Выставка «Путешествия и коты» представляет произведения доброго художника-сказочника Татьяны Ковешниковой. 35 работ, созданные за последние 12 лет, приглашают в чудесное путешествие по Русскому Северу, Приэльбрусью, Крыму, Переславлю, Заволжью, малым городам Волгоградской области, эпохе 1930-1950-х годов. Тематику выставки определили две страсти художницы: странствия, походы и кошки всех мастей.
Татьяна Васильевна Ковешникова- известный волгоградский художник график, педагог. С 2020 г. она возглавляет Волгоградское отделение Союза художников России.
Свои путешествия, как и в целом все события жизни, художница претворяет в затейливые композиции. Их неизменными участниками, а чаще- главными действующими лицами являются сказочные коты. Они пытливы и отважны, изобретательны и деловиты. Их характеры, мимика достоверны и уморительны. Возможно, это лучшая версия человечества.
В рисунках Ковешниковой есть юмор, игра, волшебство сновидений, но не теряется чувство связи с реальностью. В пути Татьяна делает быстрые зарисовки, которые потом становятся основой тщательно разработанных графических листов. Каждый сантиметр ее листа обжит и наполнен деталями. Ее техника- это воплощенная ласка. Прозрачная акварель сияет, как стеклышки витража, а поверх нее возникает легкое кружево узоров, сделанных тушью и пером.
В этом узорочье есть изначальная этническая основа, однако стиль Ковешниковой неповторимо узнаваем. По ее словам, он стал складываться еще в детстве. В педагогическом институте, на кафедре рисунка и живописи, которая тогда еще не успела оформиться в институт художественного образования, к ее манере отнеслись бережно. Она с любовью и уважением вспоминает наставников Н.Д.Пирогову, О.С.Кириллову, Р.В.Паранюшкина, которые в ней увидели зрелого мастера.
Татьяна Ковешникова продолжает традиции советской детской иллюстрации. Книжки с добрыми картинками В.Сутеева и Ю.Васнецова стали частью нашего общего генома. Подобно им, Татьяна выстраивает на каждом листе целые истории, где каждый фрагмент – сложно устроенная сцена. Рисунки Ковешниковой - станковые, т.е. они не предназначены для оформления книги. Однако их природа текстовая. Они образуют серии, бывает, что их объединяет история самой поездки. Малые города нашей области- Дубовка, Филоновская, Гусевка, Урюпинск- любимы и хорошо изучены в ежегодных поездках на пленэр. Красота неспешной жизни в уютных одноэтажных домиках из узорчатого кирпича в окружении огородов и всякой живности претворена в приглушенных, словно присыпанных пылью и выгоревших на ярком солнце цветовых созвучиях.
Бывает, что автор придумывает истории, их героями становятся ее друзья и родные или же известные исторические личности. Коты могут рассказать о множестве серьезных и не очень вещей.
Вот, например, история про котов-летчиков. Жил-был отважный летчик Сигизмунд Леваневский. Он совершал сверхдлинные перелеты, участвовал в спасении пассажиров парохода «Челюскин». И вот однажды в 1937 году его самолет пропал над Северным полюсом. А у него был кот. И вот с тех пор этот кот и его товарищи также сели на самолеты и парят в небе в поисках самолета Леваневского. А пра-пра-правнук его кота сидит в мастерской и конструирует новый универсальный аппарат, чтобы тот мог скользить по льдам и лететь над снегами.
А вот и Котофея - всем котам и кошкам мать, заступница и кормилица. Все коты ее знают и почитают.
Серия работ «Очень редкие марки» посвящена будням котовоздухофлота- формирования, созданного в рисунках Ковешниковой. Коты пилоты и механики обслуживают и летают на легендарном самолете И-16. Модели самолетов, детали военной формы, всех атрибутов летного дела или техники тщательно воспроизведены по фотографиям и чертежам. Тут все по правде. На моторе броненосца и в самом деле можно варить кофе. Хвостовая часть кототанка – не что иное как приспособление для обнаружения мин. В этих работах реализуется давняя, из детства любовь автора фильмам про войну и к красоте техники.
При этом на всей серии лежит флер 30-50-х годов. Выбор эпохи, думается, не случаен. Истории Ковешниковой не рассказывают напрямую о войне. Она считает, что дело художника- радовать и создавать красоту. Но есть нечто в самом духе и оптике ее работ, отсылающее к той эпохе. Тщательность обживания своего мира, жажда порядка, любование каждой мелочью, стремление украсить свою жизнь - тогда за ними было осознание ценности этих простых радостей. Оно в сегодняшнем изобилии нами практически утрачено.
Искусство Татьяны Ковешниковой с виду далеко от всяких концепций. Но долго - всю жизнь – выстраивает она свою модель вселенной. В ее ласковом вдумчивом внимании ко всякой всячине есть внятная этическая позиция. Работы Татьяны Ковешниковой- душевные, теплые, трогательные. Она выбирает для них самые нежные цвета. Ее образы доверчивы и беззащитны. Они из самого детства. Это котики лечебного, гуманизирующего свойства. В них есть то, что оставляет нас детьми, что сохраняет нас людьми. Это про них стихи Ю.Мориц:
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова — не лечат больного.
Как всем нам необходимы такие коты и путешествия!