ОТКРЫТОЕ ОКНО. К 135-летию со дня рождения Сергея Васильевича Герасимова | Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова
+7 8442 38-24-44
+7 8442 24-16-79
Обратная связь
A A A
Виртуальная выставка

ОТКРЫТОЕ ОКНО. К 135-летию со дня рождения Сергея Васильевича Герасимова

Творчество Сергея Васильевича Герасимова (1885–1964) отличает удивительная полнота и глубокое осмысление вех истории советской страны. В ранней живописи художника заметны черты сезаннизма. В 1920-х гг. С.Герасимов создал в рисунке, литографии и живописи галерею крестьянских образов, которые стали его безусловными творческими достижениями. На темы революционной истории написаны работы «Фронтовик» (1926), «Клятва сибирских партизан» (1933). Произведения 1920-х гг. - первой половины 1930-х гг. отличаются простотой композиционного решения и экспрессивным рисунком. В ряду наиболее значительных тематических картин 1940-х гг. - 1960-х гг. следует особо выделить «Мать партизана» (1943, переработана в 1949–1950) и «За власть Советов» (1957). Живописные подходы художника развивались - от «русского постимпрессионизма» к эстетике конструктивизма и далее, отражая время и исторические реалия - к соцреализму; от серебристых легких мазков - к красочной феерии и ярким портретам современников.

Неизменной оставалась любовь художника к природе родного края, верность традициям русской пленэрной живописи, поэтичность и гармоничность ощущения жизни природы, с силой которой и знакомит наша Выставка.

Сергей Герасимов родился 14 сентября 1885 года в Можайске (ныне Московская область) в крестьянской семье, учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. В 1901 году Герасимов приехал в Москву и поступил на декоративное отделение Строгановского центрального художественно-промышленного училища, которое окончил в 1907 году. Сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были С.Иванов, К.Коровин, В.Серов и Л.Пастернак. Одновременно осваивал технику литографии под руководством С.Глаголя и практиковался в типографии Товарищества И.Сытина. С 1906 года участвовал в выставках Московского салона.

Теплый акварельный рисунок «Апрель. Мостик», вошедший в Выставку, написан художником в 1910 году в самом начале творческого пути. Ручей с деревянным мостиком, зеленеющий косогор и узкая полоска неба – лирическая задушевность станет отличительной чертой пейзажей С.Герасимова.

В 1914 году художника призвали на военную службу. После демобилизации в 1917 году С.Герасимов преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии, занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам. Он жил в Москве, летние месяцы работал в Можайске, где в 1915 году построил себе мастерскую. После Октябрьской революции Сергей Герасимов активно включился в новую жизнь, создал монументальное панно «Хозяин Земли» (1918), украсившее бывшую московскую Городскую думу. В 1920 году создал серию литографий и гравюр «Мужики». В 1921 г. вступил в «Мир искусства», с 1922 г. стал членом и постоянным экспонентом общества «Маковец». В 1920–1927 гг. преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1927-1929  гг. – во ВХУТЕИНе, получил профессорское звание. В 1925 г. совершил поездку в Италию, Грецию, Турцию. В 1926 г. посетил Новгород и Псков, создал ряд рисунков и картин с изображением быта местных крестьян и природы края.

Несмотря на заслуженное место в официальном советском искусстве, художник всегда находил время для выезда на натурные этюды. Картина «Вид из окна. Можайск»  написана в 1938 году. Вместе с художником мы видим в открытом окне с белыми занавесками солнечный пейзаж, видим связь жилища и природы, создающую чувство пребывания дома у человека.   

Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 гг. С.Герасимов находился в эвакуации в Самарканде, где создал серию акварелей «Москва - Самарканд - Москва». В 1947 г. С.Герасимов избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1950–1964 гг. являлся профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института. В 1948 году С.Герасимов был смещен с поста директора из-за обвинений в излишней либеральности, но, тем не менее, уже через два года вернулся к активной педагогической деятельности.

Сергеем Васильевичем Герасимовым созданы иллюстрации ко многим произведениям отечественных писателей, в том числе, А.Пушкина («Капитанская дочка»), Н.Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), А.Островского («Гроза»), а также тип самостоятельной станковой иллюстрации. В 1954 году Герасимов завершил серию иллюстраций к роману М.Горького «Дело Артамоновых», за которую получил золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958), в том же году стал Народным художником СССР. С 1958 года С.Герасимов занимал пост Первого секретаря правления Союза художников СССР, в 1966 г. (посмертно) был удостоен Ленинской премии. В Можайске действует мемориальный Дом-музей С.В.Герасимова.

Этюд «Весна» был написан в 1945 году, художник передает нам весеннее состояние природы, в которое встроен человек – женщина, сидящая на скамейке, окруженной белоствольными деревьями. Этюд «Можайск» написан в 1938 году: полоска земли, густые низкие темно-зеленые деревья, голубая гладь воды, постройки и глубокое серо-голубое небо. На заключительном этапе творческой жизни С.Герасимова пейзаж обретает новую силу, которая представлена на нашей Выставке еще тремя произведениями. Впечатлениями из путешествий навеяны наполненный воздухом рисунок «Гибралтар» из серии «Поездка вокруг Европы» (1956); этюды «Храм Посейдона в Сунноне» - руины античного храма на фоне водной глади моря с выступающими скалистыми островками и «Мистра», из серии «Поездка по Турции» (1961).

П.Корин замечательно написал об искусстве художника: «Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским. Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит гордое и светлое поле Бородино. С детства родная природа – первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, – очаровывала его душу. Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день над весенним небом. Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Вид из окна. Можайск. 1938<br>Холст, масло. 88х100 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Вид из окна. Можайск. 1938
Холст, масло. 88х100 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Можайск. 1940-е<br>Бумага, масло. 14,7х20,3 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Можайск. 1940-е
Бумага, масло. 14,7х20,3 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Апрель. Мостик. 1910<br>Бумага, акварель. 38,0х48,5 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Апрель. Мостик. 1910
Бумага, акварель. 38,0х48,5 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Весна. 1945<br>Картон, масло. 49,8х69,5 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Весна. 1945
Картон, масло. 49,8х69,5 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Мистра. Серия «Поездка по Турции». 1961<br>Картон, масло. 70,0х50,0 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Мистра. Серия «Поездка по Турции». 1961
Картон, масло. 70,0х50,0 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Храм Посейдона в Сунноне. Серия «Поездка по Турции». 1961<br>Картон, масло. 50,0х70,0 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Храм Посейдона в Сунноне. Серия «Поездка по Турции». 1961
Картон, масло. 50,0х70,0 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)<br>Гибралтар. «Поездка вокруг Европы». 1956<br>Бумага, акварель, гуашь. 20х57 см.
Герасимов Сергей Васильевич (1885-1964)
Гибралтар. «Поездка вокруг Европы». 1956
Бумага, акварель, гуашь. 20х57 см.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Наш сайт использует cookie.

Во время посещения сайта ВМИИ вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

ПОНЯТНО, СПАСИБО