XIX в. и в большой степени определяющая художественную жизнь России нашла свое наиболее совершенное выражение в феномене Карла Брюллова. Его искусство представлено в коллекции картиной «Ангел и Пери», написанной на сюжет романтической поэмы В.А. Жуковского. Искусство Брюллова совмещало академический культ пластического совершенства, романтическую темпераментность и колоритность, интерес к восточной экзотике и достоверность пленэрных наблюдений. Романтическая концепция портрета, противопоставляющая обыденности потаенную богатую жизнь души, воплощена в «Мужском портрете», написанном неизвестным художником. Развитие пейзажа в XIX в. отразило движение от академической условности к романтическому преображению реальности и далее- к все более достоверному отражению ландшафта и поискам национального своеобразия. Продолжатели традиций Ф.Алексеева М.Лебедев («Итальянский пейзаж»), Н.Чернецов («Вид на Гори»), И.Айвазовский («Штиль на море»), А.Боголюбов («Прибрежье океана») прокладывали собственные пути к постижению реальности.

Учеником К.Брюллова был один из самых известных отечественных мастеров натюрморта И.Хруцкий. Зарождение новой, московской линии развития русского искусства связано с творчеством В.А.Тропинина. «Женский портрет» был написан им в Москве 1844 г., вскоре после освобождения от крепостной зависимости. Его понимание портрета как изображения человека в его естественном облике и типичном душевном состоянии, в окружении реальной обстановки заложило основы нового этапа в развитии жанра.

Историческое полотно «Бегство болгар с Дуная» К.Филиппова является свидетельством нового понимания назначения искусства, ориентированного на познание современности и истории как судеб целых народов, формирующееся в середине XIX в. Картина запечатлела события Крымской войны, участником которых был сам художник.

Те же векторы движения к все более достоверному отражению реальности определили развитие культуры второй половины XIX в. Искусство демократического реализма «возвращало искусство народу», создавало произведения о жизни народа и адресовало их, прежде всего, народу. Центром притяжения новых художественных сил стало «Товарищество передвижных художественных выставок». Братья К. и В.Маковские, А.Саврасов, В.Якоби, с произведениями которых зритель может познакомиться на выставке, входили в число организаторов этого общества. В 1870-е гг. ведущую роль в работе передвижников играл бытовой жанр, ориентированный на точность, порой несущий острое критическое содержание («Осужденный», В.Маковский). На выставке представлено произведение «Вечеринка у приказчика» одного из самых самобытных художников второй половины XIX в. Л.Соломаткина. Картины его, написанные смелою и выразительною кистью, проникнуты теплым поэтическим чувством и юмором. Высочайших успехов достигает русский психологический портрет («Портрет композитора Ц.А.Кюи» К.Маковского). Мощное развитие реалистического национального пейзажа было отражением напряженных исканий своего неповторимого пути, размышлений мыслящей части общества над тем, «что есть русское?». Жемчужинами собрания Волгоградского музея являются пейзаж А.Саврасова («Распутица»), И.Шишкина («Осенний лес»).

В выставках передвижников принимал участие В.Серов, который, как и его друг К.Коровин, стал одним из преобразователей русского искусства на рубеже XIX-XX веков. Именно их ученики оказались художниками, открывшими эпоху модернизма в русском искусстве. Рубеж XIX-XX веков – яркая и значительная эпоха в судьбе отечественного искусства. Ее характер определяли поразительная многоликость, разнохарактерность творческих открытий. С повествовательности акцент переносится на эмоциональное звучание, что требует усиления декоративности цветового решения, динамичности и фрагментарности композиции. «Ищу от природы настроения и поэзии»,- признавался К.Коровин. Поэзия в самом простом и обыденном- вот что привлекает молодых мастеров. Именно лирический пейзаж, окрашенный неповторимым восприятием художника становится знаком времени. Серебряный век дал целую плеяду прекрасных пейзажистов, среди них П.Петровичев, В.Бялыницкий-Бируля, Б.Кустодиев, А.Ясинский.

Необходимость запечатлевать быстропреходящие состояния природы вызвали к жизни ранее небывалые методы работы. Произведения теперь не сочиняют в мастерской, пользуясь предварительными этюдами, но создают их непосредственно с натуры, стремясь максимально полно сохранить живое чувство непосредственного общения с природой. Работа наполняется динамикой: композиция лишается равновесия, цвет, свет приобретают напряженность, фактурная поверхность оживает, сохраняя стремительное движение кисти. Освоение открытий западноевропейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма и символизма происходило параллельно с поисками вечных основ бытия. Искусство «серебряного века» представлено произведениями А.Савинова, М.Ларионова, К.Горбатова. Каждый из них создал свою неповторимую художественную реальность. Их воля к обновлению художественного языка поддерживалась грандиозными мечтаниями, ошеломляющими своей смелостью и надеждами на преображение мира, предощущением грандиозных перемен, ожидающих Россию в ХХ веке.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО